Гудок, 30 октября 2012 г.

 

С гордостью

и любовью

«Естественные монополии для России потому и естественны, что они наилучшим образом балансируют у нас индивидуальные, групповые, общественные и государственные интересы», - считает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

 

Беседовал Андрей Гурьев

 

– Владимир Иванович, особая миссия железных дорог в жизни России общеизвестна. И все-таки на чем бы Вы предпочли акцентировать внимание в преддверии празднования их
175-летнего юбилея?

 

– Прежде всего я хотел бы еще раз подчеркнуть уникальность железных дорог как общественного феномена в истории Российского государства. Много раз уже говорилось, что это государствообразующий элемент. М. Монтень утверждал, что «лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». Соответственно, и основополагающие элементы такого устройства нужно оценивать исходя из такой посылки. Не будет у нас целостной, исправно действующей инфраструктурной сети – не будет оснований говорить о территориальной целостности Российской Федерации, о социальной справедливости, о соблюдении конституционных прав граждан и т. д.

Понимая значение железных дорог для нашей страны, необходимо находить и соответствующие инструменты в вопросах управления ими, в частности, в финансово-экономической сфере. Это я отношу не только к самим железнодорожникам, но и к тем, кто принимает решения в рамках государственного регулирования этого вида деятельности, а также к нашим партнерам по бизнесу.

 

– Вы считаете, роль железных дорог в обозримой перспективе будет возрастать?

 

– Уверен в этом. И не только в России, но и в мире. В последние десятилетия наблюдается некий ренессанс железнодорожного транспорта. Это выразилось, прежде всего, в бурном строительстве высокоскоростных магистралей. В пассажирских перевозках сегодня принято говорить о транспортной услуге «5+». Это означает: быстро, недорого, комфортно, безопасно, регулярно. Данным критериям в полной мере соответствует высокоскоростной железнодорожный транспорт. Большие подвижки и в грузовой сфере, но здесь еще многое только предстоит сделать, и я не сомневаюсь, что грядет «золотой век» железнодорожных перевозок.

О возрастании роли железных дорог в экономике страны можно судить по цифрам: за 9 лет работы компании ОАО «РЖД» грузооборот увеличился в
1,4 раза. Доля железнодорожного транспорта в транспортной системе страны впервые за 20 лет приблизилась к 45%. А без учета трубопроводов – 86%. За это время дальними и пригородными поездами воспользовалось около 11 млрд пассажиров. Это в полтора раза больше, чем все население земного шара!

 

– Как известно, в 2008 году была утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Однако ее реализация встречает значительные трудности, главным образом в части финансирования. Что нужно для того, чтобы наш российский железнодорожный ренессанс не отстал от мирового?

 

– Главное, нужно ясное понимание роли и места железной дороги в экономике нашей страны. Мы, кажется, очень логично и внятно на всех уровнях разъясняем, что раз железные дороги являются не только бизнесом, но играют в том числе и роль макроэкономического  регулятора,  давайте создавать адекватные смешанные схемы их финансирования. Потому что тот уровень тарифов на перевозку, который сейчас существует, не позволит в дальнейшем нормально поддерживать инфраструктуру и развиваться. Почему нас не все и не всегда слышат – вопрос риторический. Но в юбилей, как говорится, не будем о грустном. Я уверен, что в России на сегодняшний момент достаточно мудрых государственных мужей и беспокоиться о будущем РЖД не стоит. Причастностью к железнодорожной сфере в наше время можно и нужно гордиться. При этом нас более миллиона, мы все преодолеем и в обиду себя, конечно же, не дадим.

 

  Недавно Вы сказали, что холдинг «РЖД» стоит на пути новых глобальных вызовов и необходима его трансформация в мощную транспортно-логистическую структуру. Правильно ли понимать, что нужно переходить от понятия «железная дорога» к понятию «логистическая услуга»?

 

– В определенном смысле это, безусловно, так. Ведь пассажира или груз надо в конечном счете не «везти», а «довезти». Да не как-нибудь, а в срок и соблюдая все другие стандарты. И когда мы начинаем порой объяснять грузовладельцу, что его груз стоит в брошенном поезде потому-то и потому-то, ничего, кроме досады, у него не возникает. Транспортники должны не «футболить» грузовладельцев друг другу, а предоставлять комплексную логистическую услугу. Наш товар – это перевозка, перемещение людей и грузов в пространстве, а умное управление пассажиро- и товаропотоками, в том числе мультимодальными, – это и есть транспортная логистика. Мы должны сегодня предоставить клиенту качественную логистику, взяв на себя ее реализацию и предложив еще массу сопутствующих услуг. И на мировом рынке мы можем работать только так, и никак иначе. В противном случае наши мечты привлечь хотя бы парочку процентов грузопотока между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой так и останутся маниловщиной. Процессы мировой интеграции дают нам колоссальную потенциальную востребованность, поскольку сопровождаются мощным ростом мобильности населения и грузов. Наверное, не ошибусь, если скажу, перефразируя известные стихи, что мы говорим «единое экономическое пространство», а подразумеваем «логистика». И уже реализуем ряд проектов. Например, с Белоруссией и Казахстаном создаем совместную логистическую компанию по перевозке контейнеров.

 

– Как Вы считаете, можно ли что-то из 175-летней истории российских железных дорог взять на вооружение сегодня?

 

– Есть такое высказывание, что генералы всегда готовятся к прошедшим сражениям. То есть они тщательно анализируют опыт минувших войн и стараются сделать выводы. А потом вдруг появляется какой-то никому не известный честолюбец – и одерживает одну победу за другой. Изу­чать и использовать опыт, конечно же, надо, потому что без знания прошлого не построить будущего. Но когда идешь по дороге, голова все-таки должна быть повернута вперед, а не назад, иначе просто будешь все время спотыкаться и падать. Я считаю, что каждый период в истории железных дорог был оригинален, представлял собой совокупность достаточно сложных решений тех вопросов, которые выдвигала жизнь, и они принимались конкретными людьми, исходя из их представлений, в том числе и мировоззренческого характера. Но были как удачные решения, так и не оправдавшие себя. В любом случае механически возвращаться назад в прошлое еще никогда никому не удавалось.

Но вот что обязательно необходимо взять из нашей железнодорожной истории, так это тот дух корпоративной солидарности, которым всегда были сильны российские железнодорожники, их преданность профессии, увлеченность этой своей стихией – железной дорогой, такие качества, как добропорядочность, честь, патриотизм, коллективизм. И мы, кстати, еще в 2006 году в Кодексе деловой этики ОАО «РЖД»  записали, что основой нашей системы ценностей является корпоративный дух, формирование которого связано с историей железнодорожного транспорта России, с особой значимостью железных дорог для страны.

 

– В этом году совпали две большие даты – 175-летие российских железных дорог и 1150-летие Российского государства. Выступая на торжествах в Великом Новгороде, Вы проанализировали исторические традиции России и вызовы ХХI века. Каковы Ваши основные выводы?

 

– Если кратко, то я бы выделил следующее. Наша страна уникальна. Она прошла колоссальные испытания, подарив миру и открытия, и уроки, и опыт жертвенности. Но в ее истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Россией опять стоит вопрос о путях развития, об угрозах ее традициям и ценностям. Между тем российская государственность в силу своей специфики породила вполне определенные требования. В частности, речь идет о степени участия государства в экономике. Нельзя не видеть, что распространенный сегодня миф о государстве как ночном стороже наиболее опасен именно для России, где доля государственного перераспределения ресурсов всегда была велика. Я убежден, что естественные монополии для России потому и естественны, что они наилучшим образом балансируют у нас индивидуальные, групповые, общественные и государственные интересы.

Мы отмечаем 1150-летие государства и 175-летие российских железных дорог с чувством гордости за историю нашей Родины, с любовью к ней и с уверенностью в ее будущем.

 

 



Hosted by uCoz