«РЖД-Партнер», 2002, № 5, май

 

Грядет ли оператор в Законе?

 АНДРЕЙ ГУРЬЕВ

Перефразируя известный афоризм, можно сказать: министры приходят и уходят, а творения их рук остаются. После недавней смены руководства в министерстве путей сообщения России привычную уже долю родительского тепла перестали получать операторские компании - эти, по выражению одного из наших экспертов, "незаконнорожденные" дети МПС. Вопрос ближайшего времени, наверное, в том - по каким правилам они будут жить дальше, какой будут иметь статус? Здесь взгляды отцов (которые не хотят, чтобы их чада росли слишком избалованными) и детей - далеко не во всем совпадают...



ЗАКОНА НЕТ, НО КОМПАНИИ ЕСТЬ

На апрельской коллегии министр путей сообщения России Геннадий Фадеев в целом критически отозвался об итогах деятельности операторов. "Практика работы с операторскими компаниями не сопровождается улучшением технологии перевозок грузов. Наоборот - происходит рост непроизводительных простоев вагонов на станциях погрузки и сгущенного подхода грузов к потребителям", - заявил он. По данным, приведенным министром, сегодня зарегистрировано 54 компании, которые владеют восьмой частью всего количества подвижного состава, эксплуатируемого МПС. При этом в распоряжении частных компаний находится до 80-ти процентов парка минераловозов и около 70-ти процентов цистерн. "В их лице, - отметил министр, - железные дороги еще не получили надежного и ответственного партнера".
Первый заместитель министра путей сообщения России Вадим Морозов, отвечающий непосредственно за эксплуатационную деятельность отрасли, со своей стороны добавил: "На ряде предприятий, обслуживаемых операторами, наблюдаются просто неуправляемые процессы. К тому же операторские компании (не заявляя объемы перевозок) не несут финансовой ответственности за невыполнение плана погрузки и необеспечение подвижным составом грузоотправителей". Далее В.Морозов констатировал, что такое положение возможно "из-за отсутствия принципов взаимодействия данных субъектов с МПС", которые должны исходить из законодательных актов.
Действительно, законодательных актов, регламентирующих деятельность операторских компаний, до сих пор нет, а есть лишь акты подзаконные. Этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с разработкой и прохождением проектов новых законов "О федеральном железнодорожном транспорте" и "Транспортный Устав российских железных дорог". Возникло предложение - внести в законопроекты понятие "операторская компания", определив при этом ее права и обязанности. Разработчики законов в МПС на это не пошли, однако дискуссии по данному вопросу продолжаются и, несомненно, будут перенесены в Государственную Думу.

ПО СУТИ ДЕЛА

Аргументы сторон хорошо просматриваются в представленных точках зрения. Попытаемся их хотя бы частично систематизировать. "За" внесение высказываются в основном сами операторы или те промышленные компании, которые участвовали в их создании. Они затратили средства на покупку подвижного состава и приобретение лицензий, в связи с чем хотели бы получить обещанные инвестиционные скидки. Кроме того, предприятия, закупившие подвижной состав и перевозящие в нем свою продукцию, объективно заинтересованы в сохранении "статус-кво" хотя бы на переходный период, поскольку в такой ситуации они не зависят от МПС в вопросе предоставления порожняка и при этом отвечают за перевозки главным образом сами перед собой.
Точку зрения сторонников легализации операторов выразил общественный совет при комиссии правительства РФ по структурной реформе железнодорожного транспорта. В его докладе, направленном на имя председателя комиссии вице-премьера Виктора Христенко, содержится требование "внести в законопроекты положения, отражающие правовое положение операторских компаний, порядок их государственного регулирования и взаимодействия с МПС РФ (в дальнейшем ОАО "РЖД") и другими перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями".
"Против" внесения выступают МПС и экспедиторский корпус. Интересно, что это тот редкий случай, где сошлись во взглядах железнодорожное ведомство и его постоянный оппонент - "Ассоциация экспедиторов РФ", аффилированная с Минтрансом РФ. Аргументы здесь следующие: в мире нет такого субъекта транспортного рынка как "операторы" (за исключением экспедиторов-операторов мультимодальных перевозок). Следовательно, нецелесообразно это делать и в России. Согласно точке зрения МПС (смотрите статью первого заместителя министра путей сообщения России В.Морозова на стр.6-7 этого номера), операторские компании после принятия новых законов должны определиться и стать либо экспедиторами, либо грузовладельцами с собственным подвижным составом, либо частными перевозчиками.
Понятие "перевозчик" в законопроекте "Устава" определяется как "юридическое или физическое лицо, являющееся стороной "Договора перевозки" - осуществляющее на основании соответствующей лицензии перевозку пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте; владеющее железнодорожным подвижным составом, включая тяговый; либо заключившее договор на предоставление услуг локомотивной тяги; а также заключившее договор на пользование услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта, либо владеющее инфраструктурой железнодорожного транспорта".
Заслуживает также внимания недавнее сообщение Всероссийской академии внешней торговли о том, что в ее стенах создана "Концепция перевозчика", которая в ближайшее время будет широко представлена общественности. Профессор академии Константин Холопов сообщил, что в ней "нет никаких операторов, а перевозчиком является тот, кто принял на себя ответственность за перевозку".

КАКИМ ПУТЕМ ПОЙДЕМ?

В итоге ситуация выглядит так. Реформа предполагает формирование конкурентного сектора в железнодорожных перевозках. Достижение этого возможно преимущественно двумя путями: целенаправленным созданием дочерних компаний МПС; или спонтанным формированием собственников подвижного состава на базе промышленных, транспортных, экспедиторских или иных предприятий. Первый путь - типично "монополистический", со всеми сопутствующими издержками; второй - более рыночно-демократический.
Сегодняшние крупные операторы - это потенциальные завтрашние частные перевозчики конкурентного сектора. Ввести понятие "оператор" в новые законы означает избрать консервативный, отягченный обещанными ранее преференциями путь к конкурентному сектору. Переходный период в данном случае будет идти дольше. Не вводить - означает ускорить процесс распада нынешних операторских компаний на экспедиторов и перевозчиков и быстрее получить прообраз "правильного" рынка. При этом никаких социальных потрясений в данном процессе не просматривается.
Весь вопрос заключается в том: сумеют ли крупные промышленные компании, создавшие своих операторов, пролоббировать более приемлемый для себя вариант. Судя по их удельному весу в экономике страны, вряд ли. Скорее всего свое незаконное рождение операторам придется "искупить" перерождением и перерегистрацией. Зато они станут первыми в России частными перевозчиками. И на законных основаниях...



Hosted by uCoz