РЖД-Партнер, № 9, май 2012 г.
Весь позитив от реформы –
благодаря конкуренции
На железнодорожном транспорте
планируется создать коммерческую
инфраструктуру управления рынком грузовых перевозок. ее уже много лет пропагандирует Анатолий
Голомолзин, заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы.
Беседовал
Андрей Гурьев
–
Анатолий Николаевич, лично Вы уже давно выступаете за создание органа
самоуправления на рынке железнодорожных перевозок по типу того,
что существует в электроэнергетике. На совещании в Кемерово тогдашним
премьер-министром Владимиром Путиным было дано поручение подготовить этот
вопрос. Просьба прокомментировать данную проблему, но сначала в целом оценить
ход реформ в РЖД.
–
Вопросы, связанные с реформированием естественных монополий, – тема очень
серьезная, потому что речь идет о трансформации таких сфер деятельности,
которые являются большими техническими системами. Электроэнергетика и
железнодорожный транспорт в принципе реформируются примерно синхронно по
времени и по похожим сценариям. При этом нельзя сказать, что реформы в РФ
существенно отличаются от преобразований, происходящих в мире. Тем не менее
отличия, конечно, есть, поскольку для России железнодорожный транспорт является
очень существенной отраслью, на которую сильно завязана вся экономика страны.
В рамках реформирования мы больше тяготеем к европейскому опыту. Здесь речь
идет о разделении по видам деятельности. Когда принималась программа реформы на
российских железных дорогах, предполагалось, что будет три этапа.
И планировалось, что на каждом из них мы будем проводить анализ того, что
сделано и каковы результаты. Но, к сожалению, это не всегда происходило. До сих
пор даже показателей реформирования, оценки эффективности преобразований в
каком-то полном сводном виде у нас нет. Более того, когда мы сталкиваемся с
оценкой тех или иных процессов, то порой получаются просто парадоксальные вещи.
Например, явно непродуктивная дискуссия о роли и месте операторов, которая
продолжается уже много лет. Самое главное, реформу нужно отслеживать на каждом
этапе и делать соответствующие выводы. Если почувствовали, что идем не по тому
пути, – надо вносить коррективы. Пока же, повторяю, аналитическое сопровождение
реформы во многом оставляет желать лучшего. Что касается оценок, то понятно,
что в новых условиях железнодорожный транспорт не может уже работать
по-старому. Но то, что реализовано, еще далеко от того, что задумывалось.
Сегодня, в частности, надо вносить изменения в саму модель, структуру управления
рынком железнодорожных перевозок. Если же говорить о позитивных моментах в
реформе, то очевидно, что они были достигнуты за счет конкуренции, то есть
именно в конкурентных сегментах. Например, это мощное привлечение инвестиций в
операторском секторе. Благодаря реформе здесь удалось решить проблему,
связанную с дефицитом и старением вагонного парка. Именно операторы купили
новый подвижной состав, без которого железная дорога просто встала бы.
А вот проблемы с узкими местами на инфраструктуре, с локомотивной тягой как
раз находятся в тех секторах, которые работают, по сути, в старой системе
хозяйственных отношений. Здесь дефицит не преодолен и даже нарастает.
– Вы
упомянули о дискуссии, которая идет с 2002 года: нужно или не нужно
регламентировать деятельность операторов? Но сегодня, кажется, вопрос уже
прояснился в свете проблем с управлением приватными вагонными парками.
–
Да, но при этом есть мнение, что операторов стало слишком много, они
расплодились на сети, создали заторы – вот в этом и заключается главная
проблема. А поэтому надо ввести ограничение по количеству вагонов, которым
может владеть оператор. Это как будто и решит вопрос. Но я так не считаю. У нас
порядка 2 тыс. операторов. Такое количество сформировалось еще 5 лет назад, и
сейчас оно находится на этом же уровне. Проблемы усугубились в 2011 году.
Почему? В 2009-м образовалась Первая грузовая компания, выделившись из ОАО
«РЖД». В 2011 году она стала работать по агентским схемам в рамках управления
этими процессами со стороны Центра фирменного транспортного обслуживания. Так
вот как раз это управленческое решение и привело к тем негативным последствиям,
о которых все хорошо знают. ОАО «РЖД» стало работать именно не в качестве
перевозчика, а как бы отвечая по обязательствам оператора. Но у оператора иная
ответственность, нежели у перевозчика, прописанная в уставе. В результате
заявки не удовлетворялись в полной мере и при избыточном парке создавался
дефицит вагонов на рынке. ФАС рассмотрела дело в отношении группы лиц РЖД и
жестко отреагировала на ситуацию с вынесением решений и предписаний. При этом
мы еще раз напомнили, что проблемы на рынке железнодорожных перевозок
неизбежно будут возникать, пока здесь не сформирована коммерческая
инфраструктура механизма управления или сорегулирования. То есть речь идет о
создании такого органа, который позволит организовать перевозки в интересах
всех участников рынка.
–
Что конкретно это будет за орган?
– С одной стороны, это площадка, на которой происходит
организация хозяйственных взаимоотношений участников рынка. А с другой – здесь
формируется система договорных отношений и создаются правила игры. Вот,
собственно, и все. Необходимо обеспечить соответствующие организационные формы,
которые позволяли бы вырабатывать и принимать правила на уровне нормативно-правовых
актов разного уровня (законодательные, постановления правительства,
ведомственные и т. д.), создающие правовую стабильность на рынке. В то же время
эта нормативная база должна гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.
Стабильность формируется в рамках соответствующих законов, постановлений других
актов. А гибкость возможна тогда, когда интересы участников рынка могут быть
оперативно отражены в договорных отношениях. При этом в управляющий орган
должны войти представители всех заинтересованных сторон: регуляторов,
владельцев инфраструктуры, перевозчиков, операторов, грузовладельцев и т. д.
– То
есть некий аналог управляющей структуры в электроэнергетике здесь
действительно будет прослеживаться?
–
Да, разумеется. В любой сфере экономики могут быть, конечно, свои нюансы, порой
очень существенные, но модель «продавец-покупатель» в условиях разнообразия
форм собственности, конкуренции хозяйствующих субъектов и свободы
ценообразования, то есть там, где уже налицо конкурентные сегменты экономики,
по сути, едина. Вот почему мы предлагали создавать структуру, аналогичную по
управлению той, которая существует в электроэнергетике. Повторяю, это должна
быть площадка, на которой собираются и органы власти, и продавцы, и покупатели.
Они формируют систему коммерческих отношений. Например, в электроэнергетике
существуют оптовый и розничный рынки. Мы полагаем, что структура транспортного
рынка должна состоять из ряда сегментов. Один из них – сектор инвентарного
парка. Ситуация 2011 года возникла вследствие того, что не был реализован
механизм поэтапного перехода от инвентарного парка к парку других операторов.
То есть вагоны Первой грузовой компании достаточно резко перешли к работе
совсем в других условиях. Вагонная составляющая тарифа на перевозку, по сути,
дерегулировалась, увеличившись в среднем в два раза. Соответственно перевозка
подорожала на 30%.
В условиях сформировавшегося рынка такого ценообразования быть не может.
К дерегулированию цен всегда нужно переходить лишь при наличии рыночных
условий. До той поры, пока была группа лиц РЖД и имелся в определенном объеме
инвентарный парк, операторские компании, работая на конкурентном рынке,
ориентировались на ценовой индикатор, сложившийся в старой системе. Но как
только этот сегмент изменился, ориентиры стали другими. Поэтому мы всегда
говорим, что не может быть дерегулирования, прежде чем не будут созданы
необходимые рыночные структурные, правовые, организационные и иные условия.
–
Какими Вам представляются перспективы формирования полноценной конкурентной
модели в сфере железнодорожных грузовых перевозок?
–
Напомню, что с 1 января 2015 года мы будем работать с Казахстаном и Белоруссией
в рамках Единого экономического пространства. И железнодорожные перевозчики из
этих стран будут иметь право оказывать свои услуги в России наравне с
национальными транспортными компаниями. Рынок железнодорожных перевозок должен
стать для них сначала общим, а затем единым. Потом на нем будут выделяться
отдельные сегменты. Сейчас идет обсуждение проекта правил недискриминационного
доступа на рынок всех перевозчиков. Приложением к нему является перечень услуг,
которые оказываются на рынке. Там нет ни одной услуги, которая была бы как-то
придумана. Это все услуги, которые вытекают из существующей практики и
действующих нормативных актов. Поэтому железнодорожные перевозки таким образом
сегментируются, и надо организовать их именно на условиях конкурентного рынка в
тех сегментах, где это возможно. Работа по конкурентным принципам означает
работу на условиях организованного рынка. Есть целевая модель. В ее рамках
можно определить некоторые участки сети, где могут формироваться условия
конкуренции. Нужно оценить, где возможны такие сегменты. Их в принципе
достаточно много, в том числе маршрутные перевозки по направлениям к морским
портам. Грузоотправители могут выкупать здесь у перевозчиков места в следующих
по расписанию поездах под свою продукцию. Мы недавно смоделировали, как это
может происходить, на примере двух видов грузов – нефтеналивных и контейнерных.
Выбрали маршруты и посмотрели, каким образом может быть реализована такая схема
конкурентных перевозок.
В моделировании участвовали представители ОАО «РЖД» и всех ведущих операторов,
в том числе Первой и Второй грузовых компаний. Мы сделали вывод: эта схема
работоспособна, перевозчики вполне могут конкурировать друг с другом.
–
Когда вы предполагаете предложить применять такие схемы на практике?
– Мы
считаем, что постепенно, по мере создания нормативных условий, необходимо будет
переходить к таким формам. Примером может служить опять же энергетика, где с
2001 года начали проводить инвестиционные торги, а затем перешли к развитию
других конкурентных сегментов этого рынка. Первоначально на этих условиях
работало от 5 до 15% рынка, затем по закону прошла дальнейшая его
либерализация. Конкурентный сегмент расширялся.
–
Сегодня озвучивается много критики в адрес реформы электроэнергетики и, в
частности, роста цен на электроэнергию для промышленных предприятий. Как Вы
могли бы прокомментировать эту ситуацию? Ведь копировать не вполне успешный
опыт было бы явно неправильно.
–
Оптовый рынок в электроэнергетике уже успешно работает, и цены там меняются на
рыночных принципах. Проблема как раз в сетях, где нет соответствующего
регулирования. В результате этого тарифы выросли многократно. Сейчас ситуация
исправляется. Мы вынуждены были включить представителей ФАС в региональные
энергетические комиссии. Фиксируем 1% нарушений на оптовом рынке, 99% – на
розничном. Надеемся ситуацию стабилизировать. Что касается железнодорожного
транспорта, то сейчас мы уже начинаем моделировать ситуацию с переходом на
новые условия управления и регулирования в узком сегменте. Хотим понять, как
это будет в реальности. Мы надеемся, что новая система сорегулирования на рынке
железнодорожных перевозок скоро начнет внедряться. Кстати, у нее ведь есть
историческая основа.
С 70-х годов ХIХ века на железных дорогах России существовала система Тарифных
съездов. Мы считаем, ее нужно восстановить и трансформировать в современные
формы. В целом же саморегулирование бизнеса не может здесь взять на себя всю
полноту управления, только государственное регулирование также не справится с
задачей. Нужно сорегулирование.
–
Можно ли уже указать конкретные сроки выполнения поручения премьер-министра по
поводу создания, условно говоря, совета рынка грузовых
железнодорожных перевозок?
– Сейчас вопрос находится на
стадии обсуждения. Ответственный за него – Минтранс. Мы говорим о том, что
наблюдательный совет должен быть сформирован уже в течение одного-двух месяцев.
В него должны войти регуляторы, перевозчики, операторы, грузоотправители и т.
д. Дальше при этой структуре должна сформироваться система организации рынка,
заработать торговая площадка для проведения инвестиционных торгов. Участники
рынка сами должны подписать об этом договор. Далее – по типу шаг за шагом.