Гудок, 19 января 2012 г.

 

Ни инвестора,
ни загрузки

 

Успехи ВВРЗ, достигнутые в последние годы, неожиданно оказались омрачены недостаточными заказами на ремонт вагонов. Интервью с  генеральным директором ОАО «Владикавказский вагоноремонтный завод» Виталием Бекузаровым

 

Беседовал Андрей Гурьев

 

– Виталий Ахсарбекович, рассказывают, что, когда в 2001 году министр путей сообщения Николай Аксененко приехал на завод, он походил по цехам и сказал, что по-хорошему здесь все надо сровнять с землей и устроить на месте предприятия детскую спортивную площадку. Правда ли это?

 

– Я тогда на ВВРЗ еще не работал, но знаю, что так оно и было. Тем не менее в том же году МПС приняло решение о реконструкции завода, и вскоре начались строительные работы. Однако в начале 2002 года министр сменился, и завершена была только первая очередь с введением в эксплуатацию нового цеха по ремонту пассажирских вагонов. Стройка замерла, а на предприятии сложилась крайне тяжелая ситуация: старое оборудование демонтировано, новое не установлено, по территории ни пройти, ни проехать, работать с грузовыми вагонами запрещено. Когда в 2004 году я принял завод, обстановка в коллективе была накалена до предела.

 

– Как выходили из сложной ситуации, с чего начали?

 

– Самые первые шаги были направлены на создание нормального морально-психологического климата в коллективе. Мы стали еженедельно проводить утренние оперативные совещания в цехах с участием генерального директора и его заместителей. На них люди могли высказать руководству все, что считают нужным.

Также было уделено большое внимание развитию гласности (в частности, мы возобновили издание заводской газеты), организации производственного соревнования, созданию системы моральных и материальных стимулов. Постепенно психологический климат был налажен, сформирована профессиональная команда из руководителей.

Сегодня люди, имеющие квалифицированное мнение по какому-либо производственному вопросу, могут быть уверены, что оно всегда будет услышано руководством, а в случае целесообразности – использовано на практике.

Второй важнейший вопрос, которым мы занимались, – это поднятие материальной базы, то есть обновление цехов и оборудования, наведение порядка на территории.

Денег на инвестиционные программы никто не давал, выживали подчас за счет энтузиазма. После того как в 2007 году стали акционерным обществом, возможности несколько расширились. Затем наступил кризис, но нам удалось сделать главное – сохранить коллектив, который может выполнять любые сложные заказы. Последние два года это подтвердили и были самыми продуктивными.

 

– Что в этой связи можно было бы назвать в качестве наиболее показательного?

 

– Сертифицирована система менеджмента качества. Дополнительно к ремонту пассажирских вагонов мы возобновили ремонт грузовых, освоив новую для завода технологию восстановления полувагонов, цементовозов, минераловозов, модельного ряда платформ. Получены сертификаты по целому спектру специализированного подвижного состава, в частности, на продление срока полезного использования нефтебензиновых и газовых цистерн, спецвагонов Минобороны, расширяем область действия клейма.

Для повышения качества ремонта колесных пар было построено и оснащено соответствующим оборудованием новое демонтажно-моечное отделение колесного цеха, мощность которого возросла до
8 тыс. колесных пар в год.

Проведена реконструкция аварийной части цеха по ремонту грузовых вагонов, что дало возможность расширить технологические площади для сборки новых тележек, ремонта платформ, приобретена и пущена в эксплуатацию вагоноремонтная машина по правке кузовов полувагонов, развивается капитальный и капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов, приобретено диагностическое оборудование для обеспечения безопасности движения.  Проведена реконструкция кузнечно-прессового цеха. То есть у завода есть площади, оборудование и обученный персонал, для того чтобы формировать хороший заказ и нормально работать. В 2010-м мы увеличили объем производства по сравнению с предыдущим годом почти на 40%, в 2011-м превысили уровень 2009-го почти в два раза. Однако по поводу наступившего года у нас есть серьезные опасения.

 

– В чем проблема и кто бы мог помочь в ее решении?

 

– Производственная программа по пассажирским вагонам загружает наши мощности лишь наполовину, и мы не можем сейчас сформировать нормальную экономику по этому направлению. А ожидания по объемам заказов от Первой и Второй грузовых компаний пока, к сожалению, не оправдываются. Мы обращаемся к нашим уважаемым партнерам с просьбой пересмотреть имеющиеся планы в сторону их увеличения. Для нас это жизненно важно.

 

– Есть ли какие-то идеи, как можно диверсифицировать ваше производство и увеличить его доходность?

 

– Мы вынашиваем планы по производству новых полувагонов. Если иметь соответствующую технику, то построить новый вагон ничуть не сложнее, чем капитально отремонтировать старый.

 

– В конце прошлого года планировалась приватизация завода, однако аукцион не состоялся из-за отсутствия покупателей. Что Вы думаете по этому поводу?

 

– Я не скрою, что продажа завода – это больная тема, которая не оставляет равнодушным никого в коллективе. Конечно же, мы понимаем, что необходимо формировать конкурентные рынки. Все последние годы мы вели целенаправленную работу на улучшение соотношения «цена – качество» в нашей продукции и готовы работать в конкурентных условиях, хотя наше географическое расположение несколько снижает нашу конкурентоспособность. Но опасения лежат в иной плоскости, а именно – какую политику поведет новый собственник. Не будет ли предприятие перепрофилировано в какие-нибудь коммерческие склады с гораздо меньшими затратами и большими доходами? Я лично убежден, что это была бы настоящая трагедия и для завода, и для города Владикавказа. Поэтому мы очень надеемся на то, что завод будет приобретен именно с целью сохранения и дальнейшего развития производства и весь накопленный потенциал и опыт работы будут востребованы.

В январе 2013 года заводу исполнится 100 лет. Очень хочется надеяться, что мы встретим юбилей с новыми производственными свершениями и планами по дальнейшему развитию производства, а отнюдь не по его свертыванию.

 

 

 



Hosted by uCoz