«РЖД-Партнер», 2002, № 10, октябрь

Владимир Якунин: "ОАО "РЖД" - это акционерное общество; оно не может быть убыточным"

Ожидается, что в ходе осенней сессии Государственная Дума рассмотрит пакет законопроектов по структурной реформе железнодорожного транспорта во втором чтении. С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к первому заместителю министра путей сообщения России, курирующему в МПС данный вопрос, ВЛАДИМИРУ ЯКУНИНУ.

- Владимир Иванович, как Вы оцениваете итоги прохождения законопроектов в Госдуме в первом чтении?

- Положительно. И дело не только в том, что именно мы в МПС это так оцениваем. Объективно - когда более 60-ти процентов депутатов проголосовали "за" - результат говорит сам за себя. Особенно на фоне тех сложностей, с которыми столкнулись наши коллеги-монополисты. Безусловно, этому предшествовала очень напряженная, я бы сказал - точечно-ориентированная, хорошо спланированная работа. Хотел бы в этом смысле отдать должное своим коллегам - А.Г.Беловой и С.А.Аристову, которые в основном вели работу с законодателями, в частности в профильном комитете по энергетике, транспорту и связи.
Надо сказать, что рассмотрение законопроектов в комитете стало для нас своеобразным чистилищем. Помимо этого была очень напряженная и, скажем, далеко не всегда гладкая работа с "Ассоциацией экспедиторов России", Торгово-промышленной палатой РФ, с руководителями мощных финансово-промышленных холдингов, которые являются потребителями услуг МПС. И, конечно, здесь сталкивались противоречивые интересы...
- По каким вопросам были наиболее острые разногласия?
- Основные дискуссии шли по двум направлениям. Первый аспект - это озабоченность тем, что железные дороги (как государственное достояние) могут оказаться в руках недобросовестных коммерсантов-приватизаторов. Второй - это вопрос справедливого, равного доступа к магистральным возможностям, к инфраструктуре. То есть развитие конкуренции и исключение диктата одного перевозчика (которым становится ОАО "Российские железные дороги") по отношению ко всем остальным. На этапе первого чтения выяснилось, что идеологически мы с большинством депутатов одинаково понимаем как неизбежность реформы (с грядущим образованием государственной акционерной железнодорожной компании), так и ее необходимость. Ко второму чтению мы рассмотрим все замечания и дополнения заинтересованных организаций; проанализируем их и будем выходить на Государственную Думу с консолидированной позицией.

- В чем заключается реформа для Вас?

- МПС России - это единственное министерство, которое все еще совмещает функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Такой анахронизм очень мешает нормальному развитию отрасли. Поэтому первый аспект реформирования заключается в разделении этих функций, что должно быть отражено в законодательных нормативных актах. Их выработкой мы сегодня и занимаемся. Причем зачастую бытует мнение, что разделить функции очень просто: раз и разрезали - здесь одна часть, там другая. На самом деле - это сложнейший процесс. Тут и вопросы новых отношений с клиентурой; и формирование финансово-экономической модели отрасли; и разделение по видам деятельности; и выделение непрофильных производств и многое другое.
Во-вторых, - это принципиально новый подход в тарифной политике. Он должен давать возможность государству правильно регулировать (в том числе и грузовые) потоки. Например, разрабатывается топливно-энергетический баланс страны, согласно которому мы в следующем году должны увеличить потребление угля, допустим, на 20 миллионов тонн. Каким образом этот уголь прибудет на электростанции? Априори ясно: по железным дорогам. Но тогда должен быть рассмотрен и вопрос об усилении железнодорожного хозяйства. А это развитие магистралей, их электрификация, расширение или строительство новых станций и так далее. Раз государство ставит те или иные задачи, значит оно должно и определить - за счет чего отрасль эти задачи выполнит? Ведь именно государственные органы регулируют нам тарифы. Значит это должны быть тарифы, определяемые рыночными механизмами и обоснованные государственной политикой в области экономического развития страны.
Третий аспект - кадры. Это и люди, которые будут работать в обновленной отрасли, и которые из нее высвобождаются. Мы проводим подготовку и переподготовку своих кадров. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в ходе преобразований огромное количество работников остались не у дел. Да - есть отраслевая программа занятости. Но реформирование МПС - это не только задача отрасли, это общегосударственная задача. Поэтому и на заседании правительства в выступлении министра Г.М.Фадеева четко прозвучал тезис о том, что вопрос трудовых ресурсов и создания рабочих мест должен решаться в рамках государственной программы занятости населения. Для этого необходимо просто-напросто выделять деньги; если выделять их должны именно мы, то возникает вопрос - откуда и за счет чего? Ведь мы должны их заработать, либо использовать те или иные налоговые освобождения. Больше-то взять неоткуда.
Еще один важнейший аспект - это умение хозяйствовать и работать как бизнес-структура. ОАО "РЖД" - это акционерное общество; оно не может быть убыточным. Не забывайте, что с 2004 года мы переходим на международный стандарт бухгалтерского учета. Сегодня еще возможна такая парадоксальная ситуация, когда прибыль у нас минусовая, но при этом вроде как бы все нормально развивается. Поезда ходят, инвестиционные проекты реализуются, зарплату платим и так далее. Это же все гримасы - в том числе и нашего бухгалтерского учета. ОАО в таком режиме работать не сможет, что также является элементом реформирования.
Наконец, нельзя не сказать о таком чрезвычайно важном направлении, как модернизация и переоснащение отрасли. На сегодняшний день мы ездим на подвижном составе второго поколения, в то время как весь мир уже начинает переходить на пятое. За счет чего у нас такие перебои? Беда в том, что в подобном состоянии промышленности, которая обеспечивает наши интересы, частично виноваты и мы сами. Ведь на протяжении шести лет фактически почти ничего не покупали! Из закромов выгребалось все, что было накоплено за предыдущие десятилетия. У нас до перестройки локомотивов закупалось практически по штуке в день! А в прошлом году было приобретено всего двенадцать... Основные фонды стремительно стареют, технологически мы также отстали. Необходимо поддержать нашу отраслевую промышленность. Кроме того мы ведем сегодня очень серьезные переговоры с иностранными партнерами, пытаясь побудить их перевести свои технологии в Россию и производить здесь современный подвижной состав. Это тоже элемент реформы.

- В чем Вам видятся наиболее острые дискуссионные моменты накануне второго чтения? Будут ли в законопроекты предварительно внесены какие-либо изменения?

- В ходе первоначальной подготовки к первому чтению некоторые законопроекты у нас претерпели изменения на 80 процентов (за счет чего и был найден разумный компромисс). Работа перед вторым чтением проще не будет. Мы получили более 500 замечаний и дополнений. Среди них есть и очень толковые, которые мы учитываем, но есть и такие - с которыми согласиться не можем.
Прежде всего это касается идеологии реформы. Безусловно, должна быть государственная собственность на магистральную сеть и на основные средства. Здесь мы бескомпромиссны. Есть расхождения относительно того - что относится к основной производственной деятельности? Например, когда речь идет о диагностике поломок локомотива, все это воспринимают как эксплуатационные расходы и относят на себестоимость. А вот к тому, что управляющий этим локомотивом машинист тоже проходит предрейсовый осмотр, почему-то многие всерьез не относятся. У нас же действует целая система мер по контролю за физическим и психологическим состоянием работников. То есть медицина на железнодорожном транспорте - это реальный технологический элемент. Кое-кто считает, что это не так; что это - непрофильные активы, которые надо убрать. А мы убеждены: этого делать нельзя. Но пока такие дискуссии еще идут. Или, например, относительно базы нового "Прейскуранта № 10-01". Мы считаем, что инфраструктурная составляющая должна быть в тарифе 85, а вагонная - 15 процентов. Естественно, коллеги-операторы хотели бы вагонную часть увеличить, а магистральную сократить. Но, думаю, в таких бизнес-переговорах точку согласия мы все-таки найдем.

- А есть ли у МПС среди субъектов транспортного рынка непримиримые оппоненты?

- Говорить о непримиримости можно лишь в отношении фракций коммунистов и аграриев, голосовавших в первом чтении однозначно "против". С остальными идет дискуссия, в том числе и по очень острым вопросам. Это связано прежде всего с поиском хозяйствующими субъектами способов извлечения наибольшей выгоды из того, что они делают.
Вот мы говорим о конкурентном секторе и в принципе горды тем, что у нас есть 54 операторские компании, которые уже владеют значительным подвижным составом и перевозят порядка десяти процентов грузов. Мы хотим, чтобы в перспективе соотношение вагонного парка было примерно пятьдесят на пятьдесят. Однако пока по нашему законодательству на сегодняшний день есть только один перевозчик - МПС. Ведь название "перевозчик" влечет за собой юридическую ответственность за то, что ты делаешь. Мы, например, не имеем права отказать клиенту в перевозке груза. А готовы ли операторы принять статус перевозчика со всеми вытекающими отсюда последствиями? Далеко не все.

- Каким Вам видится процесс эволюции операторов в перевозчики? Заинтересовано ли в этом МПС?

- Прежде всего должна существовать надлежащая нормативная база. (Ведь если я, например, назовусь царем, поверьте - ровно ничего не изменится.) Да - мы заинтересованы, чтобы этот бизнес развивался. Растет объем грузов, который предъявляется к перевозке. При этом доходная часть бюджета МПС не позволяет в необходимом количестве закупать или модернизировать подвижной состав, чтобы их перевозить. Поэтому операторские компании, покупающие вагоны и даже локомотивы, объективно являются нашими коллегами, с которыми мы делим тяготы обеспечения потребностей грузовладельцев.
Надо отметить, что эти фирмы-операторы зарождались как реакция на неэффективность работы железнодорожного транспорта, как желание контролировать доставку своих грузов, обеспечивать их сохранность, безопасность и так далее. Но ведь операторы создавались на базе предприятий грузовладельцев для обслуживания какого-то конкретного груза, именно на него они ориентированы. А поэтому зачастую хотели бы работать по принципу "давай съедим твое, а потом каждый свое". Железнодорожникам как бы предлагают: вы вкладывайте в инфраструктуру, отдавайте нам подвижной состав по льготным ценам, сделайте льготные тарифы, а мы будем зарабатывать деньги... Притом что ответственность у нас отнюдь не равная - как за обеспечение перевозок, так и за выполнение государственных программ.
Тем не менее эволюция операторов в реальных перевозчиков, конкурирующих с ОАО "РЖД" и между собой, - процесс (по моему мнению) неизбежный. Для этого, помимо объективных условий, необходимы и субъективные. А именно: стремление самих компаний-операторов расширить сферу своей деятельности и уже заниматься не только обслуживанием своего монохозяина, но и перевозкой широкой номенклатуры предъявляемых грузов. А как же? Вот у нас сейчас большой бум по цистернам: потому что налив - это выгодный и успешно развивающийся бизнес. Зато желающих приобрести полувагоны для перевозки массовых грузов - нет. Выходит так: МПС пусть этими грузами занимается, а мы возьмем что подороже, получше да поудобнее и будем на этом поприще конкурировать... Так не получится.

- Этим летом был дан старт процессу выделения конкурентных сегментов рынка перевозок из монопольной сферы, прежде всего в перевозках контейнеров и навигационных грузов. Что делается в этом направлении?

- В принципе есть понимание, что уже существуют развитые секторы рынка, в которых действительно можно говорить о либерализации тарифной политики. Далее ОАО "РЖД" будет вести себя так же, как любой хозяйствующий субъект: то есть стремиться максимально обезопасить свой бизнес и сделать его эффективным, словом - конкурировать на рынке. Этому будут, в частности, способствовать уже сегодня проговариваемые варианты введения сезонных скидок. Когда летом мазуты уходят на реку, естественно на это нужно реагировать.
В то же время мы полагаем, что методы тарифного регулирования - это не только способ снижать тарифы для конкретной номенклатуры грузов и конкретного направления. А если, к примеру, уже выбрано все, что только можно, и снижать больше некуда? Органы тарифного регулирования должны это понимать.

- Одна из задач реформы заключается в создании более привлекательного инвестиционного климата. За счет чего это произойдет, если учесть что 100 процентов капитала ОАО "РЖД" будет принадлежать государству без права отчуждения?

- Даже при том, что ОАО "РЖД" будет являться стопроцентной государственной собственностью, это - акционерное общество, которое будет работать на рынке по его правилам. То есть ОАО "РЖД" должно быть эффективной и рентабельной компанией, с понятной и прозрачной отчетностью. Мы, собственно, никогда не говорили, что сразу после акционирования инвестиции к нам хлынут рекой. Но они пойдут тогда, когда финансовые институты увидят: им выгодно давать нам кредиты, ибо нам есть, чем их возвращать. Причем создается это "чем" именно за счет кредитных ресурсов, которые мы получаем. К таким перспективным секторам относится, на мой взгляд, создание новых локомотивов и вагонов, другого современного оборудования, в частности с использованием методов неразрушающегося контроля.
У нас существует федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России". В частности утверждено, что необходимо закупать локомотивов чуть ли не по 400 единиц в год. Это огромные потребности, но мы действительно вынуждены будем это делать. Потому что иначе нечем будет возить грузы. Почему бы финансовым институтам не заинтересоваться инвестированием в эту область, если совершенно очевидно, что закупка непременно будет осуществляться? Более того, мы сегодня идем по пути заключения долгосрочных договоров с промышленностью на производство нужной нам продукции. Долгосрочный контракт - это достаточный документ для того, чтобы прийти в банк и под него взять кредит.

- Помимо активизации привлечения кредитов есть ли еще какие-либо перспективные формы инвестиций?

- Приведу пример. Министерство сейчас продолжает переговоры о создании совместных предприятий по производству асинхронных тяговых преобразователей. Есть западные партнеры, готовые нам такую продукцию продавать. Мы говорим, что целесообразнее было бы перенести производство в Россию: здесь есть рабочая сила, металл... - все. Это тоже форма привлечения инвестиций.

- Как известно, сегодня одно из слабых мест мультимодальных перевозок - это состояние железнодорожных подходов к портам. Поможет ли создание ОАО "РЖД" притоку частного капитала в развитие этого комплекса?

- Думаю, однозначно поможет. Это же будут организации, работающие на единых принципах, что несомненно станет способствовать налаживанию нормальных бизнес-отношений между "РЖД" и компаниями, заинтересованными в наращивании портовых мощностей. При строительстве нового терминала всегда необходимо определить: как сюда будет поступать груз? Если по железной дороге, то давайте посчитаем - сколько мы должны вложить средств для усиления пропускной способности, обеспечения безопасности движения и так далее; каков для "РЖД" будет срок окупаемости проекта? Если лет пятьдесят, то в чем тогда заинтересованность? В том, чтобы помочь другому заработать как можно больше денег, а свой бизнес сделать не только непрофильным, но и убыточным? Несправедливо. Должны вырабатываться новые механизмы - когда все участники транспортной цепочки работают как партнеры. А это подразумевает взаимную ответственность и взаимные расходы.
Сегодня в портах Оля и Усть-Луге мы разрабатываем ТЭО железнодорожных подходов совместно с администрациями регионов. Конечно, частный капитал никогда не будет активно вкладываться в развитие магистральной инфраструктуры, потому что это фондоемкие и длительно окупаемые проекты. Но участвовать в строительстве непосредственно припортовых железнодорожных обустройств частный капитал может и должен. При этом задача государства - обеспечить своим предпринимателям максимально выгодные условия, чтобы они были конкурентоспособны, в частности и на мировом рынке.

- Одним из приоритетов экономической политики государства является развитие международных транспортных коридоров. Какими соображениями будет руководствоваться ОАО "РЖД" в своих решениях по участию в том или ином проекте, связанном с МТК?

- Руководствоваться государственной целесообразностью и выгодностью. Хотя, если быть точным, я бы расставил акценты так: прежде всего то, что выгодно; далее то - что соответствует государственным приоритетам. А если правительство меняет для нас эту последовательность, то оно и определяет источники финансирования. Такие механизмы должны заработать.
Мы, со своей стороны, сегодня исходим из государственной политики по усилению отечественных портов. Это означает развитие железнодорожных подходов к ним. В области перевозочных технологий - это контейнерные поезда. Важной задачей является привлечение транзитных грузов: прежде всего на Транссиб. Международные транспортные коридоры - это вариант оптимизации доставки грузов от производителя до потребителя, то есть возможность зарабатывания средств для перевозчика. С этой точки зрения мы прежде всего и рассматриваем наше участие.

- Как видно из Ваших слов, позиция ОАО "РЖД" по отношению к государству будет более жесткой, нежели сегодня у МПС...

- Я думаю, что говорить о жесткости в отношении к государству было бы некорректно. Речь идет не об этом, а об экономической целесообразности и уважении законов, которые принимаются в стране. Не следует забывать, что владельцем ОАО "РЖД" будет государство, управляющее компанией через своих представителей в совете директоров. Там будут работать чиновники, определяющие стратегию бизнеса компании, управляющие ею и отвечающие за нее - в том числе и в соответствии с законодательством.

- Насколько целесообразно создавать ОАО "РЖД" как огромную вертикально интегрированную структуру в виде единого юридического лица с жесткой системой управления?

- Это осуществить сложно, однако необходимо. И в первую очередь в связи с обеспечением непрерывности перевозок и безопасности движения. Это диктуется исторически - от системы управления железными дорогами, когда любая расхлябанность или несогласованность чреваты очень тяжелыми последствиями. Примером может являться Великобритания, где приватизировали все (включая магистральные пути) и нарвались тем не менее на серию тяжелейших крушений с большим количеством человеческих жертв. Потому что вкладывание денег в обеспечение безопасности, в системы СЦБ и так далее - это "нерентабельное" дело с точки зрения коммерции. Вертикально интегрированная структура призвана обеспечить четкость, управляемость и прежде всего - безопасность перевозочного процесса.
- Вы были одним из руководителей Минтранса РФ. Как изменился Ваш взгляд на ситуацию на железнодорожном транспорте с переходом в МПС?
- Пожалуй, только эмоциональной окраской и более профессиональным изучением вопросов. Одно дело - взгляд со стороны, другое - когда ты за это отвечаешь, тем более когда, например, лично принимаешь участие в ликвидации последствий двух стихийных бедствий. Могу совершенно точно сказать: никакого дуализма я не испытываю, потому что привык выполнять возложенные на меня обязанности с максимальной эффективностью и ответственностью. И хотя у меня остаются некоторые поручения правительства, связанные с прежней работой, ничего ближе - чем МПС и его проблемы - для меня сегодня не существует.

Беседовали АЛЕКСАНДР РЕТЮНИН и АНДРЕЙ ГУРЬЕВ



Hosted by uCoz