«РЖД-Партнер», 2002, № 12, декабрь

СТРУКТУРА ОАО "РЖД": в целом и в частности

Андрей Гурьев  

ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Разработка модели ОАО "Российские железные дороги" формально является делом самого ОАО "РЖД". Если программу реформ утверждает и направляет правительство, а законопроектами по реформированию занимается парламент, то прерогатива утверждения организационно-функциональной структуры корпорации остается за советом ее директоров.
Возможно, именно поэтому - в отличие от принятия законопроектов - достаточно широкого обсуждения данный вопрос пока не получил, хотя последствия от принятого варианта будущей модели ОАО "РЖД" будут для страны ничуть не меньшие, чем от законов.
Как известно, закон может и не работать, но жизнь при этом худо-бедно будет продолжаться - как продолжается она в России при фактической недееспособности десятков существующих законодательных актов, поскольку все-таки действуют и сила традиции, и привычки, и здравого смысла. А вот при недееспособной структуре железнодорожной отрасли жизнь в стране без преувеличения остановится, поскольку внутренне разрегулированный железнодорожный транспорт неизбежно приведет к параличу всей экономической системы.
С другой стороны, до недавнего времени и обсуждать-то особо было нечего: о разработке структуры ОАО "РЖД" говорили лишь, как о стоящей в повестке дня задаче. Но на сегодняшний момент дело значительно продвинулось и близится к завершению. В октябре модель была обсуждена на двух представительных совещаниях с участием главных экономистов железных дорог в Санкт-Петербурге и заместителей начальников дорог по реформированию - в Новосибирске. В ноябре она была принята в целом на заседании штаба реформирования МПС, а в декабре одобрена на ассамблее начальников дорог. И хотя доработка модели еще продолжается, основные черты создаваемой компании уже хорошо видны.

СПЛАВ ТРАДИЦИЙ И ТЕОРИИ
К
ак заявил представлявший в Новосибирске схему структуры ОАО "РЖД" заместитель руководителя профильной рабочей группы штаба реформирования МПС Юрий Полянский, разработчики проекта (специалисты департаментов МПС и ЗАО АКГ "Развитие бизнес-систем") прежде всего отталкивались от заданных функций создаваемой корпорации. "В целом структура представляет собой сплав традиций, действующих сегодня на железнодорожном транспорте, а также теории корпоративного управления", - отметил он.
ОАО "РЖД" возглавит президент, подотчетный совету директоров. Последний, в свою очередь, будет формироваться акционером - то есть государством. Все стороны деятельности компании авторы разделили на пять функциональных блоков: стратегическое развитие и корпоративное управление; финансовое управление, бюджетирование и учет; эксплуатация и ремонт; безопасность; управление персоналом и социальные вопросы.
Первые три блока возглавят три первых вице-президента корпорации. В распределении их обязанностей прослеживается достаточно много новшеств по сравнению со структурой сегодняшнего МПС.
Первый вице-президент по стратегическому развитию и корпоративному управлению будет непосредственно руководить департаментами: экономики и стратегического развития, реестра и управления имуществом, инвестиционной деятельности, корпоративного развития и реформирования, а также управлением по капитальному строительству и отделом по экспертизе проектов. Кроме того, через вице-президента по техническому развитию он будет курировать департаменты технической политики и развития информатизации управления; через вице-президента по внешним связям - департаменты региональной политики, международных связей и по связям с общественностью; а через вице-президента по правовому обеспечению - правовой департамент.
Финансовым блоком будет ведать, соответственно, первый вице-президент по управлению финансами. В его непосредственное подчинение приданы департаменты: текущего планирования и бюджетирования, управления финансами, статистического учета, материально-технического обеспечения, ЦФТО, а также казначейство. ЦФТО при этом получил рабочее название департамента маркетинга, коммерческой деятельности, грузовых перевозок и услуг. Важным новшеством финансового блока является введение должности главного бухгалтера ОАО "РЖД", непосредственно подчиняющегося президенту и оперативно - первому вице-президенту по финансам. Под его руководством будет работать департамент бухгалтерского и налогового учета и вся соответствующая вертикаль. Также, как подчиненный напрямую президенту, учреждается департамент внутреннего аудита и финансового контроля.
Вся эксплуатационная работа будет находиться в ведении первого вице-президента по эксплуатации. Здесь основные направления деятельности и организационная структура в наибольшей степени соответствуют сегодняшним параметрам в той же сфере, хотя и не во всем. В данном блоке обязанности закреплены следующим образом. Вице-президент по управлению перевозочным процессом руководит департаментами перевозок и грузовой и коммерческой работы. Вице-президент по эксплуатации и ремонту подвижного состава - департаментами локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства, департаментом по сервисному обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также управлением развития подвижного состава. Вице-президенту по инфраструктуре подчинены: департаменты путевого хозяйства, сигнализации, электроснабжения, связи, а также управление гражданских сооружений. Вице-президент по пассажирским перевозкам управляет дирекцией дальних перевозок, департаментами пригородных перевозок и ремонта пассажирских вагонов.
В следующем блоке вице-президенту по безопасности движения подчинен департамент технической и экологической безопасности; а непосредственно президенту - департаменты экономической безопасности, специальных программ и первое управление.
Вице-президент по кадрам и социальным вопросам будет руководить департаментами управления персоналом, социальной сферы и рабочего снабжения, медицинского обеспечения, а также хозяйственным управлением.
Возможно, в высшем эшелоне управления ОАО "РЖД" еще произойдут какие-либо изменения в смысле переподчинения отдельных департаментов, однако в целом структура определена.

ФГУП - ХОРОШО, А ФИЛИАЛ ЛУЧШЕ?

Следует отметить, что рассматриваемая модель разрабатывалась как стартовый вариант, используемый для решения первого этапа реформирования: разделения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Дальше, как известно, будет реализовываться задача выделения дочерних компаний ОАО "РЖД" на основе различных видов деятельности - то есть наиболее доходных бизнесов. В схеме уже предусмотрен целый ряд таких выделений, часть из которых будут действовать в статусе филиала компании. Сюда относятся такие формирования как "Трансконтейнер", "Рефсервис", "Дирекция дальних пассажирских перевозок и услуг", "Энергосбыт", "Росжелдорснаб", заводы, ремонтные предприятия, научные, проектные и иные учреждения.
Железные дороги, имеющие ныне статус федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), будут преобразованы в филиалы ОАО "РЖД", а отделения нынешних магистралей - в отделения данных филиалов. Начальники дорог станут вице-президентами компании по региональному управлению.
Большинство департаментов корпорации будут иметь свои подразделения на уровне филиалов и (частично) их отделений. Но не все: в связи с изменением статуса дорог ряд сегодняшних служб подвергнутся реорганизации.
Например, на совещании заместителей начальников дорог по реформированию практически не вызвал возражений тезис о том, что ввиду изменения финансово-экономических функций железных дорог значительному преобразованию должны быть подвергнуты, соответственно, финансовая и экономическая службы.
Отметим: вопрос структурирования дорожного и отделенческого уровня пока еще не вполне отработан; до последнего времени здесь многое зависело от обоснованных предложений самих дорог. В Новосибирске Ю.Полянский обращался к их представителям: "Дорожная структура еще детально не обсуждалась, мы ее вам не навязываем. Она будет принята только после рассмотрения ваших замечаний". Следует отметить, что в последнем варианте структуры компании, которым мы располагаем, на дорожном уровне были сохранены практически все ныне действующие службы.

НЕ НАМИ РЕШЕНО, НЕ НАМИ СКАЗАНО...

Разработан также проект "Основных положений организации финансово-экономических взаимоотношений в ОАО "РЖД", который был представлен в Санкт-Петербурге на совещании финансово-экономических работников дорог.
Отрасль становится единым юридическим лицом. Взаимоотношения ОАО "РЖД" и его филиалов строятся на основе взаимоувязанной системы бюджетов, формирование которых будет осуществляться на основе производственных и финансовых планов.
ОАО "РЖД" утверждает для железных дорог бюджеты на предстоящий год. Они включают выручку от основных видов деятельности, затраты на эксплуатационные нужды, социальные выплаты, капитальные вложения, заемные средства и налоговые платежи и так далее.
Финансирование эксплуатационных нужд подразделений компании будет осуществляться по установленным нормативам на плановую величину измерителей, с последующей их корректировкой по факту выполнения. Среди основных измерителей следует назвать отправление грузов и пассажиров, выгрузку грузов, тарифный грузооборот, пропуск порожних вагонов в соответствии с планом сетевой регулировки, выполнение плановых видов ремонта. Отраслевые хозяйства осуществляют планирование затрат по нормативам показателей технической оснащенности филиалов, цен на ремонт подвижного состава и других обустройств.
То есть в целом финансирование подразделений компании будет производиться на основе бюджетно-сметной системы по нормативам с дифференциацией по железным дорогам.
Расчетные операции внутри компании планируется производить следующим образом. Выручка за перевозки и связанные с ними услуги зачисляется на расчетные счета ОАО "РЖД" и централизуется на транзитных счетах с последующим зачислением на расчетные счета при железных дорогах для покрытия ими текущих расходов и других затрат. Выручка от прочих видов деятельности поступает на расчетные счета при железных дорогах и других филиалах ОАО "РЖД".
Руководитель департамента экономики МПС Борис Лапидус, комментируя проект модели компании, в частности отметил, что в числе основных принципов ее деятельности будут применяться такие, как прозрачность финансовых потоков и совмещение жесткого централизованного бюджетирования с хозрасчетными основами; придание экономических функций отраслевым департаментам и сохранение статуса начальников дорог при ликвидации их как юридических лиц; выделение отдельного учета по видам деятельности; ориентация на потребителя; приоритет экономической стратегии при управлении отраслью и другие.
Свое разъяснение по поводу изменения статуса железных дорог дал на петербургском совещании первый заместитель министра путей сообщения России Михаил Иванков. "Вопрос о едином юридическом лице является сегодня решенным, - заявил он, - а потому в основе финансирования подразделений лежит, разумеется, принцип сметы". В связи с этим, по его мнению, конфликт интересов переносится на стадию выработки этой сметы. "Вот тут и защищайте свои позиции, - обратился М.Иванков к главным экономистам дорог, - отстаивайте то, что считаете нужным. Но после утверждения бюджета - это уже закон". Далее, как отметил первый заместитель министра, начинается этап прямой ответственности за выполнение смет. При этом если сегодня в вопросах финансовой и производственной дисциплины идет, по выражению Иванкова, "административный жим", то после образования ОАО "РЖД" начнут действовать иные механизмы, основанные на контрактной системе и других юридических категориях. "Таковы особенности нашего переходного периода, - подытожил Михаил Иванков и философски подметил, - но ведь не нами сказано, что свобода - это и есть осознанная необходимость"...

А КАК С ИЗДЕРЖКАМИ?

Следует отметить, что у большинства опрошенных нами по поводу будущей структуры ОАО "РЖД" лиц основным объектом критики выступал один аспект - лишение железных дорог статуса юридического лица. Основной аргумент: сметно-нормативный принцип финансирования в суперкорпорации ОАО "РЖД" характерен прежде всего своей затратностью. То есть не заинтересованные в росте эффективности работы железные дороги и их подразделения будут не снижать издержки, а напротив - стараться раздувать их в стремлении увеличить свои бюджеты. А это уже основной вопрос работоспособности экономической структуры.
В оценках экспертов также подвергается сомнению качество управляемости такой громадной унитарной структурой; прогнозируется накапливание нерешенных вопросов на местах; звучит мысль о том, что количество обращений в руководство компании настолько возрастет, что центр просто не сможет их "переварить".
Возможно, в качестве контраргумента следует учесть, что после образования ОАО "РЖД" пойдет процесс выделения самостоятельных бизнесов и значительная часть перевозок будет управляться "дочками" компании - с иной структурой и иными методами работы. Однако нельзя забывать о том, что ситуация, когда будут полностью разделены инфраструктура и перевозки, не просматривается в сколько-нибудь обозримом будущем даже теоретически. Следовательно при исключительно вертикальном варианте дезинтеграции МПС в ОАО "РЖД" на практике останется наименее рентабельная деятельность, организованная в некую командно-административную систему, являющуюся тем не менее самоокупаемым хозяйствующим субъектом, да при этом еще и основой железнодорожного транспорта страны. Реально ли это?
В МПС ссылаются прежде всего на то, что принцип построения ОАО "РЖД" как "единого хозяйствующего субъекта" определен Постановлением правительства (№ 384 от 18.05.2001 года), утвердившим "Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте".
Основными доводами в пользу создания единого юридического лица наиболее часто называются стремление обеспечить безопасность и управляемость отраслью в переходный период, минимизировать налоговые выплаты, оптимизировать весь комплекс управления железнодорожным бизнесом. "Можно было бы согласиться с холдинговой моделью, если бы железная дорога была центром получения прибыли, - считает заместитель министра путей сообщения России Анна Белова. - Однако специфика состоит в том, что бизнес является сетевым. Часть железных дорог - погрузочные, некоторые - транзитные, другие - разгрузочные, и собственно прибыль формируется не в разрезе дорог, а в разрезе системы в целом. Именно поэтому в рамках реформирования выбрана модель единого хозяйствующего субъекта с управлением бизнесом по видам деятельности".
Как немаловажный довод в штабе реформирования МПС нам привели и то обстоятельство, что ни одна железная дорога в своих предложениях и дополнениях к проекту будущей структуры официально принцип единого хозяйствующего субъекта не оспорила и с какими-либо иными ориентировочными построениями в этом плане не выступала.
А значит так тому и быть?



Hosted by uCoz