Назначение Владимира Якунина президентом ОАО
"Российские железные дороги" активно обсуждается транспортным
сообществом. Отдавая искреннюю дань уважения деятельности Геннадия Фадеева,
рынок воспринимает кадровые изменения как закономерную смену поколений и
импульс к активизации процесса продолжения реформ на железнодорожном
транспорте, создания в отрасли эффективной экономической модели, основанной
на принципах свободного предпринимательства.
Деятельность Геннадия Матвеевича Фадеева составляет, безусловно, целую
эпоху в жизни железнодорожного транспорта России. При этом судьба
прихотливо распорядилась так, что те руководители отрасли, которые
выступали с инициативой коренных реформ, а затем во второй половине 90-х
непосредственно готовили их – сошли со сцены, не завершив своего дела.
Г.Фадееву же, который относился к акционированию отрасли вплоть до своего
второго назначения министром путей сообщения РФ в начале 2002 года крайне
настороженно, история определила роль человека, на практике приступившего к
осуществлению реформ и ставшего первым президентом ОАО "Российские
железные дороги".
Надо признать, что без таких качеств как государственный кругозор, умение
понять суть и вызовы переживаемого времени, приверженность здравому смыслу
и высочайшая ответственность за развитие транспорта и страны Г.Фадеев не
смог бы войти в историю и осуществить свою миссию. А она заключается в
последовательной и поистине ювелирной, мастерской реализации первого шага
переходного периода в железнодорожной отрасли России от
командно-административной к рыночной экономической модели.
Этот шаг мог обеспечить именно такой деятель, каким является Г.Фадеев:
коренной железнодорожник с доскональным знанием своего дела и непререкаемым
авторитетом как в отрасли, так и в государственных
структурах. Не случайно, когда в Государственной Думе решалась судьба новой
законодательной базы реформы, один из депутатов заявил: "Вы, Геннадий
Матвеевич, выступаете "за" данные преобразования, и это имеет для
нас решающее значение. Если бы сейчас вместо Вас здесь стоял кто-то другой,
судьба законопроектов была бы, наверное, также иная".
Г.Фадеев провозгласил своим кредо в деле осуществления реформы эволюционный
подход и соблюдение баланса интересов государства, пользователя и самой
компании. Но, пожалуй, самым запомнившимся в обществе его лозунгом стало
выражение "Не навреди!". На этапе ломки старых экономических отношений
это было, конечно, полезное и даже необходимое правило.
Однако после года работы ОАО "РЖД" стало очевидно: нужно
двигаться дальше, ибо создание нового монополиста отнюдь не является целью
реформы. Между тем для Г.Фадеева это движение объективно означало
разделение того детища, которое он создал своими руками. С одной стороны,
глава компании выступал за дальнейшую реструктуризацию ОАО "РЖД",
говорил, что "мы ни на йоту не отступаем от Программы", с другой
- не скрывал своего отношения, например, к обсуждению перспектив созревания
условий для разделения инфраструктурного и перевозочного бизнесов, отмечая:
"Не питайте иллюзий – при нашей жизни такие условия не наступят. А
если все-таки разделим, развалим компанию – на Западе очень многие нам будут
аплодировать…". Такая позиция не могла не найти своего отражения и в
деятельности реформаторского блока компании, вынужденного искать
обоснования сохранения ее монопольного положения вместо качественной
проработки бизнес-планов по выделению активов, или переносить акценты на
выбивание дотаций, доиндексаций и демпинговых
скидок вместо сосредоточения на так необходимом для нормальной рыночной
работы раздельном учете затрат.
Неоднократно отмечалось – трудно требовать от корпорации активной и
инициативной работы по созданию условий для развития конкурентов и своей
собственной демонополизации. Еще труднее было бы этого ожидать от Геннадия
Фадеева, учитывая всю его предыдущую деятельность.
Вместе с тем уже давно было очевидно: руководство ОАО "РЖД" в
своем отношении к реформам немонолитно. Так, например, на апрельском
правлении компании весьма выделялось выступление первого вице-президента
ОАО "РЖД" Владимира Якунина, который, высказав свою
приверженность курсу реформ на создание конкурентной среды и достижение на
этой основе нового качества железнодорожного сервиса, в частности, призвал:
"Давайте вместе задумаемся над высказываемыми в наш адрес претензиями
и поймем – в чем они обоснованны и где мы действительно не дорабатываем, а
значит нужно предпринимать решительные меры по ликвидации этих узких мест.
А где претензии должны быть не к нам, а к Правительству, к Думе, к самим
независимым участникам рынка. Нужно находить союзников и более активно
проталкивать изменения, заставлять депутатов и чиновников делать свою
работу." (подробно см.
"РЖД-Партнер" № 5 "И все-таки – конкуренция!"). В духе
необходимости более последовательно двигаться по пути рыночных
преобразований Владимир Якунин высказывался неоднократно и ранее – это было
для всех очевидно.
В целом назначение В.Якунина на пост президента компании ни для кого не
является какой-то сверхнеожиданностью. Как
показывает проведенный нами опрос, рынок расценивает это событие
прежде всего как сигнал к новому импульсу в деле создания на
железнодорожном транспорте России более эффективной экономической модели, а
также модернизации компании ОАО "РЖД" в таких основных аспектах
как - кадры, корпоративная структура, финансово-экономическая прозрачность,
деловой стиль и др.
Геннадий Фадеев является представителем старшего поколения руководителей,
которые приняли новые реалии и возглавили социально-экономические процессы.
Транспортное сообщество провожает Геннадия Матвеевича с его поста стоя, с
искренними аплодисментами и благодарностью.
Владимир Якунин – представитель более молодой плеяды
деловой элиты, для которой мучительный выбор относительно необходимости
коренных реформ никогда не стоял. Рынок, экономический прагматизм и идеалы
свободного предпринимательства являются органичной частью менталитета
данных руководителей.
Транспортники считают такую "смену вех"
закономерной и ожидают от нового руководства ОАО "РЖД" более
активного продолжения намеченных реформ и новых прорывных решений по всем
тем направлениям, за развитие которых всегда ратовал наш журнал – экономическая
эффективность работы транспортного рынка, качество услуг, гибкость
механизма принятия и реализации стратегических и оперативных решений,
взаимопонимание власти и бизнеса и др.
Андрей Гурьев
|