http://www.rzd-partner.ru/comments/?action=view&st=1118916626&id=0  

 

 

Смена вех

16/06/2005

[ КОММЕНТАРИЙ ]

 

Назначение Владимира Якунина президентом ОАО "Российские железные дороги" активно обсуждается транспортным сообществом. Отдавая искреннюю дань уважения деятельности Геннадия Фадеева, рынок воспринимает кадровые изменения как закономерную смену поколений и импульс к активизации процесса продолжения реформ на железнодорожном транспорте, создания в отрасли эффективной экономической модели, основанной на принципах свободного предпринимательства.

Деятельность Геннадия Матвеевича Фадеева составляет, безусловно, целую эпоху в жизни железнодорожного транспорта России. При этом судьба прихотливо распорядилась так, что те руководители отрасли, которые выступали с инициативой коренных реформ, а затем во второй половине 90-х непосредственно готовили их – сошли со сцены, не завершив своего дела.

Г.Фадееву же, который относился к акционированию отрасли вплоть до своего второго назначения министром путей сообщения РФ в начале 2002 года крайне настороженно, история определила роль человека, на практике приступившего к осуществлению реформ и ставшего первым президентом ОАО "Российские железные дороги".

Надо признать, что без таких качеств как государственный кругозор, умение понять суть и вызовы переживаемого времени, приверженность здравому смыслу и высочайшая ответственность за развитие транспорта и страны Г.Фадеев не смог бы войти в историю и осуществить свою миссию. А она заключается в последовательной и поистине ювелирной, мастерской реализации первого шага переходного периода в железнодорожной отрасли России от командно-административной к рыночной экономической модели.

Этот шаг мог обеспечить именно такой деятель, каким является Г.Фадеев: коренной железнодорожник с доскональным знанием своего дела и непререкаемым авторитетом как в отрасли, так и в государственных структурах. Не случайно, когда в Государственной Думе решалась судьба новой законодательной базы реформы, один из депутатов заявил: "Вы, Геннадий Матвеевич, выступаете "за" данные преобразования, и это имеет для нас решающее значение. Если бы сейчас вместо Вас здесь стоял кто-то другой, судьба законопроектов была бы, наверное, также иная".

Г.Фадеев провозгласил своим кредо в деле осуществления реформы эволюционный подход и соблюдение баланса интересов государства, пользователя и самой компании. Но, пожалуй, самым запомнившимся в обществе его лозунгом стало выражение "Не навреди!". На этапе ломки старых экономических отношений это было, конечно, полезное и даже необходимое правило.

Однако после года работы ОАО "РЖД" стало очевидно: нужно двигаться дальше, ибо создание нового монополиста отнюдь не является целью реформы. Между тем для Г.Фадеева это движение объективно означало разделение того детища, которое он создал своими руками. С одной стороны, глава компании выступал за дальнейшую реструктуризацию ОАО "РЖД", говорил, что "мы ни на йоту не отступаем от Программы", с другой - не скрывал своего отношения, например, к обсуждению перспектив созревания условий для разделения инфраструктурного и перевозочного бизнесов, отмечая: "Не питайте иллюзий – при нашей жизни такие условия не наступят. А если все-таки разделим, развалим компанию – на Западе очень многие нам будут аплодировать…". Такая позиция не могла не найти своего отражения и в деятельности реформаторского блока компании, вынужденного искать обоснования сохранения ее монопольного положения вместо качественной проработки бизнес-планов по выделению активов, или переносить акценты на выбивание дотаций, доиндексаций и демпинговых скидок вместо сосредоточения на так необходимом для нормальной рыночной работы раздельном учете затрат.

Неоднократно отмечалось – трудно требовать от корпорации активной и инициативной работы по созданию условий для развития конкурентов и своей собственной демонополизации. Еще труднее было бы этого ожидать от Геннадия Фадеева, учитывая всю его предыдущую деятельность.

Вместе с тем уже давно было очевидно: руководство ОАО "РЖД" в своем отношении к реформам немонолитно. Так, например, на апрельском правлении компании весьма выделялось выступление первого вице-президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, который, высказав свою приверженность курсу реформ на создание конкурентной среды и достижение на этой основе нового качества железнодорожного сервиса, в частности, призвал: "Давайте вместе задумаемся над высказываемыми в наш адрес претензиями и поймем – в чем они обоснованны и где мы действительно не дорабатываем, а значит нужно предпринимать решительные меры по ликвидации этих узких мест. А где претензии должны быть не к нам, а к Правительству, к Думе, к самим независимым участникам рынка. Нужно находить союзников и более активно проталкивать изменения, заставлять депутатов и чиновников делать свою работу." (подробно см. "РЖД-Партнер" № 5 "И все-таки – конкуренция!"). В духе необходимости более последовательно двигаться по пути рыночных преобразований Владимир Якунин высказывался неоднократно и ранее – это было для всех очевидно.

В целом назначение В.Якунина на пост президента компании ни для кого не является какой-то сверхнеожиданностью. Как показывает проведенный нами опрос, рынок расценивает это событие прежде всего как сигнал к новому импульсу в деле создания на железнодорожном транспорте России более эффективной экономической модели, а также модернизации компании ОАО "РЖД" в таких основных аспектах как - кадры, корпоративная структура, финансово-экономическая прозрачность, деловой стиль и др.

Геннадий Фадеев является представителем старшего поколения руководителей, которые приняли новые реалии и возглавили социально-экономические процессы. Транспортное сообщество провожает Геннадия Матвеевича с его поста стоя, с искренними аплодисментами и благодарностью.

Владимир Якунин – представитель более молодой плеяды деловой элиты, для которой мучительный выбор относительно необходимости коренных реформ никогда не стоял. Рынок, экономический прагматизм и идеалы свободного предпринимательства являются органичной частью менталитета данных руководителей.

Транспортники считают такую "смену вех" закономерной и ожидают от нового руководства ОАО "РЖД" более активного продолжения намеченных реформ и новых прорывных решений по всем тем направлениям, за развитие которых всегда ратовал наш журнал – экономическая эффективность работы транспортного рынка, качество услуг, гибкость механизма принятия и реализации стратегических и оперативных решений, взаимопонимание власти и бизнеса и др.

Андрей Гурьев

 

  ООО "РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА "РЖД-ПАРТНЕР" / www.rzd-partner.ru

rzdp@rzd-partner.ru  

 

 



Hosted by uCoz