«РЖД-Партнер», 2003, № 2, февраль

КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ "РЕФСЕРВИС"?

Андрей Гурьев

Подготовка к акционированию ГУП "Рефсервис МПС" дает информацию к размышлению по решению общих вопросов выделения видов деятельности в ходе реформирования железнодорожного транспорта.

 Как известно, "Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте" предусматривает уже на первом этапе подготовку к разделению хозяйственных видов деятельности отрасли с последующим организационным оформлением каждого из них в самостоятельный бизнес. На это обстоятельство обратила внимание заместитель министра путей сообщения РФ Анна Белова в одном из своих последних выступлений. "Образование ОАО "РЖД" как единого хозяйствующего субъекта - это промежуточный этап реформы, - пояснила она. - Далее надо незамедлительно переходить к проработке вопроса о выделении из компании дочерних обществ по видам деятельности". Во многом именно от этого, по мнению А.Беловой, будет зависеть эффективность работы отрасли.
В числе первых выделяемых видов деятельности сегодня рассматриваются сервисное обслуживание, ремонт, пассажирские, а также отдельные виды грузовых перевозок. Объективно одним из наиболее перспективных кандидатов на такое выделение является ГУП "Рефсервис МПС": работа по его реформированию уже ведется.

ЧТО В АКТИВЕ

Основной вид деятельности созданного в 1997 году ГУП "Рефсервис МПС" - это обеспечение перевозок продовольственных (в том числе скоропортящихся) грузов в изотермическом подвижном составе. В структуру предприятия входят семь депо (пять из них обладают ремонтными мощностями) и пять представительств на железных дорогах. На сегодняшний момент доля предприятия на рынке перевозок скоропортящихся грузов составляет около 40 процентов (три года назад было 33). Еще почти 20 процентов перевозок обеспечивают частные собственники подвижного состава (в 1999 году - ноль); остальное - железные дороги. У частных фирм общий парк подвижного состава насчитывает сегодня около девятисот вагонов.
В 2002 году объемы перевозок "Рефсервиса" составили почти 3,5 миллиона тонн грузов, что на 40,4 процента выше уровня показателей предыдущего года. Предприятие обслуживало порядка 800 клиентов.
Инвентарный парк вагонов насчитывает более 17-ти тысяч единиц, из которых в эксплуатации находятся 9,4 тысячи, в горячем запасе - 1,7 тысяч, на консервации - около 5,2 тысячи вагонов. Средний возраст подвижного состава 16,8 года, при нормативном сроке службы 25 лет. За период с 30 июня 2001 года по 30 июня 2002-го количество законсервированных вагонов сократилось с 44-х процентов от общего количества парка до 21-го. (После вхождения в июле 2002 года депо Уссурийск в "Рефсервис" произошел рост на 1500 вагонов). Степень износа основных фондов предприятия достигла 49-ти процентов (в среднем по МПС этот показатель достигает 61 процента). Рентабельность производства в прошлом году составила 5,8 процента.
Из производственных проблем, стоящих сегодня перед предприятием, можно выделить прежде всего вопрос несбалансированности тарифов на услуги "Рефсервиса" и частных компаний-операторов. Разница составляет 30-35 процентов в пользу последних, хотя издержки ГУПа на социальную сферу ставят это предприятие в невыгодные условия по сравнению с конкурентами. Тем не менее в последнее время финансово-экономическое положение "Рефсервиса" укреплялось, о чем свидетельствует среди прочих тот факт, что предприятие фактически не имеет на сегодняшний день кредиторской задолженности.
ЗАО АКГ "Развитие бизнес-систем" (РБС) провело исследование и в конце прошлого года представило отчет под названием "Разработка комплексного обоснования и основных принципов перевода железнодорожных перевозок в изотермическом подвижном составе из сферы естественных монополий в конкурентную среду". Это весьма объемный материал - содержащий анализ сегодняшнего положения предприятия и прогноз на перспективу, указывающий варианты акционирования, а также состояние конкурентного рынка перевозок скоропортящихся грузов.

КАМО ГРЯДЕШИ?

Анализ экономического состояния "Рефсервиса" позволяет авторам документа сделать вывод, что это "эффективно работающее, рентабельное, развивающееся предприятие, способное при правильном управлении успешно функционировать и развиваться в рыночных условиях". Хорошие перспективы компании после акционирования объясняются прежде всего высокими оборотами хозяйственной деятельности, значительными объемами доходов, а также работой в стратегически важном и обладающем большим количеством крупных потенциальных клиентов секторе рынка.
Реформирование ГУП "Рефсервис" предполагается провести в два этапа. На первом этапе имущество предприятия, как и многих других организаций МПС, вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", и предприятие продолжает функционировать в качестве филиала. В дальнейшем на его основе создается дочернее АО по рефрижераторным перевозкам. Планируется, что ОАО "Рефсервис" будет создано в числе одной из первых дочерних компаний ОАО "РЖД". Однако даже при наилучшем стечении обстоятельств этот процесс займет не менее полугода.
Здесь мы подходим к важнейшецу вопросу реформы - выбору финансово-экономических моделей тех или иных хозяйственных звеньев ОАО "РЖД". Генеральный директор "Рефсервиса" Александр Стрельник считает, что эффективная работа предприятия в переходный период возможна лишь при условии сохранения его целостности, сформировавшейся организационной структуры, обеспечения единства технологического и коммерческого процессов. "При этом, - пояснил А.Стрельник, - для нас крайне важно сохранить сложившуюся систему финансовой деятельности, включающую в частности схемы работы с клиентами и оплату услуг".
По мнению руководства "Рефсервиса", использование разработанной сегодня в МПС и РБС сметной модели филиала единого хозяйствующего субъекта с централизованным сбором средств на единый доходный счет ОАО "РЖД" будет означать разрушение выстроенной системы отношений с клиентурой, падение эффективности использования подвижного состава, потери доли рынка и в результате - снижение доходов отрасли на сумму до одного миллиарда рублей. "В выигрыше окажутся только конкурирующие частные компании, кровно заинтересованные в ликвидации эффективно работающей мощной транспортной организации, на строительство которой ушло шесть лет", - считает Александр Стрельник.
Чтобы избежать подобной перспективы, "Рефсервис" предлагает финансово-экономическую модель работы филиала ОАО "РЖД", построенную на принципе хозяйственной самостоятельности и исключении принципа "единого котла". При реализации такой модели филиал становится как бы отдельным предприятием, действующим самостоятельно, но в соответствии с целями и задачами единого хозяйствующего субъекта. Филиал сам получает доходы от своей деятельности, используя их в соответствии с планом и сохраняя в своем распоряжении часть заработанной прибыли. Как считают в "Рефсервисе", при таком подходе обеспечивается экономическая мотивация хозяйственной деятельности, возрастает эффективность работы филиала и при этом сохраняется тот же уровень контроля за его работой, как и в жестко централизованной системе.

ПЛАВНО И ГИБКО

Обсуждая тему выхода "Рефсервиса" в свободное плавание на рынок, нельзя обойти вниманием и вопрос дерегулирования тарифов в конкурентных секторах, который имеет к этому прямое отношение - ибо перевозки скоропортящихся грузов являются, наряду с контейнерными, наиболее перспективными для отпуска тарифов.
Здесь сложилась непростая ситуация. Наличие скидок для частников не устраивает "Рефсервис", поскольку создает неравные условия конкуренции. "МПС неоднократно выходило в соответствующие инстанции с предложениями снизить для "Рефсервиса" тарифы, - рассказал первый заместитель генерального директора предприятия Игорь Ткачев. - Но поддержки мы так и не нашли. В последний раз ФЭК просто сняла с рассмотрения этот вопрос". Причину такого положения дел И.Ткачев видит в активной лоббистской деятельности частных компаний.
Конкретные сроки отпуска тарифов в конкурентных секторах пока не определены, но об этом не устает повторять, в частности, курирующий монополии заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Шаронов. Напомним, что летом прошлого года вице-премьер Виктор Христенко дал поручение причастным министерствам проработать этот вопрос, и МПС вскоре направило в ФЭК соответствующую методику.
Однако перспектива отпуска тарифов не очень радует руководство "Рефсервиса. "Я считаю, что дерегулировать тарифы нужно не резко, а плавно и гибко", - пояснил свое видение данного вопроса А.Стрельник. Он убежден, что в условиях обремененности структур МПС социальной сферой от отпуска тарифов выиграют только частные операторские компании, у которых таких издержек нет. По мнению руководителя "Рефсервиса", условия для свободной конкуренции созреют лишь тогда, когда услуги по предоставлению жилья, медицинского обеспечения, образования и так далее в целом перейдут на оптовый рынок - когда участники транспортного процесса окажутся в более-менее равных условиях.

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

Такова ситуация с реформированием "Рефсервиса", таковы предлагаемые им самим схемы. Как уже было сказано - для предприятия они нужны, чтобы не "потеряться" в обширных фондах ОАО "РЖД" и сохранить свои материальные, финансовые, коммерческие и другие ресурсы в те несколько месяцев, пока не будет образована дочерняя акционерная компания.
В то же время, на наш взгляд, предложенный вариант экономической модели сегодня может быть интересен не только непосредственно для "Рефсервиса", но и в плане общей работы над схемами выделения каждого вида деятельности в самостоятельный бизнес. Думается, он сочетает в себе принципы как общего централизованного управления, так и материальной заинтересованности предприятия совершенствовать свой бизнес - а значит быть экономически обоснованным звеном общей отраслевой транспортной цепи.
Это касается не только тех видов деятельности, которые являются неоспоримыми кандидатами на образование дочерних АО, но и претендентов на менее самостоятельные филиалы. Не будем забывать, что в конце прошлого года на заседаниях общественного совета при штабе реформирования отрасли настоятельно высказывалась мысль о необходимости более широкого использования принципов хозяйственной самостоятельности в деятельности филиалов ОАО "РЖД", включая и сами региональные железные дороги. Руководство МПС обещало прислушаться к этим идеям.



Hosted by uCoz