"РЖД-Партнер", 2003, № 8, август

"Приятно делать людям добро"

Беседовал Андрей Гурьев

В августе свое 55-летие отмечает генеральный директор ООО "БалтТрансСервис", президент "Ассоциации компаний-операторов" ВЛАДИМИР ПРОКОФЬЕВ. Поскольку в юбилеи принято оглядываться назад и подводить некоторые итоги, мы и предложили имениннику сделать это для аудитории журнала "РЖД-Партнер", на что он любезно согласился.

- И все-таки, Владимир Николаевич, как становятся генеральными директорами и президентами, поделитесь опытом.
- Начну по порядку. Я железнодорожник во втором поколении. Отец - машинист-инструктор; мать долгое время работала техником-расшифровщиком в локомотивном депо. Родился я в городе Россошь Воронежской области. Учился неплохо, в основном на пятерки. Параллельно закончил музыкальную школу по классу баяна. Не был чужд, конечно, и спорта. В то время в Отрожском железнодорожном техникуме (горонеж) только что образовалось отделение "рефрижераторные поезда и секции". И меня позвала романтика дорог. После окончания техникума я сразу же стал начальником рефсекции, то есть

 

командиром производства. Ездил по стране, учился во Всесоюзном заочном институте инженеров транспорта по специальности "вагонное хозяйство", служил в армии в химическом батальоне.
Важнейшей вехой на моем пути, закалкой и школой на всю жизнь стала работа после окончания института в 1977 году главным механиком вагонного депо Воронеж. Здесь я приобрел очень ценные навыки как специалист и руководитель. За четыре года я все деповское хозяйство "прощупал" своими руками изнутри. Я понял главное: умение руководителя заключается в том, чтобы расшивать "узкие места", то есть создавать такие условия, чтобы, где тонко - не рвалось.
- В это же время складывалась и семейная жизнь?
- Да, я женился, родились две дочери. Правда, не могу сказать, что я был идеальным мужем и отцом. Работа у меня всегда стояла на первом месте. С семи часов - уже на производстве, а (не могу вспоминать без смеха) в восемь вечера, бывало, сижу и пишу проект приказа начальника депо: "за упущения в работе объявить главному механику Прокофьеву выговор". Комиссий было всяких много, а главный механик - один, и за все в ответе. Так что хлеб-то доставался нелегко. В 1981-м мне предложили возглавить ремонтно-механические мастерские "Дорстройтреста" Юго-Восточной железной дороги. Принял я предприятие планово-убыточное, а через полгода оно стало прибыльным. Следующий этап - начальник механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Это была опорная база Воронежа. В сутки у меня разгружалось порядка 270-ти вагонов. А дистанция была очень непростая. Туда приезжали начальник дороги и заместитель министра (это в то время!), чтобы утихомиривать страсти: случались забастовки. Вспоминаю контингент грузчиков: каждый первый судим, каждый второй - орденоносец. Это тоже была школаа работа памятна мне еще тем, что тогда я в первый раз попробовал себя в жилищном строительстве. На голом энтузиазме, используя излишки материалов, построили 8-квартирный дом, а когда начали его оформлять - документов не оказалось. Из воздуха сделан! Но раньше подход был такой: если не для себя "схимичил", а для пользы дела, то ничего страшного. На том этапе я начал понимать: чтобы с работника что-то потребовать, надо создать ему условия для работы и жизни. А потом мне предложили возглавить вагонное депо в городе Кандалакша Мурманской области, и я уехал на Север.
- А что так вдруг?
- Видимо, сказалась охота к перемене мест. Пригласил меня А.Зайцев, который работал тогда начальником Мурманского отделения (впоследствии начальник Октябрьской дороги и министр). Мы познакомились в результате одного из производственных случаев, когда я выступал в роли консультанта. А первым его заместителем был Н.Аксёненко, с ним мы знакомы давно. Он работал до этого в Воронеже заместителем НОДа по движению, и мы очень много соприкасались. Ему нужна была выгрузка вагонов, а я ее как раз и обеспечивал, поэтому мы очень часто ругались. Аксёненко требовал невозможного, мы это невозможное давали или не давали, словом, тесно контактировали.
В Кандалакше совместно с путейцами построили 27-квартирный дом. При этом много пришлось еще походить, чтобы жилье получили именно те, на ком держалось предприятие. Начал я там строить и колесно-роликовый цех. Интересный факт: когда я уже работал начальником станции Мурманск, из Кандалакши в отделение дороги и обком партии приехала целая делегация с просьбой вернуть меня обратно.
- А как Вы в движенцы-то попали?
- Планы были амбициозные: работы не боялся, хотел подниматься по служебной лестнице. Но руководители-то на железной дороге - в основном все движенцы. Я и поступил на третий курс ЛИИЖТа по специальности "управление процессами перевозок". Сначала поработал начальником станции Оленегорск. Тут я понял: вот где настоящая работа. Если в депо часов в восемь-девять вечера я мог идти домой, то здесь можно было круглые сутки сидеть и личным руководством обеспечивать движение. И еще, работая с Оленегорским ГОКом, я получил очень хорошую практику как коммерсант, прилежно учился этому делу.
- Семья переезжала вместе с Вами?
- Нет. В Кандалакше в возрасте 37 лет я женился вторично, поскольку первая жена наотрез отказалась уехать из Воронежа на Север. Здесь родился сын, о котором я всю жизнь мечтал. (Сейчас ему уже 17 лет, поступил в Финэк.) В Оленегорске я тоже заложил 27-квартирный дом, провел телефонизацию. Потом - Мурманск. Это была одна из ста решающих в МПС станций, номенклатура министра. Я с большой теплотой вспоминаю эту работу, людей. Там у меня осталось много друзей.
- Здесь Вы тоже строили дом?
- А как же? 54-квартирный! Еще развязку на станции сделал, то есть тоже расшивал.
- И все-таки уехали?
- Да, несмотря на успешно складывающуюся карьеру, я все же чувствовал себя на Севере дискомфортно. Как человеку с юга, мне не хватало элементарно зеленого цвета. Да и сын рос северным ребенком: белый, толстый и неподвижный. День и ночь - только у телевизора. А тут мы поехали отдыхать в Херсон, пробыли там месяц, и я не мог его загнать домой. И так у меня защемило: думаю, что же я над ребенком-то издеваюсь. А, как известно, на ловца и зверь бежит. Мне предложили работу в Херсоне, и я решил сюда перебраться. Правда, проработал недолго. Зайцев нашел меня и предложил возглавить строительство одного из объектов Октябрьской дороги на выбор: в Сочи или в Феодосии. Я выбрал Крым. Проработал года два, но тут началось разделение России и Украины, и стройка была заморожена. Мне предложили ехать в Сочи или вернуться в систему МПС. Но я предпочел остаться и начать свой собственный бизнес. Организовал строительную фирму и построил вместе с "Механическим заводом" жилой дом. Вот тут у меня появились в жизни первые немаленькие деньги. По феодосийским понятиям я стал состоятельным человеком.
- Перейти в свободный бизнес не составило сложности?
- Что вы! Это был самый тяжелый для меня переход. До сих пор я являлся государственным человеком, а тут - никаких тебе гарантий. Сначала было очень трудно, сложно, как говорится: "все не так, как надо". Но потом втянулся, арендовал мощную строительную базу, построил целый поселочек из коттеджей.
- Что же опять послужило причиной переезда?
- К середине 90-х годов интерес к Крыму резко упал, и заказов не стало. Наступило полное запущение. Да и тесновато как-то стало уже для моей натуры. Годик поработал в Киеве по зачетным схемам (в то время, помните, все работали по бартеру: валенки на газ, молотки на рельсы). А потом судьба свела меня в Петербурге с фирмой "Кинекс", и они рассказали о своей проблеме по доставке нефтепродуктов. Разговорились, и мне предложили заняться этим вопросом.
С августа 1997 года я начал разрабатывать схему и создавать транспортную компанию "Линк Ойл СПб".
- То есть Вы на самом деле - "крестный отец" операторского движения?
- По крайней мере, то операторство, которое сегодня есть - это, можно сказать, я сделал. Начали мы возить с 200 тысяч тонн в месяц и довели до 850-ти. Главным было то, что я предложил использовать один локомотив от начала до конца, то есть со станции Кириши до эстонских портов. Заморочек было поначалу много. Помню случай, когда у меня одна бригада ехала до границы 20 с лишним часов. Приехали, посидели и назад поехали. Представьте, всего чуть ли не двое суток в пути! Смех и грех. Я их потом премировал без лишнего шума, но впредь это делать категорически запретил.
- При каких же обстоятельствах Вы оставили свое детище - "Линк Ойл СПб"?
- Когда компания начала работать стабильно, я предложил "Кинексу" расширить географию, брать грузы и у других грузоотправителей. Но, к сожалению, взаимопонимания не нашел. Тогда я оставил фирму и занялся более масштабным транспортным бизнесом, организовав "БалтТрансСервис" в 2000 году. При этом костяк "Линк Ойла" ушел со мной. Начинали мы со "Славнефтью", потом добавились "ТНК", "Сибнефть" и другие. Сегодня мы везем порядка двух миллионов тонн груза в месяц, а начинали тоже с 200 тысяч.
- Не тесно ли Вам опять? Какие планы, мечты?
- Хороший вопрос! Есть у меня одна мечта. Дело в том, что сейчас рынок перевозок довольно нестабильный. Например, зимой спрос на цистерны большой, а летом уменьшается и появляется лишний подвижной состав. В идеале хотелось бы систематизировать все нефтеперевозки для начала в европейской части России. Сейчас подавляющее количество цистерн являются собственными. Думаю, пришла пора создавать единый диспетчерский центр, единую базу данных и оптимизировать, логизировать эти перевозки. Я уверен, что таким образом можно было бы, во-первых, обойтись меньшим количеством цистерн, а во-вторых - увеличить объем перевозок. Мы работали практически на всех терминалах, переваливающих нефтегрузы, включая Белое, Балтийское и Черное моря, и я знаю, сколько, куда и в какие дни можно завозить.
- Это был бы специализированный логистический центр?
- Логистический центр, единый центр управления перевозками, биржа - назовите как хотите. Но это - отнюдь не монополия, а то, что всем помогало бы работать.
- Владимир Николаевич, а как Вы ведете себя на политическом рынке? Каким-нибудь партиям симпатизируете?
- Однажды я уже был в партии, и партбилет у меня цел до сих пор. В другие же вступать не собираюсь, тем более из каких-то конъюнктурных соображений. Меня приглашали и в партии, и в Английский клуб, но я отказывался, так как к политической борьбе абсолютно равнодушен. Я не симпатизирую пока ни одной из известных мне партий. Что же касается КПРФ, то это - уже партия прошлого, особенно во главе с Г.Зюгановым. Хочется работать, приносить пользу и, не боюсь в этом признаться, зарабатывать деньги.
- Ваши увлечения, хобби? Или Вы - чистый трудоголик?
- Нет, не только. Я люблю играть в теннис, регулярно участвую в турнирах. Полгода назад выиграли с партнером один из VIP-турниров в Санкт-Петербурге. Люблю горные лыжи и начал кататься еще в Кандалакше, где кстати, мы построили подъемник длиной 400 метров. Люблю волейбол, плавание. В свое время увлекался боксом. К тому же с возрастом во мне проснулись актерские способности. Я снялся в двух фильмах по сценариям Александра Рогожкина: "Утренник для взрослых" и "Особенности национальной политики". В последнем сыграл роль депутата Государственной Думы, как говорят - правдиво.
- Ваша компания занимается спонсорством, благотворительностью?
- А как же? Мой подход таков: если Бог дает заработать, значит надо с людьми делиться. Я долгое время финансировал нашего тяжеловеса по боксу Валуева. Кстати, вот у меня в кабинете личная благодарность за развитие спорта от президента "Всемирной ассоциации бокса". Также финансировал одного теннисиста; сейчас помогаю белорусской спортсменке. Мы спонсируем ярославский хоккейный клуб "Локомотив". Очень много помогали деньгами проведению молодежного чемпионата мира по хоккею. Также спонсируем различные конкурсы и в области культуры. Кроме того, к нам обращались с просьбой о реставрации храма. Мы дали денег, помогли. Хотя в Бога я не верю. У меня принцип такой: мы с Богом друг другу не мешаем.
- Что можно констатировать: что Вас жизнь сама несла по течению, или Вы шли наперекор всему?
- Я никогда не плыл по течению. Бывали моменты, когда немножко расслаблялся, но в целом всю жизнь пахал, пашу и, наверное, умру на ходу. Я всегда ставил себе какие-то цели и шел к ним, прогнозируя примерно лет на 5-7 вперед. Иначе просто не могу.
- А что двигало: деньги, честолюбие, тщеславие?
- Да какие там раньше были деньги? Также и тщеславие: меня представляли к "Почетному железнодорожнику", но я уехал в Крым и так его и не получил. Вы обратили внимание, сколько я строил жилья? Вот пригласят на новоселье, приду, выпью рюмку и вижу: если бы не я, то этот человек в жизни бы не получил этой квартиры. Вот где удовлетворение! Когда делаю доброе дело по жизни. Люди же, по большому счету, делятся на тех, которые берут, и тех, которые дают. Я уверен, что более счастливы те, что дают. А вокруг меня всегда столько народу кормится, что просто с ума сойти! Я никогда не ставил себе задачу заработать все деньги. Для меня они - инструмент, через который что-то можно сделать. А допустим, если мы с вами ведем совместный бизнес, и между нами возникли какие-то финансовые недоразумения, то я всегда готов отказаться в вашу пользу. То есть я дорожу нормальными человеческими категориями. Это дружба, порядочность, добрые отношения. Мне приятно делать людям добро.
- Вы не хотели бы организовать бизнес за границей и там жить?
- У меня было предложение уехать в Штаты в 1992 году. Но я настолько русский человек, что после недельного пребывания за границей уже устаю и хочу назад. Я имею возможность дать сыну любое образование, но он будет учиться и жить здесь. Это моя жизненная позиция: жить только в России.
- Если сейчас случится какой-нибудь дефолт, и Вы все потеряете, что будете делать?
- Да ничего! Я трижды с нуля начинал, начну и в четвертый. Затылок почешу и пойду опять. Дорогу осилит идущий
.

 

 

 





Hosted by uCoz