Беседовал Андрей Гурьев
В августе свое 55-летие отмечает генеральный директор
ООО "БалтТрансСервис", президент
"Ассоциации компаний-операторов" ВЛАДИМИР ПРОКОФЬЕВ. Поскольку в
юбилеи принято оглядываться назад и подводить некоторые итоги, мы и
предложили имениннику сделать это для аудитории журнала
"РЖД-Партнер", на что он любезно согласился. |
|
командиром производства. Ездил по стране,
учился во Всесоюзном заочном институте инженеров транспорта по специальности
"вагонное хозяйство", служил в армии в химическом батальоне.
Важнейшей вехой на моем пути, закалкой и школой на всю жизнь стала работа после
окончания института в 1977 году главным механиком вагонного депо Воронеж. Здесь
я приобрел очень ценные навыки как специалист и руководитель. За четыре года я
все деповское хозяйство "прощупал" своими руками изнутри. Я понял
главное: умение руководителя заключается в том, чтобы расшивать "узкие
места", то есть создавать такие условия, чтобы, где тонко - не рвалось.
- В это же время складывалась и семейная жизнь?
- Да, я женился, родились две дочери. Правда, не могу сказать, что я был
идеальным мужем и отцом. Работа у меня всегда стояла на первом месте. С семи часов - уже на производстве, а (не могу вспоминать без
смеха) в восемь вечера, бывало, сижу и пишу проект приказа начальника депо:
"за упущения в работе объявить главному механику Прокофьеву выговор".
Комиссий было всяких много, а главный механик - один, и за все в ответе. Так
что хлеб-то доставался нелегко. В 1981-м мне предложили возглавить
ремонтно-механические мастерские "Дорстройтреста"
Юго-Восточной железной дороги. Принял я предприятие планово-убыточное, а через
полгода оно стало прибыльным. Следующий этап - начальник механизированной
дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Это была опорная база Воронежа. В
сутки у меня разгружалось порядка 270-ти вагонов. А дистанция была очень
непростая. Туда приезжали начальник дороги и заместитель министра (это в то
время!), чтобы утихомиривать страсти: случались забастовки. Вспоминаю контингент
грузчиков: каждый первый судим, каждый второй - орденоносец. Это тоже была школа.Та работа памятна мне еще
тем, что тогда я в первый раз попробовал себя в жилищном строительстве. На
голом энтузиазме, используя излишки материалов, построили 8-квартирный дом, а
когда начали его оформлять - документов не оказалось. Из воздуха сделан! Но раньше подход был такой: если не для себя
"схимичил", а для пользы дела, то ничего страшного. На том этапе я
начал понимать: чтобы с работника что-то потребовать, надо создать ему условия
для работы и жизни. А потом мне предложили возглавить вагонное депо в городе
Кандалакша Мурманской области, и я уехал на Север.
- А что так вдруг?
- Видимо, сказалась охота к перемене мест. Пригласил меня А.Зайцев, который
работал тогда начальником Мурманского отделения (впоследствии начальник
Октябрьской дороги и министр). Мы познакомились в результате одного из
производственных случаев, когда я выступал в роли консультанта. А первым его
заместителем был Н.Аксёненко, с ним мы знакомы давно. Он работал до этого в
Воронеже заместителем НОДа по движению, и мы очень
много соприкасались. Ему нужна была выгрузка вагонов, а я ее
как раз и обеспечивал, поэтому мы очень часто ругались. Аксёненко требовал невозможного, мы это невозможное давали или не давали,
словом, тесно контактировали.
В Кандалакше совместно с путейцами построили 27-квартирный дом. При этом много
пришлось еще походить, чтобы жилье получили именно те, на ком держалось
предприятие. Начал я там строить и колесно-роликовый цех. Интересный факт:
когда я уже работал начальником станции Мурманск, из Кандалакши в отделение
дороги и обком партии приехала целая делегация с просьбой вернуть меня обратно.
- А как Вы в движенцы-то попали?
- Планы были амбициозные: работы не боялся, хотел подниматься
по служебной лестнице. Но руководители-то на железной дороге - в основном все
движенцы. Я и поступил на третий курс ЛИИЖТа по
специальности "управление процессами перевозок". Сначала поработал
начальником станции Оленегорск. Тут я понял: вот где
настоящая работа. Если в депо часов в восемь-девять вечера я мог идти домой, то
здесь можно было круглые сутки сидеть и личным руководством обеспечивать
движение. И еще, работая с Оленегорским ГОКом, я получил очень хорошую практику как коммерсант,
прилежно учился этому делу.
- Семья переезжала вместе с Вами?
- Нет. В Кандалакше в возрасте 37 лет я женился вторично, поскольку первая жена
наотрез отказалась уехать из Воронежа на Север. Здесь родился сын, о котором я
всю жизнь мечтал. (Сейчас ему уже 17 лет, поступил в Финэк.)
В Оленегорске я тоже заложил 27-квартирный дом,
провел телефонизацию. Потом - Мурманск. Это была одна из ста решающих в МПС
станций, номенклатура министра. Я с большой теплотой вспоминаю эту работу,
людей. Там у меня осталось много друзей.
- Здесь Вы тоже строили дом?
- А как же? 54-квартирный! Еще развязку на станции сделал, то есть тоже
расшивал.
- И все-таки уехали?
- Да, несмотря на успешно складывающуюся карьеру, я все же чувствовал себя на
Севере дискомфортно. Как человеку с юга, мне не хватало элементарно зеленого
цвета. Да и сын рос северным ребенком: белый, толстый и неподвижный. День и
ночь - только у телевизора. А тут мы поехали отдыхать в Херсон, пробыли там
месяц, и я не мог его загнать домой. И так у меня защемило: думаю, что же я над
ребенком-то издеваюсь. А, как известно, на ловца и зверь бежит. Мне предложили
работу в Херсоне, и я решил сюда перебраться. Правда, проработал недолго.
Зайцев нашел меня и предложил возглавить строительство одного из объектов
Октябрьской дороги на выбор: в Сочи или в Феодосии. Я выбрал Крым. Проработал
года два, но тут началось разделение России и Украины, и стройка была
заморожена. Мне предложили ехать в Сочи или вернуться в систему МПС. Но я
предпочел остаться и начать свой собственный бизнес. Организовал строительную
фирму и построил вместе с "Механическим заводом" жилой дом. Вот тут у
меня появились в жизни первые немаленькие деньги. По феодосийским понятиям я
стал состоятельным человеком.
- Перейти в свободный бизнес не составило сложности?
- Что вы! Это был самый тяжелый для меня переход. До сих пор я являлся
государственным человеком, а тут - никаких тебе гарантий. Сначала было очень
трудно, сложно, как говорится: "все не так, как надо". Но потом
втянулся, арендовал мощную строительную базу, построил целый
поселочек из коттеджей.
- Что же опять послужило причиной переезда?
- К середине 90-х годов интерес к Крыму резко упал, и заказов не стало.
Наступило полное запущение. Да и тесновато как-то
стало уже для моей натуры. Годик поработал в Киеве по зачетным схемам (в то
время, помните, все работали по бартеру: валенки на газ, молотки на рельсы). А
потом судьба свела меня в Петербурге с фирмой "Кинекс",
и они рассказали о своей проблеме по доставке нефтепродуктов. Разговорились, и
мне предложили заняться этим вопросом.
С августа 1997 года я начал разрабатывать схему и создавать транспортную
компанию "Линк Ойл
СПб".
- То есть Вы на самом деле - "крестный отец" операторского
движения?
- По крайней мере, то операторство, которое сегодня
есть - это, можно сказать, я сделал. Начали мы возить с 200 тысяч тонн в месяц
и довели до 850-ти. Главным было то, что я предложил использовать один
локомотив от начала до конца, то есть со станции Кириши до эстонских портов. Заморочек было поначалу много.
Помню случай, когда у меня одна бригада ехала до границы 20 с лишним часов.
Приехали, посидели и назад поехали. Представьте, всего чуть ли не двое суток в
пути! Смех и грех. Я их потом премировал без лишнего шума, но впредь это делать
категорически запретил.
- При каких же обстоятельствах Вы оставили свое детище - "Линк Ойл СПб"?
- Когда компания начала работать стабильно, я предложил "Кинексу" расширить географию, брать грузы и у других
грузоотправителей. Но, к сожалению, взаимопонимания не нашел. Тогда я оставил фирму
и занялся более масштабным транспортным бизнесом, организовав "БалтТрансСервис" в 2000 году. При этом костяк "Линк Ойла" ушел со мной.
Начинали мы со "Славнефтью", потом
добавились "ТНК", "Сибнефть" и другие. Сегодня мы везем
порядка двух миллионов тонн груза в месяц, а начинали тоже с 200 тысяч.
- Не тесно ли Вам опять? Какие планы, мечты?
- Хороший вопрос! Есть у меня одна мечта. Дело в том, что сейчас рынок
перевозок довольно нестабильный. Например, зимой спрос на цистерны большой, а
летом уменьшается и появляется лишний подвижной состав. В идеале хотелось бы
систематизировать все нефтеперевозки для начала в
европейской части России. Сейчас подавляющее количество цистерн являются
собственными. Думаю, пришла пора создавать единый диспетчерский центр, единую
базу данных и оптимизировать, логизировать эти
перевозки. Я уверен, что таким образом можно было бы, во-первых, обойтись
меньшим количеством цистерн, а во-вторых - увеличить объем перевозок. Мы
работали практически на всех терминалах, переваливающих нефтегрузы, включая
Белое, Балтийское и Черное моря, и я знаю, сколько, куда и в какие дни можно
завозить.
- Это был бы специализированный логистический
центр?
- Логистический центр, единый центр управления
перевозками, биржа - назовите как хотите. Но это -
отнюдь не монополия, а то, что всем помогало бы работать.
- Владимир Николаевич, а как Вы ведете себя на политическом рынке?
Каким-нибудь партиям симпатизируете?
- Однажды я уже был в партии, и партбилет у меня цел до сих пор. В другие же
вступать не собираюсь, тем более из каких-то конъюнктурных соображений. Меня
приглашали и в партии, и в Английский клуб, но я отказывался, так как к
политической борьбе абсолютно равнодушен. Я не симпатизирую пока ни одной из
известных мне партий. Что же касается КПРФ, то это - уже партия прошлого,
особенно во главе с Г.Зюгановым. Хочется работать, приносить пользу и, не боюсь
в этом признаться, зарабатывать деньги.
- Ваши увлечения, хобби? Или Вы - чистый трудоголик?
- Нет, не только. Я люблю играть в теннис, регулярно участвую в турнирах.
Полгода назад выиграли с партнером один из VIP-турниров в Санкт-Петербурге.
Люблю горные лыжи и начал кататься еще в Кандалакше, где
кстати, мы построили подъемник длиной 400 метров. Люблю волейбол, плавание. В
свое время увлекался боксом. К тому же с возрастом во мне проснулись актерские
способности. Я снялся в двух фильмах по сценариям Александра Рогожкина:
"Утренник для взрослых" и "Особенности национальной
политики". В последнем сыграл роль депутата
Государственной Думы, как говорят - правдиво.
- Ваша компания занимается спонсорством, благотворительностью?
- А как же? Мой подход таков: если Бог дает заработать, значит надо с людьми
делиться. Я долгое время финансировал нашего тяжеловеса по боксу Валуева. Кстати, вот у меня в кабинете личная благодарность
за развитие спорта от президента "Всемирной ассоциации бокса". Также
финансировал одного теннисиста; сейчас помогаю белорусской спортсменке. Мы
спонсируем ярославский хоккейный клуб "Локомотив". Очень много помогали
деньгами проведению молодежного чемпионата мира по хоккею. Также спонсируем
различные конкурсы и в области культуры. Кроме того, к нам обращались с
просьбой о реставрации храма. Мы дали денег, помогли. Хотя в Бога я не верю. У
меня принцип такой: мы с Богом друг другу не мешаем.
- Что можно констатировать: что Вас жизнь сама несла по течению, или Вы шли
наперекор всему?
- Я никогда не плыл по течению. Бывали моменты, когда немножко расслаблялся, но
в целом всю жизнь пахал, пашу и, наверное, умру на ходу. Я всегда ставил себе
какие-то цели и шел к ним, прогнозируя примерно лет на 5-7 вперед. Иначе просто
не могу.
- А что двигало: деньги, честолюбие, тщеславие?
- Да какие там раньше были деньги? Также и тщеславие: меня представляли к
"Почетному железнодорожнику", но я уехал в Крым
и так его и не получил. Вы обратили внимание, сколько я строил жилья? Вот
пригласят на новоселье, приду, выпью рюмку и вижу: если бы не я, то этот
человек в жизни бы не получил этой квартиры. Вот где удовлетворение! Когда
делаю доброе дело по жизни. Люди же, по большому счету, делятся на тех, которые
берут, и тех, которые дают. Я уверен, что более счастливы те, что дают. А
вокруг меня всегда столько народу кормится, что просто с ума сойти! Я никогда
не ставил себе задачу заработать все деньги. Для меня они - инструмент, через
который что-то можно сделать. А допустим, если мы с вами ведем совместный
бизнес, и между нами возникли какие-то финансовые недоразумения, то я всегда
готов отказаться в вашу пользу. То есть я дорожу нормальными человеческими категориями.
Это дружба, порядочность, добрые отношения. Мне приятно делать людям добро.
- Вы не хотели бы организовать бизнес за границей и там жить?
- У меня было предложение уехать в Штаты в 1992 году.
Но я настолько русский человек, что после недельного пребывания за границей уже
устаю и хочу назад. Я имею возможность дать сыну любое образование, но он будет
учиться и жить здесь. Это моя жизненная позиция: жить
только в России.
- Если сейчас случится какой-нибудь дефолт, и Вы все потеряете, что будете
делать?
- Да ничего! Я трижды с нуля начинал, начну и в четвертый. Затылок почешу и
пойду опять. Дорогу осилит идущий.