«РЖД-Партнер», 2002, № 12, декабрь

"ПРЕЙСКУРАНТ № 10-01": ВТОРОЙ ЭТАП УНИФИКАЦИИ ТАРИФОВ. РЕШЕНИЯ ПРИНЯТЫ

Андрей Гурьев

НЕ МОГЛИ ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ

Какие же в итоге основные методологические принципы заложены в новый "Прейскурант", разработанный совместно МПС, ВНИИЖТом и ФЭК России? Представляя на заседании правительства результаты деятельности разработчиков, заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии РФ Иван Беседин выделил семь таких положений.
1. С целью создания конкурентных условий в сфере железнодорожных перевозок впервые тариф разделен на инфраструктурную и вагонную составляющие. Кроме того, проект "Прейскуранта" содержит специальный раздел, предусматривающий тарификацию перевозки грузов при использовании собственных (арендованных) локомотивов. Как следует из доклада ФЭК, выделение вагонной и локомотивной составляющих является непосредственным элементом рыночных реформ на железнодорожном транспорте, а их величина призвана быть ориентиром экономической целесообразности использования субъектами рынка собственного подвижного состава. Также отмечено, что вагонная составляющая выделена в виде твердых ставок без дифференциации по классам грузов и на нее не распространяется действие исключительных тарифов.
2. Пересмотрена зависимость тарифных ставок от расстояния перевозок, в связи с чем тарифы на дальних расстояниях снижаются, на коротких - повышаются. Этот принцип имеет особое значение для нашей экономики, так как способствует выравниванию транспортно-экономических условий работы однородных предприятий, расположенных в разных регионах страны.
3. В проекте нового "Прейскуранта" при маршрутных отправках грузов к тарифам за использование
инфраструктуры и локомотивов железных дорог предусмотрены коэффициенты в размере от 1,08 до 0,85 вместо ныне действующего коэффициента 0,9 для прямых отправительских маршрутов. Величина индекса зависит от количества вагонов в отправке, применяемой грузоотправителями технологии перевозки грузов (прямой отправительский маршрут или с распылением), и расстояния перевозки.
4. Разработчиками определена более глубокая дифференциация провозной платы в зависимости от типов вагонов. Например, стоимость перевозки грузов на платформах будет на 10 процентов дешевле, чем в полувагонах при одинаковой загрузке.
5. Отменены действующие тарифные условия для замкнутых кольцевых маршрутов, что (по замыслу авторов) упрощает построение тарифной системы.
6. В проекте учтены предложения пользователей услугами железнодорожного транспорта о снижении минимальных весовых норм на ряд грузов, которые по своим физическим свойствам не могут быть погружены до полного использования грузоподъемности вагонов. Данные нормы снижены и при перевозке ряда навалочных грузов на платформах, в том числе и минерально-строительных материалов. В то же время в целях улучшения использования грузоподъемности цистерн установлены минимальные весовые нормы загрузки при перевозках нефти и мазута.
7. Отменено применение служебного тарифа на транспортировку грузов для эксплуатационных нужд железных дорог за исключением ряда технологических перевозок, связанных с ремонтно-восстановительными и хозяйственными работами.
Это обстоятельство призвано обеспечить реальную оценку издержек хозяйств отрасли.
Таким образом, можно заключить, что каких-то
серьезных изменений в принципиальных подходах по формированию нового "Прейскуранта № 10-01" в течение последних месяцев не произошло. Единственно, в чем, на первый взгляд, усматривается отличие - это вопрос с локомотивной составляющей. Однако разработчики проекта считают, что никакими принципами они и в данном вопросе не поступились, а с самого начала были готовы тарифицировать перевозку собственным локомотивом, только не тем способом, каким хотели их оппоненты (см. интервью с А.Шмелевым).

НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ

Иван Беседин доложил также правительству, что в ходе работы над проектом рабочая группа рассмотрела большое количество поступивших от участников транспортного рынка замечаний и предложений. (Позиции сторон мы подробно рассматривали в № 7 журнала за 2002 год.) При этом по наиболее принципиальным разногласиям удалось принять согласованные решения. В частности это касается следующих аспектов.
По вопросу дифференциации тарифов по классам грузов принято решение сохранить действующую систему, строящуюся в зависимости от доли транспортной составляющей в конечной цене продукции. (От себя отметим, что несмотря на все несовершенство данного подхода, он является по сути попыткой учесть платежеспособность груза, то есть в регулируемом варианте подобраться к рыночному принципу ценообразования "по полезности товара" и дополнить им оставшийся у нас от прежней системы затратный принцип "по себестоимости".)
Относительно требования, выделить локомотивную составляющую в тарифе (по словам И.Беседина), сошлись на том, чтобы при работе собственным локомотивом выделить из тарифа стоимость использования
инфраструктуры, а при работе локомотивом ОАО "РЖД" применять тарифные схемы, объединяющие локомотивную и инфраструктурную ставки.
По вопросу маршрутизации перевозок грузов принято решение согласиться с предложенным размером дифференцированных поправочных коэффициентов, а вопрос включения в "Прейскурант" положений о применении коэффициентов к прямым отправительским маршрутам рассмотреть после принятия новых законов.
Наиболее сложно, как считают в ФЭК, обсуждался вопрос уровня вагонной составляющей. МПС представило данные, согласно которым размер экономически обоснованных издержек на содержание вагонов диктует величину выделяемой вагонной составляющей от 7 процентов для платформ до 30-ти - для окатышевозов. Таким образом, среднесетевой размер вагонной составляющей был исчислен в МПС на уровне 15-ти процентов. По заключению же общественного совета при правительственной комиссии по структурной реформе данный показатель на универсальные вагоны должен быть не менее 20-ти процентов. Это обосновывается невозможностью использования собственных вагонов с такой же эффективностью, как инвентарных.
Однако, по мнению министерства путей сообщения, которое поддержала ФЭК, требование собственников подвижного состава невозможно выполнить за счет снижения доли инфраструктуры, так как это приведет к ее недофинансированию.

СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ

Одобрив в целом принципы построения "Прейскуранта", правительство постановило по главному вопросу торга - размеру платы за вагон - скоропалительного решения не принимать, а дать поручение всем причастным еще раз подумать над своими аргументами. В результате МПС, ФЭК и Минэкономразвития было предписано доработать с участием заинтересованных сторон ряд вопросов, в том числе: уточнить величину вагонной составляющей тарифа; провести анализ влияния введения нового "Прейскуранта" на показатели работы пользователей железных дорог; дать оценку конкурентоспособности перевозок однородных грузов, выполняемых железнодорожным и автомобильным транспортом.
До 15 декабря должен быть подготовлен окончательный вариант "Прейскуранта" и передан в правительственную комиссию по тарифному регулированию, которая рассмотрит данные материалы и обеспечит их утверждение в установленном порядке.

И ОВЦЫ ЦЕЛЫ, И ВОЛКИ СЫТЫ?

Некоторым образом увязан теперь с "Прейскурантом № 10-01" и вопрос второго этапа унификации тарифов на перевозку внешнеторговых и внутренних грузов. Напомним, что поручение Президента РФ Владимира Путина о разработке программы унификации тарифов было дано причастным ведомствам в ноябре 2000-ного.
Первый этап преобразований состоялся 1 августа 2001 года, когда был изменен порядок перевозок через российские порты. После этого возникла проблема пробок на их подходах, которая является актуальной и сегодня.
Сроки второго этапа неоднократно откладывались, поскольку с его реализацией для правительства возникала поистине патовая ситуация. Выполнить поручение Президента в буквальном понимании, уравняв экспортно-импортные и внутренние тарифы, означало либо ударить по товаропроизводителю с высокой долей внутренних перевозок, либо разорить железные дороги. МПС выдвинуло четыре варианта с комбинированными подходами, но ни один из них не прошел.
Чтобы решить проблему, министерство путей сообщения и ФЭК летом 2002 года предложили уточнить (упростить) задачу и выдвинули формулировку об "унификации двух существующих методологий расчетов за перевозки грузов". В соответствии с этим были разработаны и представлены на рассмотрение комиссии В.Христенко три новые варианта второго этапа унификации, главная задача которых заключалась в одном - сохранить как доходную базу МПС, так и средний уровень внутренних тарифов.
16 октября на заседании правительственной комиссии принято следующее решение.
1. Внести изменения в "Прейскурант № 10-01" (часть 1, раздел 15) путем установления для экспортно-импортных грузовых перевозок через сухопутные погранпереходы (за исключением транзита) дополнительных, самостоятельных тарифных схем и правил их применения на основе действующих на данные перевозки.
2. Перевести данные тарифные ставки в рубли.
3. При индексации использовать дифференцированную настройку уровня тарифов.
4. Ввести универсальный "Прейскурант", то есть реализовать второй этап унификации тарифов с 1 января 2003 года.
Отдельным решением предписывалось "промоделировать возможность выделения отдельных родов перевозимых экспортно-импортных грузов через сухопутные погранпереходы, для которых возможен расчет тарифа на основе правил, действующих для внутригосударственных перевозок". При этом оговаривалась необходимость обеспечения доходных поступлений железных дорог и интересов грузоотправителей.
Очевидно, что данное решение практически закрепляет сегодняшнее положение вещей и в принципе дает возможность всем участникам процесса более-менее удовлетворять свои интересы. При этом максимально выигрывают порты, а "при своих" остаются экспортеры и МПС, но все-таки положение последнего хуже, нежели у его партнеров. У министерства путей сообщения останутся пробки на дорогах к портам, а доходная база от перевозок внешнеторговых грузов будет в валютном исчислении потихоньку уменьшаться вследствие изменения курса рубля.



Hosted by uCoz