Андрей Гурьев
В конце 2002 года комиссией правительства РФ по вопросам тарифного
регулирования в соответствии с "Программой структурной реформы железнодорожного
транспорта"было принято решение о разработке
проекта нового "Прейскуранта № 10-02-16": "Тарифы на перевозку
пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги
инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении железнодорожным транспортом
общего пользования". На сегодняшний момент подготовлены концепции
построения тарифов по трем разделам "Прейскуранта" и соответствующие
методики.
Три источника, три составные части...
Необходимость адаптации тарифной системы в области пассажирских, багажных и грузобагажных перевозок к требованиям рыночной экономики
очевидна. Действующий "Прейскурант № 10-02-16" вступил в действие в
1993 году и не учитывает реалий реформы. Сегодня во ВНИИЖТе
идет работа над новым "Тарифным руководством". Концепции всех трех
основных разделов "Прейс-куранта"
и методики построения тарифов прошли рассмотрение в рабочей группе
правительственной комиссии по вопросам тарифного регулирования и ждут своего
утверждения. Согласно имеющимся планам, принять новый "Прейскурант"
намечено в четвертом квартале 2004 года.
Основные его разделы включают в себя тарифные схемы на перевозки пассажиров в
дальнем следовании, пригородном сообщении, а также багажа и грузобагажа.
Целями и задачами формирования нового "Прейскуранта" объявляются следую-щие: обеспечение единого
пространства перевозок пассажиров в Российской Федерации; учет
платежеспособного спроса населения; создание условий для развития конкуренции;
поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за
счет грузовых. Также продекларировано, что тарифы должны стимулировать
внедрение новых прогрессивных технологий перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа; улучшение качества предоставления услуг и
снижение непроизводительных затрат.
Мы едем, товарищ, далеко...
Авторы "Прейскуранта" обозначили семь основных особенностей новой
системы тарифообразования в области пассажир-ских перевозок дальнего
следования.
1. "Прейскурант" является единым для всех владельцев инфраструктуры
общего пользования - независимо от их организационно-правовой формы, а принципы
его формирования - для всех перевозчиков.
2. В проекте использован принцип формирования тарифных ставок на основе средне-сетевой себестоимости и плановой рентабельности для
естественных монополий. Разработанная методика определения издержек учитывает
изменения в классификации и распределении затрат по статьям, элементам расходов
и видам деятельности, определенные номенклатурой данных затрат.
3. При определении себестоимости перевозок пассажиров для тарифных целей
используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на
начально-конечные и движенческие операции.
4. В доходной структуре тарифа предусматривается выделение следующих
составляющих: инфраструктурной, локомотивной, вагонной и вокзальной. Уровень
вагонной части является ориентиром экономической целесообразности использования
собственного вагона. Он определяется исходя из расходов по экипировке,
техническому обслуживанию, ремонту, амортизации пассажирских вагонов и
обслуживанию пассажиров в пути следования.
Тариф за использование инфраструктуры и локомотивной тяги для перевозчиков
будет единым в расчете на один вагон для всех классов обслуживания пассажиров и отличаться лишь по категориям поездов в
зависимости от скорости их движения. При этом удельная величина инфраструктурной
и локомотивной составляющих в расчете на одного пассажира будет
дифференцирована по вагонам с различными классами обслуживания пассажиров.
Величина локомотивной составляющей будет ориентиром экономической
целесообразности использования собственных локомотивов. Проект
"Прейскуранта" содержит отдельную тарифную схему, предусматриваю-щую тарификацию перевозки при
использовании частной тяги. Вокзальная составляющая будет учитывать расходы,
связанные с содержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и
отчетности, АСУ "Экспресс" и других.
5. В целях учета платежеспособного спроса на качество перевозочных услуг тарифы
дифференцируются по следующим позициям: тип места; скорость движения поездов;
класс обслуживания. В проекте "Прейскуранта" будут предусмотрены
отдельные схемы расчета тарифов: для скоростных, скорых и пассажирских поездов;
мест спальных и для сидения; расценки разных классов обслуживания пассажиров
("люкс", "бизнес", "эконом", второй и третий).
Классы будут определяться типом вагона, его внутренним сервисным оборудованием
в салоне, качеством постельных принадлежностей и съемного инвентаря,
организацией питания и других услуг в пути следования, формой продажи билетов и
так далее. Предполагается также, что после завершения внедрения АСУ
"Экспресс-3" перевозчики смогут дифференцировать тарифы в части
вагонной составляющей путем установления скидок на проезд пассажиров на верхних
и боковых полках, а также местах, расположенных у выходов из салона вагона.
6. В основу построения тарифов закладывается необходимость обеспечения
госзаказа на перевозку отдельных категорий граждан. Новые тарифы позволят
отказаться от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет
грузовых.
7. Регулирование тарифов за перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры,
выполняемые во внутреннем сообщении, осуществляется в соответствии с
законодательством Россий-ской
Федерации. При проезде по территории России в пассажирских поездах формирования
железнодорожных администраций других государств действуют следующие тарифы: для
стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная части) - ставки
"Прейскуранта № 10-02-16"; для стоимости плацкарты (вагонная часть) -
ставки тарифов, установленные международными соглашениями.
Развивая рыночный фактор
Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сообщении
предполагает, что в целом тарифная политика должна быть гибкой и
совершенствоваться по мере развития рынка. При этом базовые тарифные ставки
будут утверждаться на перспективу не менее одного года, в течение которого
надлежит применять их гибкое регулирование и устанавливать исключительные
тарифы по периодам и направлениям перевозок, по конкретным поездам и классам
обслуживания в порядке, определяемом правительством РФ.
Авторы проекта "Прейскуранта" считают: учитывая положительный опыт
реализации права МПС самостоятельно регулировать тарифы на проезд в вагонах СВ, купейных и в скоростных поездах конкурентного сектора
транспортного рынка, - целесообразно сохранить за перевозчиками право
установления тарифов на проезд в вагонах с местами для лежания
("люкс", "бизнес", "эконом" и второго класса); в
вагонах для сидения ("бизнес" и "эконом"-класса),
а кроме того - во всех скоростных поездах. В случае отсутствия альтернативного
предложения мест для лежания в вагонах третьего класса, установление тарифов в
аналогичных вагонах второго класса подлежит государственному регулированию.
Сегмент с дерегулируемыми тарифами должен составить
первоначально порядка 30-ти процентов от всего рынка пассажирских перевозок в
дальнем следовании, а по мере развития необходимых условий будет поэтапно
расширяться.
В целом предполагается, что принятие нового "Прейскуранта" позволит:
обеспечить дос-тижение целей
реформы; улучшит качество транспортных услуг; расширит конкуренцию; привлечет
инвестиции в сферу пассажирских перевозок; будет оперативно реагировать на
изменения спроса; увеличит доходную базу железнодорожного транспорта.
Опять от меня сбежала...
Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении
предусматривает следующие основные положения. Среди целей и задач формирования
новой системы построения тарифов обозначены: обеспечение потребностей населения
в перемещении при высоком качестве оказываемых услуг; адаптирование
тарифной политики к условиям рыночной экономики; создание условий для развития
конкуренции в сфере пригородных перевозок; поэтапное сокращение перекрестного
субсидирования пригородных перевозок за счет грузовых.
Провозглашаются следующие основные принципы построения проекта новой методики
определения пригородных тарифов: соответствие стоимости услуг платежеспособному
спросу населения; стимулирование внедрения нового подвижного состава и
прогрессивных технологий; возмещение экономически целесообразных затрат уровнем
тарифов с учетом бюджетных компенсаций.
Проект новой методики построения пригородных тарифов основывается на следующих
основных положениях.
1. Методика и принципы ее формирования должны быть едиными для всех
перевозчиков и владельцев инфраструктуры как общего, так
и необщего пользования.
2. Тариф должен быть рентабельным с учетом устанавливаемого для естественных
монополий уровня. Расчет себестоимости перевозки будет осуществляться на основе
ныне рекомендованной "Методики распределения расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских перевозок
по субъектам РФ".
3. При определении себестоимости перевозок используется параметрическая модель,
предусматривающая разделение затрат на начально-конечные и движенческие
операции по наиболее значимым калькуляционным измерителям в границах субъектов
РФ.
4. В структуре тарифа выделяются следующие составляющие: при использовании моторвагонной тяги - инфраструктурная, моторвагонная
и вокзальная; при локомотивной тяге - инфраструктурная, локомотивная, вагонная
и вокзальная.
5. Для обеспечения конкуренции в сфере пригородных перевозок необходимо
урегулировать механизмы предоставления бюджетных субсидий перевозчикам и
определения тарифов в зависимости от сроков их предоставления; а также перечень
категорий лиц, получающих средства государственной поддержки. При этом
планируется предусмотреть отдельную схему расчета тарифов в зависимости от
размера субсидий.
6. Необходимо учесть, что сдерживающим фактором влияния на уровень тарифов
является платежеспособность населения. Значительное увеличение цены билетов
может привести к существенному сокращению количества перевозимых пассажиров, к
росту безбилетного проезда и неспособности конкурировать с другими видами
транспорта.
7. Следует переходить от расчета тарифов по "зонному" принципу к
фиксированию фактического расстояния перевозки между станциями отправления и
назначения, а также постанционному учету поездок
пассажиров.
Установленный уровень тарифа должен быть единым в пределах субъекта Федерации.
Указанный метод построения тарифов направлен на снижение издержек пригородных
компаний и повышение качества предоставляемых ими услуг.
От убытков к прибыли
Авторы концепции построения тарифов в пригородном сообщении отмечают, что после
утверждения новой методики работа по совершенствованию тарифной политики будет
продолжена. При этом должны учитываться такие факторы: изменение в
экономической ситуации, колебание потребительских настроений, динамика
платежеспособного спроса населения и другие. Также будут совершенствоваться условия
для создания частных пассажирских пригородных компаний (или фирм со смешанным
капиталом с участием ОАО "РЖД" и муниципальных образований).
Раздел по пригородным перевозкам "Прейс-куранта
№ 10-02-16" в части инфраструктурной составляющей должен содержать таблицы
ее стоимости по каждому субъекту Федерации. Расчет размера ставок других
составляющих тарифа будет производиться на основании разделов методики в соответ-ствии с действующим
законодательством.
При введении пригородных тарифов нового "Прейскуранта"
предусматривается этапность перехода от убыточных
тарифов к рентабельным. Первый этап предусматривает
включение в состав тарифа экономически обоснованных затрат, исключая
инфраструктурную составляющую; второй - все расходы; третий - достижение
рентабельности. Возможность перехода от одной ступени к другой определяется в
зависимости от кон-кретных
условий работы.
Дама сдавала багаж...
Основные задачи, которые ставятся при формировании новой
системы тарифов на перевозку багажа и грузобагажа,
похожи на прописанные в двух предыдущих разделах "Прейскуранта №
10-02-16": развитие конкуренции; привлечение внешних инвестиций в
подвижной состав; адекватное отражение экономически обоснованных затрат;
расширение зоны эффективного использования собственных багажных вагонов;
сокращение перекрестного субсидирования перевозок багажа за счет грузов и грузобагажа.
Концепция определяет следующие основные принципы формирования системы тарифов
на багажные перевозки: тарифы должны обеспечивать единое экономическое
пространство перевозок на территории РФ; соответствовать платежеспособному
спросу пользователей транспортных услуг; способст-вовать
повышению их качества. Уровень тарифов должен покрывать издержки и обеспечивать
расширенное воспроизводство. Новая система призвана гарантировать создание
экономических условий для развития конкуренции, способствовать внедрению
прогрессивных технологий и стимулировать снижение непроизводительных затрат.
Следует отметить следующие особенности новой системы тарифов на перевозки
багажа и грузобагажа во внутреннем сообщении.
1. Система тарифов является единой для всех владельцев инфраструктуры общего
пользования и для всех перевозчиков.
2. В основе построения тарифов лежит среднесетевая себестоимость. Затраты
разделяются на начально-конечные и движенче-с-кие
операции. В тарифе выделяются части: инфраструктурная, локомотивная, вагонная и
составляющая багажных отделений.
3. Регулирование тарифов на багажные перевозки (всех четырех составляющих)
осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти.
По мере развития конкуренции величину вагонной и локомотивной составляющих
будут регулировать перевозчики, а багажной - владельцы багажных отделений. При
одинаковых условиях перевозки обеспечивается равенство инфраструктурной и
локомотивной составляющих - независимо от формы соб-ственности компаний.
5. Тарифные части дифференцируются по следующим факторам. Инфраструктурная
и локомотивная: вид отправки (мелкая, повагонная);
социальный фактор (багаж, грузобагаж); расстояние;
скорость доставки (скорый, пассажирский, почтово-багажный, грузопассажирский).
В отношении вагонной составляющей к указанным позициям добавляется еще
дифференциация в зависимости от условий перевозки ("теплый" или
"холодный" вагон). Составляющая багажных отделений предполагает
разделение по виду отправки и социальному фактору.
Резюме
Таким образом мы видим, что при разработке нового пассажирского
"Прейскуранта" был учтен опыт создания и последующего обсуждения его
грузового аналога - "Прейскуранта № 10-01". На сегодняшний момент дос-тигнуто согласие на уровне
рабочей группы правительственной комиссии по тарифному регулированию. Впереди,
вне всякого сомнения, предстоят немалые споры вокруг уровней ставок и
коэффициентов, тарифных состав-ляющих,
пунктов и примечаний. Концепции трех разделов нового "Прейскуранта" и
методики построения тарифов опубликованы в электронной версии приложения "РЖД-Парт-нерДокументы" №19. Мы предлагаем всем
заинтересованным представителям транспорт-ного
бизнеса высказать на страницах журнала и интернет-сайта
"РЖД-Партнер" свои замечания, пожелания и предложения.