«РЖД-Партнер», 2004, № 5, май

 

"Прейскурант № 10--02--16": делайте ваши ставки...

Андрей Гурьев

В конце 2002 года комиссией правительства РФ по вопросам тарифного регулирования в соответствии с "Программой структурной реформы железнодорожного транспортаыло принято решение о разработке проекта нового "Прейскуранта № 10-02-16": "Тарифы на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении железнодорожным транспортом общего пользования". На сегодняшний момент подготовлены концепции построения тарифов по трем разделам "Прейскуранта" и соответствующие методики.



Три источника, три составные части...
Необходимость адаптации тарифной системы в области пассажирских, багажных и грузобагажных перевозок к требованиям рыночной экономики очевидна. Действующий "Прейскурант № 10-02-16" вступил в действие в 1993 году и не учитывает реалий реформы. Сегодня во ВНИИЖТе идет работа над новым "Тарифным руководством". Концепции всех трех основных разделов "Прейс-куранта" и методики построения тарифов прошли рассмотрение в рабочей группе правительственной комиссии по вопросам тарифного регулирования и ждут своего утверждения. Согласно имеющимся планам, принять новый "Прейскурант" намечено в четвертом квартале 2004 года.
Основные его разделы включают в себя тарифные схемы на перевозки пассажиров в дальнем следовании, пригородном сообщении, а также багажа и грузобагажа.
Целями и задачами формирования нового "Прейскуранта" объявляются следую-щие: обеспечение единого пространства перевозок пассажиров в Российской Федерации; учет платежеспособного спроса населения; создание условий для развития конкуренции; поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Также продекларировано, что тарифы должны стимулировать внедрение новых прогрессивных технологий перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа; улучшение качества предоставления услуг и снижение непроизводительных затрат.

Мы едем, товарищ, далеко...
Авторы "Прейскуранта" обозначили семь основных особенностей новой системы тарифообразования в области пассажир-ских перевозок дальнего следования.
1. "Прейскурант" является единым для всех владельцев инфраструктуры общего пользования - независимо от их организационно-правовой формы, а принципы его формирования - для всех перевозчиков.
2. В проекте использован принцип формирования тарифных ставок на основе средне-сетевой себестоимости и плановой рентабельности для естественных монополий. Разработанная методика определения издержек учитывает изменения в классификации и распределении затрат по статьям, элементам расходов и видам деятельности, определенные номенклатурой данных затрат.
3. При определении себестоимости перевозок пассажиров для тарифных целей используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начально-конечные и движенческие операции.
4. В доходной структуре тарифа предусматривается выделение следующих составляющих: инфраструктурной, локомотивной, вагонной и вокзальной. Уровень вагонной части является ориентиром экономической целесообразности использования собственного вагона. Он определяется исходя из расходов по экипировке, техническому обслуживанию, ремонту, амортизации пассажирских вагонов и обслуживанию пассажиров в пути следования.
Тариф за использование инфраструктуры и локомотивной тяги для перевозчиков будет единым в расчете на один вагон для всех классов обслуживания пассажиров и отличаться лишь по категориям поездов в зависимости от скорости их движения. При этом удельная величина инфраструктурной и локомотивной составляющих в расчете на одного пассажира будет дифференцирована по вагонам с различными классами обслуживания пассажиров.
Величина локомотивной составляющей будет ориентиром экономической целесообразности использования собственных локомотивов. Проект "Прейскуранта" содержит отдельную тарифную схему, предусматриваю-щую тарификацию перевозки при использовании частной тяги. Вокзальная составляющая будет учитывать расходы, связанные с содержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и отчетности, АСУ "Экспресс" и других.
5. В целях учета платежеспособного спроса на качество перевозочных услуг тарифы дифференцируются по следующим позициям: тип места; скорость движения поездов; класс обслуживания. В проекте "Прейскуранта" будут предусмотрены отдельные схемы расчета тарифов: для скоростных, скорых и пассажирских поездов; мест спальных и для сидения; расценки разных классов обслуживания пассажиров ("люкс", "бизнес", "эконом", второй и третий). Классы будут определяться типом вагона, его внутренним сервисным оборудованием в салоне, качеством постельных принадлежностей и съемного инвентаря, организацией питания и других услуг в пути следования, формой продажи билетов и так далее. Предполагается также, что после завершения внедрения АСУ "Экспресс-3" перевозчики смогут дифференцировать тарифы в части вагонной составляющей путем установления скидок на проезд пассажиров на верхних и боковых полках, а также местах, расположенных у выходов из салона вагона.
6. В основу построения тарифов закладывается необходимость обеспечения госзаказа на перевозку отдельных категорий граждан. Новые тарифы позволят отказаться от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
7. Регулирование тарифов за перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении, осуществляется в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации. При проезде по территории России в пассажирских поездах формирования железнодорожных администраций других государств действуют следующие тарифы: для стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная части) - ставки "Прейскуранта № 10-02-16"; для стоимости плацкарты (вагонная часть) - ставки тарифов, установленные международными соглашениями.

Развивая рыночный фактор
Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сообщении предполагает, что в целом тарифная политика должна быть гибкой и совершенствоваться по мере развития рынка. При этом базовые тарифные ставки будут утверждаться на перспективу не менее одного года, в течение которого надлежит применять их гибкое регулирование и устанавливать исключительные тарифы по периодам и направлениям перевозок, по конкретным поездам и классам обслуживания в порядке, определяемом правительством РФ.
Авторы проекта "Прейскуранта" считают: учитывая положительный опыт реализации права МПС самостоятельно регулировать тарифы на проезд в вагонах СВ, купейных и в скоростных поездах конкурентного сектора транспортного рынка, - целесообразно сохранить за перевозчиками право установления тарифов на проезд в вагонах с местами для лежания ("люкс", "бизнес", "эконом" и второго класса); в вагонах для сидения ("бизнес" и "эконом"-класса), а кроме того - во всех скоростных поездах. В случае отсутствия альтернативного предложения мест для лежания в вагонах третьего класса, установление тарифов в аналогичных вагонах второго класса подлежит государственному регулированию. Сегмент с дерегулируемыми тарифами должен составить первоначально порядка 30-ти процентов от всего рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании, а по мере развития необходимых условий будет поэтапно расширяться.
В целом предполагается, что принятие нового "Прейскуранта" позволит: обеспечить дос-тижение целей реформы; улучшит качество транспортных услуг; расширит конкуренцию; привлечет инвестиции в сферу пассажирских перевозок; будет оперативно реагировать на изменения спроса; увеличит доходную базу железнодорожного транспорта.

Опять от меня сбежала...
Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении предусматривает следующие основные положения. Среди целей и задач формирования новой системы построения тарифов обозначены: обеспечение потребностей населения в перемещении при высоком качестве оказываемых услуг; адаптирование тарифной политики к условиям рыночной экономики; создание условий для развития конкуренции в сфере пригородных перевозок; поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пригородных перевозок за счет грузовых.
Провозглашаются следующие основные принципы построения проекта новой методики определения пригородных тарифов: соответствие стоимости услуг платежеспособному спросу населения; стимулирование внедрения нового подвижного состава и прогрессивных технологий; возмещение экономически целесообразных затрат уровнем тарифов с учетом бюджетных компенсаций.
Проект новой методики построения пригородных тарифов основывается на следующих основных положениях.
1. Методика и принципы ее формирования должны быть едиными для всех перевозчиков и владельцев инфраструктуры как общего, так и необщего пользования.
2. Тариф должен быть рентабельным с учетом устанавливаемого для естественных монополий уровня. Расчет себестоимости перевозки будет осуществляться на основе ныне рекомендованной "Методики распределения расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских перевозок по субъектам РФ".
3. При определении себестоимости перевозок используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начально-конечные и движенческие операции по наиболее значимым калькуляционным измерителям в границах субъектов РФ.
4. В структуре тарифа выделяются следующие составляющие: при использовании моторвагонной тяги - инфраструктурная, моторвагонная и вокзальная; при локомотивной тяге - инфраструктурная, локомотивная, вагонная и вокзальная.
5. Для обеспечения конкуренции в сфере пригородных перевозок необходимо урегулировать механизмы предоставления бюджетных субсидий перевозчикам и определения тарифов в зависимости от сроков их предоставления; а также перечень категорий лиц, получающих средства государственной поддержки. При этом планируется предусмотреть отдельную схему расчета тарифов в зависимости от размера субсидий.
6. Необходимо учесть, что сдерживающим фактором влияния на уровень тарифов является платежеспособность населения. Значительное увеличение цены билетов может привести к существенному сокращению количества перевозимых пассажиров, к росту безбилетного проезда и неспособности конкурировать с другими видами транспорта.
7. Следует переходить от расчета тарифов по "зонному" принципу к фиксированию фактического расстояния перевозки между станциями отправления и назначения, а также постанционному учету поездок пассажиров.
Установленный уровень тарифа должен быть единым в пределах субъекта Федерации. Указанный метод построения тарифов направлен на снижение издержек пригородных компаний и повышение качества предоставляемых ими услуг.

От убытков к прибыли
Авторы концепции построения тарифов в пригородном сообщении отмечают, что после утверждения новой методики работа по совершенствованию тарифной политики будет продолжена. При этом должны учитываться такие факторы: изменение в экономической ситуации, колебание потребительских настроений, динамика платежеспособного спроса населения и другие. Также будут совершенствоваться условия для создания частных пассажирских пригородных компаний (или фирм со смешанным капиталом с участием ОАО "РЖД" и муниципальных образований).
Раздел по пригородным перевозкам "Прейс-куранта № 10-02-16" в части инфраструктурной составляющей должен содержать таблицы ее стоимости по каждому субъекту Федерации. Расчет размера ставок других составляющих тарифа будет производиться на основании разделов методики в соответ-ствии с действующим законодательством.
При введении пригородных тарифов нового "Прейскуранта" предусматривается этапность перехода от убыточных тарифов к рентабельным. Первый этап предусматривает включение в состав тарифа экономически обоснованных затрат, исключая инфраструктурную составляющую; второй - все расходы; третий - достижение рентабельности. Возможность перехода от одной ступени к другой определяется в зависимости от кон-кретных условий работы.

Дама сдавала багаж...
Основные задачи, которые ставятся при формировании новой системы тарифов на перевозку багажа и грузобагажа, похожи на прописанные в двух предыдущих разделах "Прейскуранта № 10-02-16": развитие конкуренции; привлечение внешних инвестиций в подвижной состав; адекватное отражение экономически обоснованных затрат; расширение зоны эффективного использования собственных багажных вагонов; сокращение перекрестного субсидирования перевозок багажа за счет грузов и грузобагажа.
Концепция определяет следующие основные принципы формирования системы тарифов на багажные перевозки: тарифы должны обеспечивать единое экономическое пространство перевозок на территории РФ; соответствовать платежеспособному спросу пользователей транспортных услуг; способст-вовать повышению их качества. Уровень тарифов должен покрывать издержки и обеспечивать расширенное воспроизводство. Новая система призвана гарантировать создание экономических условий для развития конкуренции, способствовать внедрению прогрессивных технологий и стимулировать снижение непроизводительных затрат.
Следует отметить следующие особенности новой системы тарифов на перевозки багажа и грузобагажа во внутреннем сообщении.
1. Система тарифов является единой для всех владельцев инфраструктуры общего пользования и для всех перевозчиков.
2. В основе построения тарифов лежит среднесетевая себестоимость. Затраты разделяются на начально-конечные и движенче-с-кие операции. В тарифе выделяются части: инфраструктурная, локомотивная, вагонная и составляющая багажных отделений.
3. Регулирование тарифов на багажные перевозки (всех четырех составляющих) осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти.
По мере развития конкуренции величину вагонной и локомотивной составляющих будут регулировать перевозчики, а багажной - владельцы багажных отделений. При одинаковых условиях перевозки обеспечивается равенство инфраструктурной и локомотивной составляющих - независимо от формы соб-ственности компаний.
5. Тарифные части дифференцируются по следующим факторам. Инфраструктурная и локомотивная: вид отправки (мелкая, повагонная); социальный фактор (багаж, грузобагаж); расстояние; скорость доставки (скорый, пассажирский, почтово-багажный, грузопассажирский). В отношении вагонной составляющей к указанным позициям добавляется еще дифференциация в зависимости от условий перевозки ("теплый" или "холодный" вагон). Составляющая багажных отделений предполагает разделение по виду отправки и социальному фактору.

Резюме
Т
аким образом мы видим, что при разработке нового пассажирского "Прейскуранта" был учтен опыт создания и последующего обсуждения его грузового аналога - "Прейскуранта № 10-01". На сегодняшний момент дос-тигнуто согласие на уровне рабочей группы правительственной комиссии по тарифному регулированию. Впереди, вне всякого сомнения, предстоят немалые споры вокруг уровней ставок и коэффициентов, тарифных состав-ляющих, пунктов и примечаний. Концепции трех разделов нового "Прейскуранта" и методики построения тарифов опубликованы в электронной версии приложения "РЖД-Парт-нерДокументы" №19. Мы предлагаем всем заинтересованным представителям транспорт-ного бизнеса высказать на страницах журнала и интернет-сайта "РЖД-Партнер" свои замечания, пожелания и предложения.

 

 



Hosted by uCoz