Андрей Гурьев

 

      Из истории Северной осетии  

      (Расширенный вариант главы I из книги «Сто лет вместе с отраслью и страной. История Владикавказского вагоноремонтного завода». Санкт-Петербург, 2012)

 

      Скифы – аланы - осетины

 

      Осетинский народ ведет свою родословную от алан, а те в свою очередь произошли от скифов. Скифская цивилизация существовала в первом тысячелетии до н.э. на обширных территориях Северного Причерноморья и северокавказских предгорьях. Скифо-сарматский язык, от которого произошли аланский, а затем и осетинский, входил в северо-восточную ветвь иранских языков.  

Скифы являлись представителями раннего железного века.  Наиболее известны «царские скифы», обитавшие в том числе в низовьях Дона.  Скифский союз племен постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Его власть была наследственной и обожествлялась, но ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой касты.   

Скифы занимались и кочевым скотоводством, и оседлым хлебопашеством. Они вели  интенсивную торговлю скотом, хлебом, мехами и рабами, а также много воевали. К VII веку до н.э. они вытеснили с просторов Северного Причерноморья киммерийцев и далее совершили  победоносные походы в Мидию, Сирию и Палестину. Отец исторической науки Геродот писал по поводу этого завоевания: «Скифы господствовали в Азии 28 лет и все опустошили своим буйством и излишествами. Ибо, кроме того, что они взимали с каждого народа наложенную ими на каждого дань, они кроме дани совершали набеги и грабили что было у каждого народа».

В военном деле скифы использовали целый ряд передовых для своего времени приемов. Например, конница стала у них основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время азиатских походов — единственной силой. Скифы также успешно применяли отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Во время сражений они использовали разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В VIII веке до н.э. скифы изобрели металлические двухперые и трехперые наконечники стрел. Также они приучали лошадей к управлению только шенкелями, что давало возможность стрелять из лука на скаку.

      В V веке до н.э. греческий историк Фукидит отмечал, что со Скифией «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все они будут единодушны». Наибольшего могущества Скифское царство достигло при царе Атее. К 40-м годам IV века до н.э. он объединил под своей властью всю Скифию, но вскоре погиб в войне с македонским царем Филиппом II.     

О расцвете скифов в эту эпоху свидетельствует появление грандиозных курганов высотою до 20 м, в которых хоронили царей и знатных единоплеменников. В богатых могильниках находились медные, серебряные и золотые предметы утвари, греческая расписная керамика, амфоры с вином, украшения тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.  Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, рабов и лошадей.

Богатых воинов хоронили с оружием, оставляя с ними мечи с золотыми обкладками ножен, луки и стрелы с бронзовыми наконечниками, колчаны, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками.  Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

В конце  IV века до н.э. начинается постепенный закат скифской культуры. К этому времени из-за Дуная пришли племена сарматов, значительно потеснившие скифов, которые сосредоточились отныне в основном в Крыму и низовьях Днепра. 

Здесь скифы во II веке до н.э. подчинили себе Ольвию и некоторые владения Херсонеса, вели активную торговлю на внешнем рынке. Царство скифов с центром в Крыму просуществовало до второй половины III века и затем было разбито готами. После этого скифы сошли с мировой исторической арены как самостоятельная этническая общность, однако их след отнюдь не исчез с пути мирового развития.  

      Скифы внесли неоценимый вклад в художественную культуру человечества. Особый интерес представляют изделия в так называемом «зверином стиле». Это обкладки ножен и колчанов, рукоятки мечей, детали уздечного набора, женские украшения. Скифы изображали сцены борьбы зверей, но особенного блеска достигли они в показе фигур отдельных животных, наиболее излюбленным из которых считается олень. 

      Скифы передали гены своим прямым потомкам, которые образовали новое этническое и государственное образование. Это были аланы, выделившиеся из среды полукочевого скифо-сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья. Они провели ряд победоносных походов на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Часть аланов вместе с гуннами приняла участие в Великом переселении народов и через Галлию и Испанию достигла Северной Африки. В первой половине I века аланы подошли к предгорьям Кавказа, где под их главенством образовалось мощное объединение аланских и местных кавказских племен, получившее название Алания. Здесь часть аланов-кочевников осела и начала вести земледельческо-скотоводческое хозяйство. 

      В VIII-IX веках у аланов формировались феодальные отношения, а сами они вошли в состав Хазарского каганата. В IХ-Х веках аланы создали самостоятельное раннефеодальное государство и стали играть важную роль во внешних связях Хазарии с Византией.   

      Аланское царство испытывало определенное влияние христианства, которое проникало сюда как с Запада из Византии, так и с Юга из Закавказья. Причем первым проповедником христианства еще среди причерноморских скифов, согласно легенде, был сам апостол Андрей Первозванный, живший в I веке.

В 562 году византийский император Юстиниан I совершил военный поход на территорию современных Осетии и Кабарды, на которой в то время расселялись аланы, получив титул Alanicus. Он подчинил себе горские народности от Терека до Кубани, после чего христианство стало распространяться здесь более активно. На Северный Кавказ стало приезжать греческое духовенство, началась постройка церквей. Уже в VI  веке в этом регионе было учреждено два епископства - в Никопсисе на Таманском полуострове и в Кызбуруне, неподалеку от современного Нальчика.

      Строительство ряда храмов связано с именем грузинской царицы Тамары, правившей в 1184-1207 годы и происходившей по линии матери из царствующей династии алан. При этом второй брак Тамары был заключен с Давидом-Сосланом, сыном аланского царя Джадароса. 

      Древнеримский историк Аммиан Марцеллин, участвовавший в войнах Рима с персами в середине IV века, так описывал встречавшихся ему алан: «Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни... Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения». 

      Средневековые аланы создали свое самобытное искусство. Известны нанесенные на камнях и тесаных плитах специфические геометрические орнаменты и изображения животных и людей. Прикладное искусство было представлено в основном ювелирными изделиями из золота и серебра, камнями или стеклом, украшениями.  Появились у аланов также литые бронзовые изображения человека и животных.

      Своего наивысшего расцвета аланское искусство достигло в X—XII веках, о чем говорят многочисленные предметы, найденные в Змейском могильнике в Северной Осетии. Среди них одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, орнаментированные золоченые бляхи и др.

У алан уже существовала письменность на греческой графике, о чем, например, свидетельствует Зеленчукская надпись на могильной плите, датируемая 941 годом.  В эту же эпоху зародился у аланов всемирно известный Нартовский эпос, впоследствии распространившийся также у некоторых соседних народов. 

Аланы оказали существенное влияние на развитие европейской цивилизации. В эпоху Великого переселения они создали в Западной Европе большое число поселений и несколько государственных образований. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. Аланы жили также на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран.  

В частности, аланы оказали значительное влияние в Западной Европе на развитие военного дела. Признается, что готы и другие германские племена освоили приемы конного боя благодаря контактам со скифско-аланским миром. К этой военной культуре восходят и традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, которые послужили воплощением рыцарского идеала для средневековой литературы.

      Существование на Северном Кавказе Алании как могущественного государства было прервано в момент его расцвета нашествием монголо-татарских орд. Первый поход был совершен ими в 1222 году. Для отпора врагу аланы заключили союз с кипчаками  (половцами). Предводители монгольских войск Джэбэ и Субэдэй решили расколоть союзников, подкупив кипчаков. Монголы обратились к ним с такими словами: «Мы и вы - один народ, из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключаем с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, только представьте аланов нам». Кипчаки согласились и разошлись. Монголы одержали над аланами победу, а затем набросились и на кипчаков. Застигнутые врасплох, те бежали без боя и частью рассеялись, частью ушли за Днепр.

Первый поход монголо-татарских войск имел разведывательный характер и не привел к установлению их господства на Северном Кавказе.  Однако в 1238 году они вернулись и нанесли удар по аланам. Во главе монгольских полчищ стояли крупнейшие деятели из окружения хана Бату,  войска имели в своем распоряжении тяжелые метательные машины.

Самым крупным событием в этом походе была зимняя осада аланской столицы, города Мегет. После взятия он был разграблен и полностью уничтожен. Причем был отдан приказ отрезать убитым людям правое ухо, которых затем насчитали 27 тысяч.

В монгольских источниках приводится донесение верховному хану Угедею, посланное от хана Бату после его завоеваний в Восточной Европе: «Силою Вечного Неба и величием государя и дяди (т.е. Угедея) мы разрушили город Мегет и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов ». То есть разорение Мегета, по мнению, Бату было одним из самых значительных его достижений.

Далее в течении нескольких лет монголы завоевали ключевые позиции в горной полосе Северного Кавказа. Хронологически это совпало с их нападением и на Киевскую Русь. В середине XIII века путешественник Плано Карпини отмечал, что в числе земель и народов, которые побеждены монголами, были комуки, аланы, тарки и черкасы. Однако он писал, что среди земель, оказавших монголо-татарам мужественное сопротивление, и доселе еще не подчинены им, была часть Алании, причем некую гору в Алании монголы осаждали уже 12 лет, и за это время аланы оказали им мужественное сопротивление и убили многих татар и притом крупных вельмож.  

В 1277-1278 годы хан Менги-Тимур вновь совершил большой поход против аланского города Дедякова. По приказу монгол в этом походе участвовали и русские отряды. Город пал и как сообщал русский летописец, монголы «полон богатства много взяша, а иных смерти предаша, а град их сжогша».

Монгольские завоевания имели для населения Северного Кавказа крайне негативные последствия. По данным письменных и археологических источников, были уничтожены сотни поселений края. Обширные, густо населенные предгорные части страны, где интенсивно развивались различные ремесла, земледелие, скотоводческое хозяйство, были почти полностью опустошены и превращены завоевателями в поросшие травами кочевья.

 После разорения оставшиеся аланы ушли в горы Центрального Кавказа и Закавказья. Здесь они частично ассимилировались с кавказоязычными и тюркоязычными племенами, но сохранили свою преемственность с предками и дали развитие новому народу - осетинам.  

Однако в 1395 году в Аланию вторгся среднеазиатский завоеватель Тимур (Тамерлан). В течении нескольких лет аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подвергались  жестокому разорению. Множество людей было истреблено, а имущество вывезено. Походы Тимура стали завершающим ударом в череде трагических событий ХIII -  ХIV веков. Как констатируют осетинские историки М.М. Блиев и Р.С. Бзаров, «всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности».

      В последующие пять столетий осетинские племена вели нелегкую жизнь в горах, формировали свои культуру и обычаи, воспитывали в себе собственный национальный характер. Казалось, что сама история на время оставила их в покое и про них буквально забыли все: о потомках ушедших в горы алан нет в это время никаких письменных упоминаний.   

Осетины с большим трудом приспосабливались к новым условиям, обживая горные теснины. У стороннего наблюдателя суровость природных условий, в которых приходилось выживать этому народу, вызывала искреннее сочувствие. Вот что писал один из европейских очевидцев: "Страна эта замкнутая и недоступная для влияния внешних врагов по причине высокой ледовитой и снежной горы, на которой лед высотою в 20 и 30 саженей летом; еще по причине тесноты и высоких утесистых скал и рек, больших и быстротекучих... Здесь нет леса за малым исключением... и потому некоторые привозят [его] с Черкезской горы, а другие отапливаются кизяком... Плодородность этой страны незначительна, ибо никакие другие зерна не родятся, кроме пшеницы, ячменя и овса по причине холода, позднего лета и ранней осени, но и это не засеивается изобильно по малоземелью и скалистой местности …. и если ударит град, что бывает тут часто, терпят сильный голод".  

      Расселившись по ущельям Кавказского хребта, осетины образовали в ХV – ХVI веках ряд обществ, несколько отличающихся друг от друга как в бытовом укладе, так и по диалекту: Куртатинское, Алагирское, Тагаурское, Дигорское, Туальское, Турсыгомское и др. Наряду с этим известный исследователь Кавказа Ю.Клапрот так описывал общие признаки представителей этого народа: «Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2—4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство». 

Следующий этап в жизни осетинского народа, когда он вернулся на предгорные плоскостные участки Северного Кавказа, был тесно связан с Россией.

 

Война и мир

 

Первые контакты Киевской Руси и Аланского царства относятся к Х веку. В 945 году Игорь совершил поход в Византию, а в 965 году Святослав  ходил на ясов (аланов) и касогов (адыгов). В конце того же века на Таманском полуострове образовалось русское княжество Тмутараканское, просуществовавшее до первых десятилетий ХII века. Оно управлялось киевскими, а затем черниговскими князьями, имело прямые хозяйственные и политические связи с Русью, а населялось очень пестрым этническим контингентом, в том числе и аланами.  

Затем наступил период монгольского владычества и контакты выходцев с Руси с народами Северного Кавказа и Закавказья сократились до минимума. Но к середине ХV века некогда могущественная Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств. В Северо-Восточной же Руси, напротив, в это время активизировался процесс централизации удельных княжеств под властью Московского князя. Освободившееся в 1480 году при Иване III от дани Московское государство стало уделять все большее внимание восточной политике, отношениям с Османской империей, Ираном, Крымским, Казанским, Астраханским и Ногайским ханствами. Устанавливаются связи с князем Большой Кабарды и восточно-грузинскими царствами Картолинией и Кахетией.

В 1552 году царь Иван IV Грозный нанес поражение Казанскому ханству и присоединил его к России. Эта победа вызвала соответствующую реакцию и на Северном Кавказе. Уже в ноябре 1552 года в Москву прибыли «черкесские князья» с просьбой о защите. На Кавказ был направлен посол А. Щепотьев для получения на месте присяги о подданстве. В августе 1554 года он возвратился в Москву с известием, что черкесы «дали правду (то есть присягу.- авт.) всей землей».  

 В 1556 году Россия завоевала и Астраханское ханство, выйдя таким образом по Волге к Каспию, что имело большое значение для внешней торговли.  В 1557 году в Москву через Астрахань прибыли дагестанские послы от шамшаха Казикумухского и правителя Тюменского ханства с просьбой о принятии в подданство и о защите их от врагов «со всех сторон». В том же году в Москву направилось посольство и от старшего, наиболее влиятельного, кабардинского князя Темрюка с просьбой «чтобы их государь пожаловал и велел себе служить». В 1557 году Кабарда была принята под покровительство России. В следующем году кабардинцы,  среди которых были и осетины, уже участвовали совместно с русскими отрядами в походе против Крыма. Союз с Кабардой был закреплен в 1561 году браком Ивана Грозного с дочерью князя Темрюка, принявшей при крещении имя Мария.

В 1566 году Темрюк направил большое посольство в Москву с просьбой построить на нижнем течении Терека в устье Сунжи укрепленный город. Осенью следующего года здесь была воздвигнута русская крепость «Терский город». Так началась история создания Россией укрепленных поселений на Северном Кавказе, а одновременно и ее борьба за влияние в этом регионе с Турцией и Ираном.

В 1578 году началась ирано-турецкая война и в том же году в Москву прибыло большое кабардинское посольство во главе с братом Темрюка - новым старшим князем Камбулатом. Послы вновь просили всемерной поддержки и восстановления несколькими годами ранее оставленной русскими крепости «Терский город».  В 1586 году того же добивалось и прибывшее в Москву кахетинское посольство,  поскольку это могло бы обеспечить устойчивую связь между Астраханью и грузинскими царствами - Кахетией и Картли.

На сей раз Москва сочла международную обстановку для этого благоприятной, но теперь крепость была сооружена не у впадения Сунжи в Терек, а в устье Терека, на одном из его притоков - Тюменке. В 1589 году сооружение крепости было завершено, включая установку артиллерии. Она получила название «Терки».

Более того, в Москве в это время было принято официальное решение считать вассалами, то есть находящимися под российским протекторатом, Кахетию, Картли, Восточную Кабарду, Северный Дагестан, предгорья современной Северной Осетии, Чечни и Ингушетии. При этом в середине 90-х годов XVI века в царствование Федора Ивановича и фактическое правление Бориса Годунова в полный титул русского царя было внесено многозначительное добавление: «Государь Иверские земли картальских и грузинских царей и Кабардинские земли черкасских и горских князей… государь».  Земли до реки Терек стали считаться уже исторически российскими, поскольку с ХVI  века здесь селились казаки и с 1577 года официально существовало Терское казачье войско.

      В ХVII веке за Северный Кавказ прокатился ряд войн между Россией, Турцией и Ираном. При этом в 1661 году царем Алексеем Михайловичем была выдана жалованная грамота князю Каспулату Черкасскому «за службу его деда, дяди, отца и его собственную». Он назначался князем над окочанами и кабардинцами в «Терском городе», получил право руководить ими, судить их в период войны и мира. За это он должен был участвовать в войнах, которые вела Россия. В 1676-1678 годы кабардинская конница активно участвовала в русско-турецкой войне за правобережную Украину. Были в ее составе и осетины.

      Не мог, конечно, не обратить свой взор на Кавказ и Петр I. После окончания Северной войны он предпринял в 1722 году персидский поход, в результате которого под суверенитет России перешли все земли по западному и южному побережью Каспийского моря с городами Дербент, Баку, Решт  и Астрабад, что было подтверждено в 1723 году Петербургским договором с Ираном.

Однако вскоре приобретенные при Петре I прикаспийские области были по политическим соображениям  уступлены правительством Анны Иоановны Ирану. В 1732 году по русско-иранскому договору граница отодвинулась на север до реки Куры, а в 1735 году даже до реки Сулак. Наряду с этим в 1735 году построенное еще в начале ХVII века поселение Кизляр было расширено, окружено крепостным валом и превратилось в главный экономический центр Северного Кавказа того времени.

Между тем в первой половине XVIII века в Осетии резко обострилась проблема тесноты, суровости и ограниченности условий высокогорья для  дальнейшей жизни и развития осетинского народа. Перед ним остро стояла необходимость расселения на равнинные земли. Но это можно было сделать только с решением вопросов политической ориентации, поскольку в противном случае невозможно было обеспечить только своими силами безопасность от постоянных набегов кабардинских, чеченских и других вооруженных отрядов, а также притеснений со стороны крупных держав. 

В 1743 году представители Осетии обратились с письмом к российской императрице Елизавете Петровне, в котором высказали просьбу помочь вернуть осетинскому народу предгорные равнины Северного Кавказа. В том же году императрица повелела правительству представить ей доклад об Осетии и изучить вопрос союзнических отношений. В 1745 году была основана Осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской деятельности русской православной церкви среди осетин. Направление в Осетию православной миссии позволяло царскому правительству обойти условия Белградского договора 1739 года между Россией и Турцией, по которому российская сторона не имела права на политические связи с народами Северного Кавказа. При этом Осетия считалась зависимой от Кабарды и должна была также находится вне сферы влияния России.   

В 1745 году Духовная комиссия во главе с грузинским архимандритом Пахомием прибыла в Осетию и основала в районе с. Майрамадаг Осетинское подворье. Затем она развернула миссионерскую работу среди осетин в городах Кизляре и Моздоке. Правда, нужно сказать, что очевидцы весьма критически отзывались о глубине приобщения осетин к православной вере. Вот что писал один из современников: "Все их обращение ограничивается крещением; они находили для этого много охотников, так как многие повторили этот обряд вследствие того, что окрещенным выдавалось за счет государства 12 аршин грубого полотна на сорочки и штаны, две высушенные севрюги и один латуневый крест. … Желание получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по нескольку раз, переменяя для этого свое имя и переходя из своего прежнего местожительства в другое". Правда, согласно имеющимся данным, с 1745 по 1769 год было крещено 2142 осетина – не так уж много.

Между тем в 1746 году был издан указ Елизаветы о русско-осетинских переговорах «ради крещения и для других секретов». В сентябре 1749 года в Россию выехало первое осетинское посольство во главе с Зурабом Магкаевым – выдающимся деятелем Осетии того времени. Он был высоко образован, владел русским, грузинским и кабардинским языками. Дорога в Петербург заняла более четырех месяцев. В феврале 1750 года состоялась встреча послов с Сенатом, весной прошли несколько раундов переговоров. Осетинские послы ставили вопросы о присоединении Осетии к России, переселении части осетин на предгорные равнины Центрального Кавказа, установление торговых отношений. Также Зураб Магкаев предлагал выставить 30 тысяч воинов в случае обострения отношений России с Турцией.

Российское правительство было заинтересовано в расширении территории на юг до естественно-природных границ и заполучении полезных ископаемых Кавказа, однако международная обстановка пока диктовала необходимость проявления сдержанности в этом вопросе. В конце декабря 1751 года состоялся официальный прием осетинского посольства Елизаветой. На нем не обсуждались конкретные политические договоренности, а произносились торжественные речи, благодарности и заверения в дружественности намерений. Зураб Магкаев благодарил за теплый прием и высказал надежду на установление в ближайшее время тесных взаимоотношений между Россией и Осетией. Елизавета с одобрением отозвалась о приверженности осетинского народа христианству и объявила о преподнесении послам монарших подарков. В феврале 1752 года посольство покинуло Петербург. Для погрузки царских даров понадобилось 14 подвод. Любопытно также, что противники сближения Осетии и России  – кабардинские князья – в то время как послы находились в Петербурге, распустили слухи, что они арестованы и казнены. В Осетии поверили этому и устроили церемонию похорон.   

Итогом переговоров стала зафиксированная позиция российского правительства, что предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек являются землями «вольными и свободными» и переселение на них осетин поддерживается Россией. Кроме того осетинам разрешалось в Кизляре и Астрахани вести беспошлинную торговлю. Таким образом, начало политического процесса по вхождению Осетии в состав России было положено.

После прихода к власти в 1762 году Екатерины II политика России на Кавказе стала более активной.  В 1763 году в пограничном районе была основана русская крепость Моздок. Вокруг нее рядом с казачьими станицами появились и осетинские селения.   Переселенцам предоставлялись земельные участки и подъемные деньги. В 1764 году в Моздоке была учреждена первая осетинская школа, что имело важное значение для культуры Осетии. Это положило начало основам национального просвещения с одновременным созданием письменности.   

Сближение народов Кавказа с Россией вызвало резкое недовольство Турции, которая не оставляла своих агрессивных планов в отношении горцев. В 1768 году началась новая русско-турецкая война, в которой успех сопутствовал российским войскам. При этом осетины оказывали им прямую и косвенную поддержку.

Между тем зимой 1770 года 24 тагаурские старшины во главе с Ханчавом Мамсуровым прибыли в Кизляр, где объявили коменданту о своем намерении принять российское подданство. Правда, часть осетинской знати при этом заняла весьма настороженную позицию по поводу присоединения к России, боясь ослабления своего влияния на общинников. Однако царское правительство решило активизировать свой курс в отношении Осетии. В 1771 году было заменено руководство Осетинской духовной миссии. Согласно новым инструкциям, теперь эта организация должна была выступать духовным государственным учреждением, главной задачей которого являлась идеологическая подготовка осетинского населения к присоединению Осетии к России.  

В 1774 году Россия одержала победу в войне с Османской империей и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору к ней отошли портовые города Керчь, Ени-Кале, Азов и Кинбурн. Россия получила выход к Черному морю. Кроме того она добилась признания Турцией независимости Крымского ханства и отмены любых ограничений на Северном Кавказе, введенных в свое время Белградским договором. Статья 21 Кючук-Кайнарджийского договора содержала правовую основу присоединения к России Большой и Малой Кабарды (то есть в том числе исторической территории Осетии). При этом, как трактовала российская сторона эту норму, отныне «всякие в рассуждении их (осетин. – авт.) меры свободны уже от зависимости соглашения с Портою и Крымом».

 Вскоре после окончания войны астраханскому губернатору П.Н.Кречетникову было предписано провести переговоры с Осетией по поводу ее присоединения к России. В Куртатинском ущелье в доме Андрея (Алегуки) Цаликова собрался совет влиятельных старейшин из Алагирского и Куртатинского обществ. После заседания осетинские старейшины отправились в Моздок на переговоры с губернатором Астрахани, которые состоялись 27 октября 1774 года. В состав делегации входило 20 человек: Бахтынгирей Есиев, Шовлох Демиров, Хамирза и его сын Андрей Цаликовы и др. Послы составили «Прошение», где констатировалось стремление осетин к союзу с Россией и выражалась надежда на то, что «мы противу желания нашего оставлены не будем и будем под протекцею всемилостивейшей нашей государыни». На совете в Моздоке обсуждались три главных вопроса: присоединение Осетии к России, обеспечение внешней безопасности Осетии и эксплуатация Россией рудных месторождений Осетии. Позиция обеих сторон по всем этим вопросам была положительной.  

После этого П.Н.Кречетников был вызван в Петербург, где представил Екатерине II доклад о переговорах в Моздоке, на котором императрица написала: «Быть по сему». Так были ратифицированы моздокские договоренности о присоединении Осетии к Российской империи. При этом Екатериной была сформулирована и политическая доктрина по отношениям с осетинами. Суть ее заключалась в том, «чтобы они в торге, промыслах и прочих позволенных упражнениях имели свободу, и чтобы военные и гражданские начальники не стесняли их в том ни под каким видом, но паче всяким благодеянием и помощью их подкрепляли». При этом Екатерина II, будучи сторонницей просвещенного абсолютизма, выражала надежду, что в короткое время горцы «и сами ощутят пользу и найдут собственную выгоду в причислении их под управление нами учрежденное».

В этот же период административно Осетия была отнесена «к ведомству Астраханскому», хотя, конечно, сначала включение нового региона в состав Российского государства носило формальный характер, и осетинский народ еще долгое время продолжал сохранять свое самоуправление. Более того, в осетинских ущельях вспыхивали восстания, подобные Дигорскому в 1781 году, носившие сложный характер борьбы осетинской знати как за свои привилегии, так и национальную независимость.  

 Тем временем Россия продолжала развивать политические успехи после победы над Турцией. В 1783 был опубликован манифест о присоединении к России Крыма, Тамани и Кубанского Правобережья. В том же году под протекторат Российской империи была принята Грузия. В 1785 году на Кавказе было учреждено наместничество для управления этим огромным краем. В 1780-ые годы активизировался процесс переселения многих осетинских общин с гор на предгорные равнины. При этом особенно охотно осетины предпочитали селиться близ существующих и вновь строящихся крепостей.

В 1787 году Екатерина предприняла демонстративную поездку в Крым, которая символизировала завоевания России в южном регионе за годы ее правления. Среди приглашенных на встречу были и представители Осетии. В знак верности России члены депутации в присутствии императрицы приняли православие. При этом восприемницей Курмана Кубатиева стала сама Екатерина II. Осетинам были вручены богатые подарки и «Грамота».  Весьма характерно, что на обратном пути караван южнее современного селения Эльхотово был атакован и разбит отрядом кабардинского феодала. Погибли все, кроме одного подростка. Этот эпизод красноречиво говорил о необходимости введения на Северном Кавказе более эффективного государственного управления и обеспечения безопасности российских подданных.

В данной связи для российского правительства было весьма важно продолжать создавать здесь сеть военных укреплений. Напомним, что сначала Кавказская военно-пограничная линия пролегала к югу от Кизляра вдоль по Тереку. Она состояла из постов и укреплений. После основания в 1763 году крепости Моздок и размещения по берегу Терека казачьего полка была создана Моздокская линия. Когда к России отошли земли Приазовья, была построена новая линия от Екатеринграда до Азова.

С увеличением потока переселенцев на предкавказские земли, а также в связи с  подписанием в 1783 году Георгиевского трактата между Россией и Грузией и началом строительства Военно-грузинской дороги возникла потребность в основании крепости, которая бы находилась в центральном районе Северного Кавказа близ самих гор.  

История появления этой крепости, получившей название Владикавказ, такова. Еще в Докладе астраханского губернатора П.Н. Кречетникова Екатерине II с описанием внутреннего устройства Осетии и предложениями экономического и политического освоения края от 24 апреля 1775 года было предложено основать укрепление на берегу Терека у Эльхотовских ворот. В частности, он писал: «Сей же город лежит в самом сердце гор, прикрывает Малую Кабарду (то есть Осетию. – авт.) от Большой, и делает лучшую дорогу в Грузию, то и неоспоримо, что Малая Кабарда будет совсем в наших руках. Да и Большая в лучшее по соседству обуздание неминуемо придет, тогда ближний способ возымеем и о Грузии помыслить, как ей быть, и от терпимых ею несносных от разных народов разорений охранить, ибо от Татартупа до Меретинских границ только два дня езды». Также губернатор предлагал  здесь «завесть торги, коим удовольствием народ тамошний обольстить разными привозимыми изобилиями, чрез что они и успокоиться могут». Кречетников полагал, что новый город принесет России «великую славу и пользу государственную».

А в начале 1780-ых годов старшины Алагирского, Тагаурского и Туальского осетинских обществ и сами обратились с просьбой о постройке на предгорной равнине крепости и разрешении там селиться осетинам.

Осенью 1783 года командующий Кавказской линией получил  указание о строительстве на Центральном Кавказе крепости. Она была  заложена 12 марта 1784 года  близ осетинского селения Дзауджикауа на правом берегу Терека  и 6 мая освящена. Крепость получила название Владикавказ.

Современник так описал это событие: «29 апреля Селенгинский пехотный полк и два егерских батальона с артиллерией, ... выступили из Моздока к Григориополисскому редуту. К нему присоединились еще 70 Гребенских и 70 Семейных казаков, находившихся в Моздоке для содержания форпостов. Казаки пошли в авангарде и держали боковые цепи, дабы оградить отряд от возможного нападения со стороны Чечни или кабардинцев. Кругом царило однако полное спокойствие, и отряд, дойдя до осетинского селения,  остановился у входа в Кавказские теснины. Здесь, 6 мая 1784 года, после торжественного молебствия с водоосвящением, при громе русских пушек заложено четвертое, последнее в новой линии укрепление, названное Владикавказом».
      Правда, уже в 1788 году, в связи со сложной военно-политической обстановкой, русские вынуждены были оставить крепость, «предав огню все строения и забрав всех поселян» и перейти в Моздок. Однако после 1795 года приступили к восстановлению Владикавказа.

Крепость обеспечивала сообщение с Закавказьем по Военно-Грузинской дороге и была важнейшим звеном в системе пограничных укреплений Кавказской линии. Первые его описания оставили путешественники, преимущественно военные. Вот одно из них: «Владикавказ – самая важнейшая крепость на всей Кавказской линии; местопребывание генерала, носящего титул коменданта сей крепости и командующего всеми укреплениями… на ней расположенными. Владикавказ стоит на равнине… на правом берегу реки Терек. Огромный форштадт облегает со всех сторон земляную крепость, в которой находятся казенные здания. Населен тремя Кавказскими линейными батальонами. Строения во Владикавказе довольно красивой наружности… При некоторых домах есть сады. Лавок немного, но для нужд жителей достаточно, ибо в оных можно найти все необходимое и даже предметы роскоши». Что касается населения, то «гарнизон, несколько мелочных торговцев и маркитантов для удовлетворения потребностей этого последнего и немногих осетинских семей вне укрепления являются ее единственными жителями».

В 1802 году на пространстве от реки Лабы до Каспийского моря   была образована Кавказская губерния. В ее состав входили 5 уездов: Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский. Губернским городом был объявлен Георгиевск. В Георгиевске и Ставрополе к началу XIX века были учреждены две ярмарки в год. Это имело большое значение для развития экономических связей с горскими и кочевыми народами.

 В 1801-1804 годы в состав России добровольно вошли Восточная Грузия, Мингрелия, Гурия и Имеретия. В начале 1806 года русские войска заняли Баку. Иранский хан Аббас-Мирза сделал попытку остановить их продвижение в Кавказском регионе, но потерпел поражение. По русско-иранскому  мирному договору 1813 года было окончательно закреплено вхождение в состав  России  Дагестана, Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии, а также Карабахского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и ряда других ханств. Годом раньше Турция по Бухарскому мирному договору признала право России на все добровольно вошедшие в ее состав кавказские земли.

Между тем сложилась ситуация, когда наряду с присоединенным к России Закавказьем и целым рядом земель Северного Кавказа (Осетия, Кабарда, Ингушетия) на территории сегодняшних Чечни и Дагестана образовалась область с мусульманскими горными племенами, не признававшими российских властей. При этом они промышляли разбоем, набегами на окрестные равнинные территории и уводом в рабство мирных поселенцев. Для наведения порядка на этих землях российским правительством был предпринят ряд силовых мер, получивших название «Кавказская война», которая продолжалась с 1817 по 1864 год.

Центральным явлением этой войны стало распространение в 1820-ых годах на Северном Кавказе радикального мусульманского учения, получившего впоследствии название «мюридизм». В 1829 году в Чечне и Горном Дагестане образовалось единое военно-теократическое государство — имамат. Вся административная, военная, судебная и духовная власть в нем сосредотачивалась в руках имама, который правил на основе шариата. Государственным языком признавался арабский. В планах мюридов было  создание всемусульманского государства. России и ее союзникам была объявлена священная война «газават».

В 1834 году имамом стал аварец Шамиль – талантливый военачальник и религиозный фанатик. Под его руководством горцы вели борьбу с российской армией четверть века с переменным успехом, вторгаясь по ходу боевых действий в том числе и в Осетию в 1846 году для расширения своей территории на запад. Однако 25 августа 1859 года Шамиль был взят в плен и на почетных условиях вывезен в Россию. (Эта дата сегодня является войсковым праздником в Терском казачьем войске). Окончательно сопротивление мюридов было подавлено в 1864 году. После окончания Кавказской войны полное присоединение Северного Кавказа к России было завершено.

Оно произошло частью мирным, частью военным путем. В целом, присоединение к России отвечало национальным интересам осетин и других кавказских народов. Вхождение в крупную сильную державу обеспечивало решение таких важных вопросов, как переселение на предгорные равнины, обеспечение безопасности и установление новых торговых отношений. При этом нужно учесть, что и для России выход к Черному и Каспийскому морям был жизненно необходим, а без включения в ее состав Северного Кавказа он был бы проблематичен.

 

      Главный город на Кавказе

 

В 1837 году Владикавказ посетил Николай I, оставив такую запись: «Край везде спокоен. Все ездят без конвоя, даже по самой границе и до Владикавказа». Конечно, самодержец несколько преувеличивал уровень спокойствия в этой горячей точке, но грядущую тенденцию он уловил верно. 

Во второй половине XIX века Владикавказ стремительно развивался в экономическом и культурном плане. 31марта 1860 года император Александр II подписал Указ Правительствующего Сената о преобразовании крепости Владикавказ в город. В документе, в частности, отмечалось: «В видах развития на Кавказе торговли и промышленности и водворения начал мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающими к ней крепостным форштадтом в город и даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в сем городе».

Было также утверждено Положение об управлении городом Владикавказом и штат его управления. Городская администрация состояла из полиции, городового суда, архитектора, врача и стряпчего. Численность жителей города составила 2642 человека (1500 мужчин и 1142 женщины). Кроме того военнослужащих в гарнизоне насчитывалось 4 тысячи, жителей Осетинского аула — 890, Владикавказской станицы — 947 человек. 

В 1863 году Владикавказ стал столицей Терской области, входящей в Кавказское наместничество.  Также он являлся административным центром Терского казачьего войска с резиденцией его наказного атамана.

Город уверенно рос, увеличивалось количество промышленных и торговых предприятий. К 1864 году основное население здесь составляли «90 семей купцов I и II гильдии и 159 семейств мещан». В описываемый период в городе трудилось 20 портных, 16 кузнецов, 6 сапожников, 4 часовых дел мастера и многие другие мастеровые. В документе того времени указано: «Отпускная торговля, производимая городом, заключается в железе фабричного изделия, красных товарах, турецком табаке, вин разных сортов, внутренняя же состоит в строевом и нестроевом лесе, местной породе нефти, камне местного добывания, муке, кукурузе, картофеле, птице, мехах, коже и тому подобных хозяйственных необходимостей. Годовая цифра оборотов торговли: отпускной – 600 тыс. рублей и внутренней – 200 тыс. рублей серебром…Во Владикавказе существуют две ярмарки, базары бывают еженедельно по два – во вторник и субботу». В это же время во Владикавказе был построен и открыт для движения первый металлический мост через Терек – Ольгинский.   

Национальный состав города был очень пестрым. Здесь жили русские, осетины, армяне, грузины, персы, греки, евреи – горские и европейские, поляки, украинцы, татары, немцы, ассирийцы, тавлины, кумыки, литовцы, латыши, эстонцы, итальянцы и др.

 Весьма рано в городе сложилась многоконфессиональность и веротерпимость. Особая заслуга в этом принадлежала первому епископу Владикавказскому, управляющему осетинскими приходами архимандриту Иосифу (Чепиговскому) (1824 – 1890), прозванному в народе Апостолом Осетии. Сорок с лишним лет своей жизни отдал Чепиговский самоотверженной миссионерской и просветительской деятельности на Кавказе. Он изучил осетинский язык, издал букварь с русским переводом перевел «Краткую священную историю церкви Божьей Ветхого и Нового Завета» и «Катехизис», увидевшие свет в 1881 и 1887 годах.

В годы епископского правления Иосифа началось строительство нового Кафедрального собора, открылись две православные церкви. Он неизменно проявлял уважительное отношение и к другим конфессиям. Были завершены работы по перестройке Армяно-Григорианской церкви из деревянной в каменную, открылись Лютеранская кирха, Шиитская мечеть, польский Католический костел.

После отмены крепостного права усилилось миграционное движение на Северный Кавказ из внутренних губерний России. При этом оно поощрялось правительством. В 1881 году был издан Закон о добровольном переселении крестьян на казенные земли.
В конце 1890 года во Владикавказе было основано Общество всепомоществования переселенцам, в функции которого входили забота о временном  приюте переселенцев в городе, строительство для них бараков, облегчение дальнейшего пути, «приискание для них временных заработков на пути следования к месту, избранному ими для водворения».

В целом на протяжении второй половины ХIХ века Владикавказ уверенно становился культурным центром области и всего Северного Кавказа. При этом менялся не только облик города, но и образ жизни горожан. В 1862 году здесь был открыт первый кабинет для чтения, в 1864 году – фотозаведение, а с 1 января 1868 года начала выходить первая газета – «Терские ведомости».

В 1868 – 1870 годы по инициативе начальника Терской области генерал-адъютанта М. Т. Лорис-Меликова во Владикавказе было построено здание первого театра.  Именно здесь началась творческая биография Евгения Вахтангова.  С этим театром связано также имя и великого осетинского поэта, художника и общественного деятеля Коста Хетагурова, который являлся не только организатором и участником любительских спектаклей, но и их художником-оформителем. Эта сцена стала колыбелью осетинского профессионального театра. Здесь был поставлен первый спектакль на осетинском языке по пьесе Дмитрия Кусова «Дети гор».

В залах Общественного собрания и Коммерческого клуба на Александровском проспекте проводились музыкальные концерты, устраивались художественные выставки. В 1887 – 1890 годы Коста Хетагуров выставлял здесь свои картины «Святая Нина», «Скорбящий ангел», «На школьной скамье жизни», «Спящая красавица».  

В 1895 году  во Владикавказе открылась первая публичная библиотека, в 1897 году - первый краеведческий музей, чуть позже появились кинотеатры (синематографы).

  К концу XIX века в городе существовало несколько учебных заведений -  Классическая мужская гимназия, Ольгинская женская гимназия, Первое реальное училище, Духовное мужское училище, Епархиальное женское училище, Ремесленное училище. В 1900 году здесь был также учрежден Кадетский корпус. При его создании, в частности, отмечалось, что  «расположение города у самых ворот Кавказа на рубеже Европы и Азии будет весьма поучительно для кадет при сравнении особенностей той и другой культуры, с одной стороны, и возможности весьма полезных горных экскурсий, которые уже начали организовываться во Владикавказе на широких началах, – с другой».

Энергично развивалась промышленность. На рубеже веков в городе работало  уже более 50-ти различных предприятий.

По итогам переписи населения 1897 года во Владикавказе проживало 43740 человек.

      Накануне Первой мировой войны Владикавказ являл собой развитый цивилизованный центр европейского типа со своим собственным южным колоритом. То, чем жил в это время город, какие вопросы волновали его жителей и как они их решали, какие события вызывали всеобщий интерес, как вели себя представители различных слоев населения в тех или иных ситуациях, наглядно показывает газетная хроника тех лет. Для того, чтобы полнее впитать в себя дух той эпохи, когда рождался на свет вагоноремонтный завод, приведем подборку различного рода новостей короткой строкой из газеты «Терские ведомости» за 1913 год – год официальной приемки министерством путей сообщения владикавказских железнодорожных мастерских.

 

      «Полицмейстер предписал приставам иметь строгое наблюдение за тем, чтобы мясоторговцы при перевозке мяса со скотобоен в лавки покрывали бы туши чистыми холстинами и не садились бы на туши».

 

«Сегодня на месте будущего народного дома от 4 до 6 часов вечера будут происходить детские игры».

 

«10 мая состоялось открытие цирка г-на Труцци».

 

«Городской голова уведомил настоятеля вновь выстроенной церкви на Владимирской слободке, что участок городской земли под церковь постановлением думы отведен проживающим на этой слободке православным без различия национальностей».

 

      «Местному благотворительному обществу разрешено назначенную на 14 мая лотерею-аллегри перенести на 19-е, а если будет дождь, то на 23-е число».

 

«В следующее очередное заседание городской думы вносится доклад ревизионной комиссии о положении городского лесного хозяйства».

 

      «Управа постановила выдать городскую стипендию сыну базарного смотрителя А.Юфарову».

 

«Городской голова Г.В.Баев приглашен для участия в работах особой комиссии по вопросам о месте для будущего полтитехникума на Кавказе».

 

«Общество электрических трамваев и освещения уведомило управу, что дело о взимании городом налогов с недвижимых имуществ общества решено судом в пользу общества».

 

«Комиссия по благоустройству города возбудит перед почтово-телеграфным округом ходатайство о соединении Владикавказа с Грозным телефонной сетью».

 

«Определено выдать разным лицам 13 дозволительных свидетельств на разведки нефти в наделах станиц: Троицкой, Слепцовской, Ермоловской, Вознесенской и др.»

 

«Директор народных училищ Терской области предпочитает на отпущенный в его распоряжение из сумма государственного казначейства кредит в сумме 159 тыс рублей открывать школы среди местного  населения области. При этом сообщено, что на эти средства возможно к 1 сентября открыть 700 училищ».

 

«Со вчерашнего дня местный Коммерческий клуб начал переходить в свое летнее помещение».

 

«Владикавказский областной тюремный комитет выражает свою благодарность всем за пожертвования, сделанные в пользу заключенных Владикавказской тюрьмы ко Дню празднования трехсотлетия Дома Романовых».

 

«25 мая в 8 часов вечера в помещении общественного собрания состоится заседание членов общества по устройству народных чтений».

 

«Летом текущего года во Владикавказ прибудут с образовательной экскурсионной целью воспитанницы Бугурусланской женской гимназии».

 

«В воскресенье в городском театре кружком любителей ставится драма из кавказской жизни на русском языке «Дети гор» сочинения Дмитрия Кусова».

 

«Управа постановила просить местное отделение Горного общества принять на себя труд по приему членов 13-го съезда русских естествоиспытателей и врачей и отпустить обществу из городских средств 300 рублей».

 

«По праздничным дням до начала охотничьего сезона, то есть до 15 июня в саду Владикавказского общества любителей охоты назначена призовая стрельба дробью по тарелочкам. Участвовать могут члены общества и гости по рекомендациям членов».

 

«25 мая в здании общественного собрания состоится заседание осетинского издательского общества. 26 мая там же состоится заседание Горского благотворительного общества».

 

«Вчера в здании, принадлежащем обществу распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области, состоялось заседание названного общества».

 

«Владикавказскому мещанину И.С. Воронкову разрешено открыть автомобильное движение по Военно-Грузинской дороге между Тифлисом и Владикавказом без предоставления названному предпринимателю каких-либо монопольных прав».

 

«На станции Владикавказ открыта экскурсионная контора Григория Москвича, составителя путеводителей по Кавказу, Крыму и Сибири. Запись экскурсантов производится ежедневно».

 

«В помещении клуба приказчиков состоялось общее собрание членов приказчичьего общества, на котором были заслушаны отчет правления и доклад ревизионной комиссии».

 

«Вчера выехал в Грозный саратовский католический епископ Иосиф-Аллоизий Август Кесслер. На вокзал провожать епископа вышло много католиков, которых епископ несколько раз благословил из окна вагона».

 

      «О желании вступить в число членов Терского союза учреждений мелкого кредита за май поступило 20 прошений от сельских и станичных товариществ области».

 

«Во Владикавказском графа Лорис-Меликова ремесленном училище приемные экзамены в этом году назначены на 26 августа, а начало занятий на 2 сентября. Прием учеников-практикантов в мастерские производится без экзаменов с 1 июня».

 

      «Владелец мельницы Щербинин передал в Терский областной музей три образца камня с отпечатками рыб».

 

«Арендатор городского театра сообщает управе, что им организована на предстоящий зимний сезон труппа, сильнее прошлогодней и в качественном и в количественном отношении».

 

«Полицмейстер просит управу об исправлении мостовой, проведенной  от Степной улицы к Мещанскому кладбищу».

 

«На днях состоится заседание членов Свято-Троицкого братства. На заседании будет рассматриваться отчет о деятельности братства за 1912 год».

 

      «Начальник изысканий Перевальной через Кавказкий хребет железной дороги уведомил городского голову, что проект упомянутой дороги, представленный в Министерство путей сообщения 15 мая, будет рассмотрен сначала в комитете управления по сооружениям, а летом в инженерном совете. В высшие законодательные учреждения проект будет представлен осенью».

 

      «Сегодня в летнем помещении общественного собрания состоится лекция В.Масаловой на тему «Долой старость».

 

«Канцелярия Наместника Кавказского просит начальника Терской области сообщить ей свои соображения о мерах, необходимых к развитию туризма на Кавказе».

 

      «Староста ремесленной управы препроводил в городскую управу 18 руб. 10 коп., собранных им по подписному листу на открытие во Владикавказе памятника Царю Освободителю».

 

      «Сегодня состоится заседание членов спортивного общества «Терек».

 

«На днях в городе состоится выступление грузинского хора».

 

«В городских садах и скверах приступили к обрезке и очистке деревьев и рыхлению почвы».  

 

«На запрос городской управы относительно того, будет ли город получать оценочный сбор с недвижимых имуществ, которые будут возведены на предполагаемом к отчуждению управлению Владикавказской железной дороге участке городской земли под устройство на нем квартир для низших служащих дороги (в том числе, видимо, и для работников вагоноремонтных мастерских. – авт.), управление последней ответило, что решение этого вопроса зависит от условий, которые будут выработаны между городом и управлением дороги».

 

      Читая эти повседневные газетные объявления, мы, наверное, с некоторым удивлением обнаруживаем, что в дореволюционном Владикавказе уже существовало то самое гражданское общество, о котором сегодня столько много говорят и которое у нас еще только формируется. В 1913 году общественная жизнь здесь вполне била ключом и граждане, объединяясь в многочисленные общества, братства, клубы по интересам, компании, комитеты, содружества, кружки и так далее, активно организовывали свою деятельность, занимаясь бизнесом, благоустройством, культурой, досугом, благотворительностью, спортом и всем, что им было необходимо.

      Если бы эта линия в дальнейшем развитии дореволюционной России преобладала, то, вероятно, государство и общество вполне научились бы находить общий язык и такое сотрудничество привело бы к большей полноте политических свобод и экономических гарантий, усилению социальных программ за счет частного капитала и трудового законодательства, углублению культурно-национальных автономий, формированию правового государства с сильной властью, ограниченной в то же время четко очерченными функциями. Дореволюционная Россия, конечно же, не была  беспроблемной страной, но на примере многонационального Владикавказа хорошо видно, что благоприятный, цивилизованный вектор ее дальнейшей эволюции был вполне очевиден: демократическое развитие гражданского общества и рыночной экономики. К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин он не был реализован. 

 

      О нравах

 

Говоря об истории Северной Осетии – Алании, нельзя не упомянуть о национальном характере, обычаях и традициях осетинского народа, формировавшихся веками.

Современник первой половины ХIХ оставил такие свои впечатления от посещения осетинского селения: «Лицо осетина при большой правильности черт интересно, и если даже он не стремится к образованию, то все-таки в нем чувствуется живое понимание всего, что происходит. Светлые или каштановые волосы покрывают его скорее круглую, чем удлиненную голову, и открывают небольшой, но и не маленький лоб. В большинстве голубые и большие глаза имеют у женщин какое-то мягкое, а у мужчин, напротив, какое-то спокойное выражение. Дикий взгляд, которым отличаются черкесы, как и все кавказские жители, отсутствует у осетин. Их приятный вид усиливается еще приветливостью, я бы сказал любезностью, с которой они встречают каждого чужеземца. Все их движения закругленные, они ходят твердым шагом. Я видел в Кола 16-летнюю девушку, которая гнала перед собой быков, одетую в лохмотья, и, несмотря на это, я был восхищен ее осанкой, походкой и всеми движениями больше, чем ее ослепительной красотой...  Ко мне подошел старый, полный достоинства осетин, приглашая к себе. Я не счел возможным отказаться, и мы отправились в его дом. .. С радостью смотрел я на красивые высокие фигуры молодых женщин, одетых в несравненные синие платья и занятых приготовлением хлеба.  Женщины ходили с достоинством и все их движения были красивы. Мне было бесконечно жаль, что они удалились после того, как хлеб выпекся». 

 Важнейшее значение в истории культуры и духовной жизни  любой нации имеют религиозные верования. Ранее уже говорилось, что из мировых религий наибольшее распространение у осетин получили христианство и в меньшей степени ислам. Однако наряду с этим у осетинского народа преобладающее значение всегда имела собственная религиозная система, начавшая формироваться еще в древности и путем целого ряда трансформаций и переплетений с другими религиями дошедшая до наших дней. Сегодня эту национальную религию осетин стало принято называть Уацдин (Святая вера), хотя в прошлые века такое название не употреблялось.

Характерно, что по результатам социологического опроса, проведенного в 2002 году, адептами православия признали себя 24%,   ислама – 8,5%,  а приверженцами традиционной веры – 60%  осетин. При этом еще 4-5% сообщили, что исповедают смешанные варианты.  Около двух третей респондентов выразили уверенность, что в Осетии сегодня следует развивать именно традиционную религию. 

Национальная осетинская вера развивалась от почитания покровителей природных стихий, духов, священных урочищ и других типично языческих сверхъестественных сил к признанию единого Великого Бога (Стыр Хуыцау) и его небесных спутников, в том числе ряда особо почитаемых святых. При этом по мере распространения среди осетин христианства и иных мировых религий их элементы смешивались с существовавшими представлениями и обрядами, порождая оригинальные переплетения элементов культа.  

  Так, например, еще в древние времена возникла традиция, которая свято почитается у осетин и ныне — День Хетага. Согласно легенде, отважный воин по имени Хетаг принял христианство, чем вызвал гнев язычников. Скрываясь от преследователей, он выбился из сил и обратился к Богу с молитвой о помощи. И тут «огромная куща деревьев отделилась от леса и надежно укрыла Хетага». Эта реликтовая куща существует в Алагирском районе и поныне, являясь объектом паломничества в День Хетага.   

Смешение религий также отчетливо проявляется у осетин в «параллельных» святых. Например, издавна почитаемый в Осетии Уастырджи, посредник между Богом и людьми, покровитель воинов, путников, обездоленных людей и в целом осетинского народа, с приходом христианства стал ассоциироваться со Святым Георгием. Другой местный небесный персонаж, покровитель грома и молнии Уацилла - со святым Ильей, Мыккалгабыр – с Михаилом и Гавриилом, Фалвара – с Флором и Лавром и т.д. Причем праздники этих осетинских святых также приходятся на соответствующие даты православного календаря. Осетинские святые «управляют» разными сферами мироздания, частями природы и отраслями человеческой деятельности. Уацилла повелевает громом и молнией, Мады-Майрам покровительствует женщинам и детям, Сафа – домашнему очагу, Фалвара – стадам.   

В традиционных осетинских религиозных представлениях мир делился на три сферы - небесное пространство Бога и его свиты, земной мир людей и подземную страну мертвых. Загробная жизнь не считалась привлекательнее земной и осетин туда никогда не стремился. Считалось, что подлинная жизнь проходит в мире живых и именно здесь нужно соблюдать установленные Богом нравственные законы, жить достойно, избегая постыдных с точки зрения осетинских обычаев поступков.  То есть в отличии от христианства осетинская религия настраивала не столько на спасение души в царствии небесном, сколько на сохранение доброго имени в жизни земной.  

Общепризнанным является точка зрения, что христианство не проникло сколько-нибудь глубоко в общественное сознание осетин средневекового периода. Историк Грузии XVIII века царевич Вахушти, отмечал: "В Тагаури, Куртаули, Валагири, Дигории и Басиане главари и знатные суть магометане, а простые крестьяне - христиане, но они несведущи в той и другой вере: различия между ними состоят лишь в том, что кушающие свинину считаются христианами, а кушающие конину - магометанами. Все они почитают идола, которого называют Вачила, ибо они в честь Илии закалывают козла, мясо едят сами, а кожу натягивают на высокое дерево и поклоняются этой шкуре в день Илии, дабы он избавил их от градобития и даровал урожай земли".  

        Наряду со строительством христианских церквей осетины всегда чтили свои святые места. Место духовенства занимали жрецы-деканозы, приносившие жертвы Богу и святым и совершавшие молитвенные трапезы – кувды, являвшиеся  главным выражением почтения к божественному. Во время этих трапез исполнялся обряд кровавого жертвоприношения животных – быка или барана, которые затем после варки съедались. На столе также обязательно должны были присутствовать три жертвенных пирога. По осетинским обычаям, каждая семья в течение года должна была устроить хотя бы один кувд.    

      Семейные моленья, проходили, как правило, в мае-июне в освященных местах. Случались и инциденты межконфессионального характера. Так, в 1878 году для участия в кувде новопереселенцев из Дигории в станицу Черноярскую был приглашен православный священник С. Машитов. Во время трапезы батюшка увидел, что на дереве висят черепа животных. Несмотря на объяснения осетин, что они верят в святость голов жертвенных животных, поборник православия начал палкой  сбивать черепа с дерева. Такое наглое поведение с осквернением святынь вызвало большое возмущение среди участников моления, и они были уверены, что Бог покарает нечестивца.   

      Кроме кувдов родовых, поминальных и по случаю больших праздников, в отдельных местностях существовали свои традиционные молитвенные обряды, например, приношение жертвы домовому. 

      Также верования осетин включали в себя культ предков. По преданию, после смерти они способны влиять на земную жизнь потомков и их следует задабривать. У осетин существовала традиция "кормления мертвых", согласно которой на устраиваемых по умершему поминках должно быть изобилие пищи, поскольку все съеденное поминающими служит кормлением для покойного.  

      Кроме того среди осетинских религиозно-нравственных обычаев рано сформировался культ домашнего очага, который охраняется духом - покровителем дома. Цепь, висящая над огнем, считалась священной. Правда, в конце XVIII - начале XIX вв. когда происходило активное переселение осетин на предгорные территории, в домах горцев стали появляться русские печи и приготовление на очаге совершалось только в особо торжественных случаях. Однако уважение к дому и его символу – домашнему очагу - полностью сохранилось.

На протяжении многих веков для осетин-горцев были незыблемы неписанные нравственные нормы поведения, своеобразный кодекс чести - аегъдау - который оказывал прямое влияние и на социально-политическое устройство осетинского общества.  

Важное значение в жизни осетин играла кровная месть. По древним обычаям за убийство мстили родственники убитого самому убийце или одному из его ближайших родственников. У разных народов даже внутри одной этнической группы были отличия в порядке осуществления кровной мести. У осетин она характеризовалась тем, что распространялась на широкий круг родственников - до третьей степени родства, продолжалась долгое время и нередко приводила к истреблению целых фамилий.

Были возможны и примирение кровников, которые  проводилось почетными стариками по строго определенному сложному ритуалу, включающему уплату виновной стороной "цены крови" и устройство кровного стола.

Обычай кровной мести в отсутствии, как сегодня принято говорить, правового государства был призван служить обеспечению безопасности граждан, поскольку всякий, покушавшийся на жизнь человека знал – он будет непременно адекватно наказан. То есть неотвратимость наказания должна была предупреждать преступления.  Как отмечал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен, «забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью».

Однако нужно иметь ввиду, что одновременно в ряде племен обычай кровомщения сопровождался неким культом смерти от кровной мести и это сводило на нет положительную эффективность такого института. Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 годы квартирмейстер на русской службе Л. Штедер писал: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».

      Главным правилом кровомщения по осетинскому обычаю было оплачивать равное равным. Так, если, например, кровомщение было объявлено за поранение, то обидчику можно было также нанести лишь рану, но не убивать его.

Вражда возникала по самым разным поводам, ибо осетины всегда были очень щепетильны в вопросах чести и достоинства. К тяжелому оскорблению они относили, например, нанесение удара палкой. Считалось, что ударивший мужчину палкой, равняет его с собакой, а потому в ответ на такое унижение следовало убийство. Нередко споры возникали по хозяйственным вопросам, а также из-за оскорбления чести дома или отдельных его членов, в связи с похищением женщин, прелюбодеянием. Всякое посягательство на женщину рассматривалось как обида, нанесенная не только ей, но и всему роду. Очень болезненно реагировал осетин на словесное оскорбление жены, матери или близкого покойника.  Поводом для мести служила и обида, нанесенная гостю. 

Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная, ибо это принадлежность мужчины, символ его мужества, силы, отваги и превосходства перед женщиной (носящей платок), а потому она должна быть на голове мужчины неприкосновенной. 

Одной из причин стойкого и длительного сохранения обычая кровной мести у осетин являлся культ предков. Считалось, что убитый не мог хорошо устроиться на том свете, прежде чем его кровь не будет отомщена кровью. В древности убийцу, если он попадал в руки мстителей, убивали на могиле его жертвы, дабы напоить ее кровью. В последующее время казнь была заменена посвящением убийцы убитому и символическим пролитием крови посредством надреза уха убийцы на могиле убитого. Этот обычай назывался фалдисын - посвящение мертвому. В свою очередь такой акт считался позорным не только для самого посвященного, но и для всей его фамилии и провоцировал продолжение «вендетты».

При обоюдном желании примириться виновной стороне сообщали сумму выкупа. Если у приговоренных истощались средства, то они отдавали своих дочерей.  По уплате всего выкупа приговоренных обязывали задать торжественный пир обиженным к известному сроку и с определенным количеством заколотых быков и баранов, сваренного пива и араки. После этого начиналось веселье. Как сообщал современник, «едят, шумят,  поют и по окончании всего расходятся совершенно удовлетворенные по домам».

 К ХIХ веку кровомщение в Осетии развилось столь сильно, что сотни семейств находились между собой в смертельной вражде. Большое количество людей проживали годами в сторожевых башнях, как в тюрьмах.  Поэтому российское правительство после специальной экспедиции 1830 года запретило в Осетии кровную месть. Князь И.Н. Абхазов, возглавляющий экспедицию в северные территории области, заставил приехать во Владикавказ все враждующие группировки и поклясться закончить распри миром. Более ста конфликтов были прекращены.

Во второй половине XIX века кровная месть у осетин стала все чаще заменяться выкупом. Основной единицей при уплате был скот, а также земельные участки. В пореформенный период, в связи с развитием товарно-денежных отношений, кровный выкуп стали выплачивать в основном деньгами, причем он был различным для разных классов. «Цена крови» феодала и старшин была во много раз выше, чем у членов низших  сословий. Радикальный перелом в борьбе с обычаем кровной мести наступил уже при советской власти.

Для осетин средних веков и позднее были свойственны достаточно четко выраженные формы демократического правления. В каждом горном селении действовал совет старейшин – ныхас. Для разрешения спорных вопросов собирался народный суд – таерхон. Вот что писал по этому поводу знаток обычаев осетинского народа Г.А. Кокиев:  «Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги –“фаедис”- не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?») Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода». 

Термин «ныхас» в буквальном смысле означает «разговор». В каждом осетинском ауле имелось определенное место для собрания, которое тоже называется ныхасом. Старики сидели здесь на больших камнях, которые от долгого употребления не только отшлифовались, но даже приняли форму человеческого тела.  На ныхасе занимали места строго по старшинству. Молодежь также присутствовала, но не имела права сидеть при старших. Причем на ныхасе люди собирались не только для обсуждения важных общественных вопросов, но и для того, чтобы послушать новости дня, по-осетински, хабары. 

 Особого внимания заслуживает традиция осетин уважительно относиться к старшим, проявление непочтения к которым считалось стыдом, роняющим доброе имя человека. При старших младшему нельзя было сидеть, при разговоре нельзя перебивать его, малейшее желание старшего следовало предугадывать и предупреждать, услуживать ему, знать свое место на ныхасе, за столом, в пути и т.д. Среди молодых старший пользовался непререкаемым авторитетом. Недаром в осетинском народе сохранилась любопытная поговорка: «Старшему сперва вытри нос, а потом спроси у него мудрого совета». В то же время и старший в отношении к молодым должен был вести себя корректно и тактично, не злоупотребляя своим привилегированным положением. 

Большим стыдом у осетин считалось без приглашения приходить на пиры или поминки. Правда, непрошеного гостя не принято было выгонять из-за стола, но ему все-таки давали понять, что такой поступок заслуживает осуждения. Среди осетин бытовала поговорка: «Не следуй за своим желудком».  

Неприемлемой в осетинском обществе считалась трусость, расцениваемая на войне или в ходе кровной мести как предательство. Трусливый человек навлекал позор не только на себя, но и на весь свой род.  Также осетины считали постыдным для мужчины реагировать на физическую боль, так как это считалось женоподобным.  

 Осетин должен был всегда оставаться верным данному слову. Причем никаких письменных гарантий долгое время не существовало и под честное слово, даже без свидетелей, давались в долг деньги или домашний скот.  

      Интересен также обычай «уайсадын», запрещающий невестке  разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа.  

В осетинских семьях существовало четкое разделение труда. Женщины   занимались приготовлением пищи, уходом за детьми и т.п. Мужчина обеспечивал семью всем необходимым, защищал от внешней угрозы. Большим позором было для мужчины «совать нос» в женские дела. Поэтому осетин никогда не готовил дома пищу, не шил, не стирал, не ласкал детей и даже не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.  

Любопытен известный в народе рассказ, повествующий о том, что беседуя со старшим, молодой мужчина заметил, как его малолетний сын, ползавший по земле, вот-вот упадет с обрыва. Не прерывая разговора, он незаметно наступил на рубашку малыша, и держал его так, пока старший не ушел. Взять же ребенка на руки отец не посмел.

Девочек воспитывали скромными, целомудренными и женственными. Любое проявление ими качеств, присущих мужчинам, например, твердость характера, стремление к лидерству, деловая хватка и т.д.  расценивались отрицательно и  препятствовали выходу замуж. 

Молодым нельзя было встречаться до свадьбы, за чем строго следили братья и отец девушки. Юноша, публично оказывающий знаки внимания возлюбленной, считался посягателем на честь рода. 

Супруги на людях также должны были демонстрировать сдержанность. Хвалить и даже просто упоминать о жене считалось неприличным, обмениваться с ней любезностями – и того хуже. Муж и жена не называли друг друга по имени, а использовали выражения «Не фсин» (наша хозяйка), «Сываеллаетты мад» (мать наших детей), «Нае лаег» (Наш мужчина), «Нае хаедзары хицау» (Глава нашего дома) и т.п.   

С другой стороны непристойными считались и ссоры между мужем и женой или ругань детей. Жен, как правило, не били. Они и без того беспрекословно слушались своих мужей.    

Осетин никогда не оголял своего тела и даже по своему двору ходил одетым несмотря на жару.   

Особо следует  сказать о знаменитом осетинском застольном этикете, со многими его «можно–нельзя» и «принято - не принято». Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом принятия пищи, питья и общения. Оно тесно связано с их верой, укладом жизни и нормами общественного поведения.  Место застолья - фынг - являлось как бы святым. Здесь, не имея в древности церквей и мечетей, осетины молились, общались, принимали важные решения.

Традиционное осетинское застолье представляет собой детально регламентированный ритуал с определенными рассадкой участников, расстановкой блюд, очередностью их употребления, содержанием тостов, массой театрализованных речей и действий, регламентацией того, пить ли в данный момент стоя или сидя и сколькими участниками одновременно, разрезанием жертвенного животного и традиционных пирогов, благодарением подготовивших пиршество женщин и многими другими акциями. При этом можно выделить ряд главных и общих правил.

      Первый тост всегда произносился за Единого Бога, которому возносится хвала и благодарение. Второй – за покровителя мужчин, путников и воинов святого Георгия или, по-осетински,  Уастырджи.  Тост за него обычно произносят и пьют стоя. У святого Георгия-Уастырджи просят, чтобы в Осетии никогда не переводились настоящие мужчины, чтобы в дальней дороге их ожидала удача и верные друзья, чтобы родная Осетия жила в мире и благополучии, обойденная невзгодами и т.д.  Третий тост произносится за тот повод, по которому собралось застолье.

Далее следует целый ряд тостов за гостей, хозяев, наиболее почитаемых в этой местности святых, за здоровье и благополучие конкретных ныне живущих и уже ушедших людей, за процветание целых родов, селений и семей, за различные хозяйственные начинания, за мир во всем мире, за единство, благополучие и светлое будущее Осетии, за незыблемость и сохранение традиций предков, за счастье всех людей на земле и за каждого в отдельности поименно и так далее до бесконечности.  

      Когда же конец застолью все-таки наступал, глава стола произносил тост за святых Мыкалгабыртэ, дающих благодать, за хлеб-соль, за изобилие в этом доме и домах всех присутствующих. Он желал всем иметь всего в достатке  для хозяев, гостей и даже врагов. 

После того как этот тост проходил до конца стола, старший произносил тост за Къасары Уастырджи  (Хранителя Порога). Он желал, прежде всего этому дому, а потом и всем присутствующим, чтобы через их пороги никогда не переступало несчастье и чтобы дома всегда были полны гостей, приносящих счастье и радость. После этого участники застолья стоя произносили тост за Фандагсар Уастырджи и желали всем приехавшим издалека счастливой дороги, благополучно доехать до дому и застать свою семью в добром здравии. Выпив за это, садиться за стол больше было не принято.   

Вот также некоторые общие принципы и правила поведения на традиционном осетинском застолье.

Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться.  

Раньше за одним столом в Осетии не садились мужчины и женщины, а также дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья, если между ними была существенная разница в возрасте.  Если в доме собиралось большое торжество или свадьба, хозяин дома также не садился за стол. Он смотрел за тем, чтобы гостей торжества принимали как можно лучше, передавая свои замечания и просьбы распорядителю праздника. 

Глава застолья должен сидеть с торца стола. «Младшинство» остальных переходит зигзагом поперек стола, начиная от второго старшего и до конца всего стола. То есть, следующий за произносящим тост, сидит напротив, а другой рядом. К ним и нужно обращаться при «передаче» тоста. Перед тем, как выпить, с ними чокаются в такой же последовательности (напротив-рядом). Держащих бокал и чокающихся одновременно не должно быть четное количество. По двое или четверо пьют только на поминках.  

Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают его возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уад!».  Однако этого никогда нельзя делать на поминках.  

      Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и пользуясь принятыми традициями и нормами вовремя останавливаться.  

      Нельзя приходить на праздник или в гости уже выпившим. За столом нельзя курить. Участник застолья не должен свободно ходить по дому и покидать праздник без разрешения старших. 

      Если кто-то опоздал к началу трапезы, он, независимо от возраста, должен сесть в конце стола. Если же прибыл гость издалека, его подводят к старшим  и те преподносят ему «амбалаггаг» (встречный) бокал. Прибывший после пожелания участникам застолья всегда гостеприимно встречать гостей, приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему укажут.  

      На официальное осетинское застолье не принято приходить в неподобающей одежде, например в спортивной форме. Не  следует также, сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом.  

      Нельзя произносить свои тосты или давать почетные бокалы без ведома старших и в промежутках между их тостами. Нельзя пить без очереди и команды как кому заблагорассудится.

Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, все остальные должны также подняться.  Когда в начале старший освящает три пирога, тоже всем надо встать.  

Держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой. Наливать спиртное нужно соответственно левой.  

      Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять, о чем речь и за что пьют в данный момент.  

Нельзя указывать или подсказывать что-то старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья.  

Когда старший высказывает какие-то благодарственные слова в адрес одного из участников, тот должен встать и стоя выслушать говорящего, скромно сказав: «Стыр бузныг» (Большое спасибо).  

 

 

      Таковы в кратком изложении история и нравственно-культурные особенности Северной Осетии, ее столицы и коренного народа. Оказали ли они какое-либо существенное влияние на развитие одного из главных сегодня предприятий Республики – Владикавказского вагоноремонтного завода? Вероятно, единой точки зрения по этому поводу мы не услышим. Но в любом случае, по нашему мнению, знать об этом в контексте истории предприятия и его коллектива необходимо.

 



Hosted by uCoz