«РЖД-Партнер», 2008, № 16, август

История железнодорожной реформы:

путеводитель для неравнодушных

 

Фарид Хусаинов, начальник Покровского агентства ДЦФТО Приволжской железной дороги, к. э. н., доцент Поволжского филиала РГОТУПСа

 

Прочел книгу Андрея Гурьева «Из тупика. История одной реформы». Должен сказать, что давно не получал такого удовольствия от чтения. 800 страниц проглотил буквально залпом и хотел бы поделиться своими впечатлениями.

 

Прежде всего надо отметить, что книга является очень интересным и удачным сплавом качественного исторического исследования и яркой публицистики. Автор пользуется традиционным научным аппаратом, принятым в исторических исследованиях, но вместе с тем это не занудная монография с тоскливым перечислением дат «исторических решений», а блестящее, полемически острое сочинение, которое захватывает ваше внимание с первой страницы.

Начинается книга, впрочем, с легкого ликбеза по части современной экономической науки и особенно ее австрийской (и неоавстрийской) традиции (глава первая «Рынок – это хорошо, а нерынок – плохо!»). Учитывая, что именно австрийская школа (пожалуй, самая последовательная в проповедовании принципов классического либерализма) сформулировала основу современного понимания рынка, логика большинства реформ, проводимых в мире начиная с 70–90-х годов XX века, без знания их теоретических истоков не будет адекватно понята и оценена. В том числе реформ, проводимых в сфере железнодорожных перевозок. Со страниц этой главы с нами беседуют не только классики-теоретики либеральной традиции – А. Смит, Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Ротбард, но и реформаторы-практики – Р. Рейган, М. Тэтчер, Е. Гайдар. Главу предваряет эпиграф «Хотите порядка – уберите плановика», задающий идеологический вектор всей работе.

Очень важна, на мой взгляд, глава третья – «От либерманизации к либерализации», в которой уделено много внимания Косыгинским реформам (которые связывают с именами Е. Либермана и В. Белкина) – противоречивым попыткам реформировать экономику СССР. Может показаться, что она, наряду с экскурсом в теорию рыночной экономики, несколько утяжеляет начало книги, но дать такой материал было крайне полезно, так как на железной дороге очень многие считают, что реформы 1990-х годов были вообще не нужны, а можно было просто чуть-чуть улучшать социализм и т. п. После первых глав книги, как говорится, умеющий видеть да увидит.

Ряд глав представляет собой блестяще написанные портреты крупнейших деятелей железнодорожного транспорта двух последних десятилетий – Н. С. Конарева, А. А. Зайцева, Г. М. Фадеева, Н. Е. Аксененко, А. Г. Беловой (которую автор образно называет Жанной д’Арк железнодорожной реформы), В. И. Якунина. В качестве экспертов в книге звучат голоса Б. Н. Лапидуса, Г. Е. Давыдова, Н. К. Исингарина, В. Н. Прокофьева и др. Причем автор довольно объективно и беспристрастно пишет портреты своих персонажей.

Например, приятно, что были найдены объективные слова об Н. Е. Аксененко, так как после его опалы о нем почти исчезло всякое упоминание в отраслевых изданиях. Автор благополучно избежал рассказа по принципу, сформулированному в одной из песен барда А. Дольского: «Всегда у нас бывший начальник – дурак, а нынешний – просто конфетка». Вообще все главные герои книги – министры, их заместители, президенты, вице-президенты, бизнесмены – предстают как действительно живые люди со своими особенностями и противоречиями и совершенно без нередкой у нас официозной «глянцевой восторженности».

Очень понравилась глава про историю развития операторского движения – «Незаконнорожденные». Лично я некоторые примеры оттуда обязательно возьму в свои лекции по предмету «Организация предпринимательской деятельности на транспорте», которые читаю студентам РГОТУПСа. Также хороша и очень познавательна глава про попытки либерализации тарифообразования.

Очень интересной оказалась глава про пассажирские перевозки. Думаю, точка зрения автора здесь для многих окажется весьма неожиданной на фоне нашего постоянного популизма в этой сфере. При этом позиция, сформулированная в книге, весьма радикально противоречит общепринятому патерналистскому взгляду на сущность пассажирских, и особенно пригородных, перевозок.

Надо отдать должное широкому интеллектуальному горизонту автора: в книге тут и там цитируются отнюдь не только Б. М. Лапидус или Г. М. Фадеев, но и, например, одна из прорывных работ последнего времени в области исследования естественных монополий – «Антитраст против конкуренции» Д. Арментано, а также очерки поистине неисчерпаемой в своей любви к свободе малоизвестной у нас Айн Рэнд.

Но самое главное это, конечно, общий дух книги – последовательный и бескомпромиссный либерализм (вещь довольно редкая для нашей отрасли). Как было бы важно, чтобы эти полемически заостренные очерки прочли те наши ученые, которые отстаивают советскую модель управления железными дорогами, и включились бы в дискуссию с автором. Такая полемика была бы чрезвычайно полезна для нашей транспортной науки. Ведь складывается такое ощущение, что для значительной части академической науки важнее успокаивающие показатели в отчетах, а не реальные интересы рынка. Такое чувство, что они живут в экономическом зазеркалье, где то, что хорошо для рынка, свидетельствует о «развале, дезинтеграции» и пр., а то, что делает жизнь грузоотправителя невыносимой, говорит о якобы «хорошей управляемости» и «слаженной работе транспортного конвейера».

Как-то во время научной дискуссии, посвященной демонополизации железных дорог, одна преподавательница меня спросила: «А сколько должно быть, по Вашему мнению, компаний-операторов? Каково оптимальное количество?». Я ответил, что при всем желании не в состоянии этого сказать, так как только рынок в конечном итоге определит и их оптимальное количество, и потребный парк вагонов, которым каждая из компаний сможет управлять наиболее эффективно. Тогда убеленный сединами профессор сказал мне: «Вы рассуждаете, как Гайдар, дескать, рынок все решит. А это неправильно. Именно ученые должны все рассчитать и сказать государству: должно быть столько-то компаний. Не больше и не меньше». К сожалению, значительная часть нашей науки оказалась очень консервативной, и было бы интересно, если автор в какой-нибудь из последующих книг обратился бы к этому аспекту – отношению транспортной науки к реформам.

Большое спасибо автору Андрею Ипполитовичу Гурьеву за интересную и умную книгу! Она будет чрезвычайно полезна как нашему железнодорожному сообществу, так и преподавателям транспортных вузов. Этим исследованием автор задает высокую планку для последующих работ по истории либерализации российского железнодорожного транспорта. Остается только пожелать ему продолжить свою работу на избранном поприще и почаще радовать читателя такими неординарными книгами.

………………………………………………………………………………………………….

Из писем, звонков, обращений и выступлений

 

Вадим Морозов,

первый вице-президент ОАО "РЖД" (телефонный звонок)

 

- Андрей Ипполитович, был в отпуске и внимательно, что называется, от корки до корки прочел Вашу книгу. До этого во время работы как-то все урывками смотрел, поэтому этот звонок откладывал, а тут удалось спокойно прочесть и хочу Вам сказать, что мне очень понравилась Ваша книга. Очень, конечно, обстоятельный и интересный материал, можно сказать эпопея. Я уже своим родственникам, друзьям и коллегам всем настоятельно рекомендовал внимательно эту книгу прочесть, а кое-что, как делали в старые добрые времена и выписать или подчеркнуть себе для заметки. Конечно, хотел бы поподробнее обсудить с Вами многие затронутые в книге темы и эпизоды, но это уже при личной встрече. Так что еще раз примите мои поздравления, очень ценный труд.

 

 

Валентин Завадников,

председатель комитета по промышленной политике Совета Федерации РФ

 

- Книгу А.И. Гурьева «Из тупика» я с большим интересом прочел от корки до корки и считаю, что это наиболее интересный труд за последнее время. Всем очень рекомендую. Эта работа дает ясное представление о ситуации в отрасли на момент начала запуска реформы. В ней хорошо показана картина взаимоотношений людей, участвующих в процессах реформирования, их разных представлений о целях и смысле реформирования. Из-за того, что у нас реформа так толком и не развилась, соответственно и у книги объективно пока нет конца. Хотя она и называется «Из тупика», но еще не видно, что отрасль из него вышла. Сейчас на железнодорожном транспорте сделано пока лишь одно действие: отделение государственных функций от компании, при этом компания осталась монопольной, а все те манипуляции, которые в ней осуществляются, не меняют хозяйственного механизма. Всё это, собственно говоря, в книге и описано: а именно, что действия осуществляются по формальному признаку, а не по существу, как это ни печально. При этом автор проделал, конечно же, просто громадную работу: обобщил много информации, лично пообщался непосредственно со всеми основными участниками событий. Поэтому читателю становятся понятными причины конфликтов и интересы. В целом книга получилась публичная, открытая и несомненно любопытная. Хочу, если реформа всё-таки состоится, почитать продолжение.

 

 

Анатолий Зайцев,

депутат Законодательного собрания Ленинградской области, д.э.н., профессор, министр путей сообщения РФ в 1996 – 1997 гг.

 

      - Следует всячески приветствовать появление книги А.И.Гурьева «Из тупика», как исторического исследования, написанного профессиональным историком. В этом смысле книга выгодно отличается от мемуарного жанра, когда любой автор стремится прежде всего поднять свою роль в описываемых им процессах, а с объективной правдой – уже, как говорится, что получится. (Что, конечно, не уменьшает для нас ценности и мемуаров). А.И.Гурьев изобразил ход реформы не железнодорожном транспорте действительно таким, каким он был на самом деле. Оценки деятельности исторических лиц тоже даны правильно, объективно. В целом это – большая, серьезная и очень ценная работа. Разумеется, она должна быть продолжена и я, например, пишу сейчас для Андрея Ипполитовича свое видение некоторых рассматриваемых в книге вопросов с рядом новых данных, которые целесообразно опубликовать во втором издании книги. (А некоторые сведения даже и не для печати).

 

 

Геннадий Фадеев,

министр путей сообщения в 1992 – 1996 и 2002 – 2003 гг., президент ОАО «РЖД» в 2003 – 2005 гг.

 

- Мне понравилось то интервью, которое было напечатано в журнале «РЖД-Партнер» в прошлом году к моему 70-летию. А книга…Я ее прочел, но, знаете, мне все оценки уже дал Владимир Владимирович Путин. Вот и все.

 

 

Нигматжан Исингарин,

председатель Национальной ассоциации экспедиторов Казахстана, д.э.н.  (В прошлом заместитель министра путей сообщения СССР, министр транспорта, первый вице-премьер Казахстана)

- Книгу только что получил и буду с большим интересом читать. Что же касается вообще журнала «РЖД-Партнер», то это – явление уникальное. С одной стороны, это произведение транспортного рынка, с другой – именно он и подталкивает этот рынок и не дает превалировать старым консервативным подходам и взглядам на роль железнодорожного транспорта и его услуги. В этом плане значение журнала нельзя переоценить. Я давно занимаюсь проблемами реформирования, знаю, каким был железнодорожный  транспорт в советское время, какой он нынче, и представляю его будущее. Я с удовольствием читаю журнал «РЖД-Партнер» и постоянно с ним сотрудничаю. Я убежден, что без такого издания не состоялась бы сама система железнодорожного транспорта. Я желаю журналу держаться выбранного курса, не сбиваясь ни в какую сторону.

 

Михаил Акулов,

вице-президент ОАО «РЖД»

 

- Андрей Ипполитович, книга «Из тупика» - это, несомненная Ваша удача! Время летит, люди уходят, унося с собой и информацию о тех или иных исторических событиях. Очень хорошо, что появилось такое исследование. Масса ценного аналитического материала, интересные портреты, любопытные подробности и т.д. Я читал с большим удовольствием и всем рекомендую.

 

 

Игорь Посадов,

советник президента ОАО «РЖД», д.ф.н., профессор

 

- Я считаю, что книга А.И.Гурьева «Из тупика» - это просто бестселлер в железнодорожной сфере. Прежде всего надо отдать должное очень ценной первой главе о рынке, где предпринят совершенно замечательный экскурс в теорию рыночной экономики с описанием либеральной парадигмы. Это просто «воздушный шарик», который поднимает книгу на соответствующую экономическую высоту. Ну а далее идет очень ценное описание крайне трудных и сложных процессов перехода на железнодорожном транспорте к рыночным отношениям, которые, как известно, пока еще не закончились. Автор очень хорошо показывает, с каким трудом шли и идут эти процессы, с каким нерыночным менталитетом приходится сталкиваться в реализации реформы. Сразу вспоминаются слова Робеспьера: «Объявить республику не трудно. Где взять республиканцев?». Очень ценно, что автор подробно описал деятельность не только Г.М.Фадеева, но и А.А.Зайцева, Н.Е.Аксененко, о которых я, например, знал очень мало, почти ничего. Восстановление исторической правды – это великое дело. (Зайцев-то вообще должен после этого Гурьеву ящик коньяку поставить!) Причем нужно подчеркнуть, что все персонажи книги выписаны очень корректно, и вряд ли кому-то из них стоит за что-нибудь обижаться на автора. Ну и нельзя не отметить прекрасный стиль изложения: живой, динамичный, с очень хорошим литературным языком. А эпиграфы к главам – это вообще особая песня! Бьют точно в цель. Однако, учитывая очень определенный менталитет в отрасли, надо признать, что книга является все-таки в каком-то смысле вызовом обществу. Но иначе ее, наверное, не стоило и писать.

 

 

Евгений Михайлов,

председатель совета директоров Baltic Cargo Company

 

      - Мне довелось прочесть книгу А.И.Гурьева «Из тупика» в рукописи и я еще до публикации сразу сказал: это просто классная книга. Такой последовательный философский либерализм  в сочетании с очень объективным изложением фактов – это действительно классно. Всем рекомендую.

 

 

Георгий Давыдов,

президент Национальной ассоциации транспортников, д.э.н., профессор

 

      - Я бы хотел обратить внимание на то, что наряду с изложением всего этого большого пласта исторического материала книга обращает на себя внимание своей внутренней драматургией. Да, здесь, безусловно, присутствует своя динамика и драматургия развития событий и поведения героев. Это очень интересно для такой темы, как реформа железнодорожного транспорта. Я прочел книгу с интересом. Что же касается оценок деятельности личностей, то они в целом достаточно объективны. По крайней мере, у меня нет каких-либо претензий по поводу того, как изобразил автор лично меня. А упоминай было много, я бы так оценил, что где то на уровне министра И.Е.Левитина.

 

Игорь Киселев,

доцент ПГУПС, проректор по связям с общественностью, к.ф.н.

 

      - Уважаемый Андрей Ипполитович, я, признаться, не ожидал, что на такую тему может получиться столь интересная книжка. Очень высоко оцениваю эту работу. Как открыл, так не мог где-то до половины книги оторваться. Потом откладывал на некоторое время, чтобы просто осмыслить прочитанный материал. Причем, поскольку автор – не только историк, но и журналист, книга насыщена многими живыми свидетельствами о ее героях. Иногда это меня даже слегка шокировало. Думаешь: в устах частного лица это выглядело бы даже несколько нескромно, а для журналиста – обычное дело. В целом, выдающаяся работа.

 

Аркадий Петров,

заместитель начальника службы международных связей Октябрьской железной дороги

 

      - Я прочел книгу, что называется, на одном дыхании. Для нас-то, работников Октябрьской дороги, здесь вообще масса интересного, потому что многое происходило как раз с бывшими руководящими работниками дороги. То есть много знакомых имен, памятных событий и было очень интересно вспомнить прошлое, а ряд интересных подробностей и узнать вновь. Наряду с этим я очень высоко оцениваю те главы, где говорится о рынке вообще и сущности перехода к нему в экономике России в частности. Надо признать, что теория со времен института уже изрядно подзабылась, да и давалась когда-то в соответствующих трактовках. Считаю, всем железнодорожникам крайне полезно ознакомиться с теорией рыночной экономики в таком отличном и компетентном изложении с многочисленными ссылками на первоисточники.

 

Владимир Белозеров,

председатель профсоюза Октябрьской железной дороги, д.э.н., профессор, член Общественной палаты РФ

 

      - Молодец, Андрей Ипполитович, очень хорошую и интересную книгу написал! Солидный труд, правильные подходы, живое изложение. Вот только жаль, что про период деятельности обновленного МПС в 2003 – 2004 годах написано немного. Думаю, что про нашу деятельность (я работал тогда заместителем министра путей сообщения, а потом председателем ликвидационной комиссии МПС) надо было бы написать поподробнее). Но я готов ко второму изданию книги представить дополнительный материал, так что желаю творческих успехов и продолжения этой полезной работы.

 

Александр Метелкин,
начальник управления маркетинга ООО "Фирма "Трансгарант"
 
- Привет, Андрей, вчера начал читать твою книгу, пока осилил только первую главу. Хочу выразить тебе благодарность, что смог на 50 страницах изложить, так сказать, краткое сравнение разных экономических устоев. Все это я, конечно, проходил в школе и институте, но вот так в сжатой и в доступном форме почитать было очень приятно. Особенно сейчас, когда сравнение социализма с капитализмом самая актуальная тема.



Из письма сотрудницы ОАО «РЖД» Е. к сотруднице журнала «РЖД-Партнер» А. 

- Книжку  заполучила, наконец, на последней конференции в Москве. На работе болтаю, что теперь  сплю с Гурьевым - читаю на ночь, оторваться не могу. У меня  в этом году 10 лет стажа, всё было на моей памяти, все живое. Особый респект Андрею за Н.Е.Аксененко - впервые расставлены точки над i., аж защемило.

 

Валерий Алисейчик,

президент Ассоциации российских экспедиторов 

 

- Я прочел книгу с большим интересом, тем более, конечно очень любопытно читать о тех событиях, участником которых ты являлся и о тех людях, многих из которых знаешь лично. Хотел бы отметить, что автору удалось достаточно корректно выдержать, так сказать, общую линию жанра, не уклоняясь ни в желтизну, ни в официоз. Работа большая, полезная и, думаю, будет оценена по достоинству. Правда, что касается моих личных взглядов, я считаю, что тот рынок, который описывает автор в первой главе, более свойственен прежним временам, а сейчас у нас век государственного регулирования, которое нуждается в усилении.  

 

Игорь Чепланов,

начальник Департамента стратегических

проектов и тарифной политики

ОАО "Новая перевозочная компания"

 

- Уважаемый Андрей Ипполитович!

Ваша книга является очень важным документом, свидетельствующим о том, как происходило становление реформы железной дороги в России в начале 21 века. К сожалению, события поворачиваются так, что сегодняшняя судьба реформы не ясна. По крайней мере руководство ОАО "РЖД" готово заниматься всем, чем угодно кроме реформы (бог им судья). И в этой ситуации Ваша книга приобретает особую ценность, как некая точка отсчета, которую просто так не сотрешь и не отменишь!

 

Линаида Давыдова,

директор Музея Октябрьской железной дороги

 

- «Из тупика» - это очень хорошая, интересная книга. Я даже дико завидую, что ее написала не я. Просто картина целой эпохи, показанная ярко, живо, с отличным знанием предмета. С помощью этой книги реформа предстает вся как на ладони. Я разобралась во многих ее аспектах, которые ранее были от меня скрыты. Это уровень докторской диссертации, конечно, но еще и с публицистическим уклоном, когда автор уже имеет и свой взгляд на многие вещи. Мне книга очень понравилась. Желаю написать со временем и второй том о дальнейшем развитии рассматриваемых процессов.

 

Игорь Ахполов,

Заслуженный экономист РФ, к.э.н.

 

- Книга ценная, настоящая. Просто молодец! Такую эпопею показать – это дорогого стоит. И ведь там наряду с экономикой даже и от Достоевского что-то есть! Это в исследование-то про реформу, где, казалось бы таблицы да схемы. А тут – и судьбы, и взгляды, и характеры. Раз уже так хорошо получилось, надо еще два тома написать. В частности, про наше транспортное машиностроение. 

 

    Корней Семенов,

ветеран-железнодорожник из Челябинска

 

            -  Уважаемый Андрей Ипполитович! Большое спасибо за Вашу книгу "Из тупика". "Недаром многих лет господь свидетелем (тебя) поставил и книжному искусству вразумил". Для будущих историков, которые будут изучать гибель русской цивилизации, она будет бесценным источником правдивой информации том, как проводилось доморощенными мародерами диверсионная операция по разрушению станового хребта экономики и территориальной целостности второй сверхдержавы мира. Восхищен мастерством Вашей работы и искренне желаю вам новых творческих успехов.

 

 

Напишите свой отзыв!

gai@rzd-partner.ru

 

Hosted by uCoz