«РЖД-Партнер», 2005, № 3, март

Как привлечь средства в ремонт?

Беседовал Андрей Гурьев

О
дним из наиболее актуальных вопросов последнего времени по праву считается ремонт собственного подвижного состава. В качестве важнейшего аспекта данной проблемы следует выделить отработку правовых схем привлечения частных инвестиций в развитие ремонтных предприятий. Недавно ОАО "РЖД" представило свое видение данного вопроса на заседании "круглого стола", организованном компанией "ТрансБазис".
Прокомментировать ситуацию мы попросили первого заместителя начальника правового департамента ОАО "РЖД" ВИКТОРА МАРКОВА
.

- Виктор Николаевич, как известно, с начала этого года ОАО "РЖД" упорядочило практику ремонта приватного подвижного состава. Насколько, по Вашему мнению, сегодня остается актуальной тема развития ремонтной базы?

- Я бы назвал ее весьма животрепещущей и интересующей очень многих. Здесь очень важным является, в частности, вопрос о правовых схемах привлечения инвестиций, которые мы сегодня прорабатываем и стараемся реализовывать. Хотел бы начать с того, что на данный момент парк приватных грузовых вагонов составляет 27 % от общего.
Коммерческие организации весьма активно приобретают подвижной состав. Только за первое полугодие 2004-го было закуплено пятнадцать тысяч вагонов. Развитие экономики нашей страны, позитивная конъюнктура цен на нефть и другие товары российского экспорта, а также дальнейшие перспективы экономического роста, во многом предопределят в ближайшее время увеличение грузооборота. А это, в свою очередь, будет достигаться более эффективным использованием подвижного состава и приобретением нового. Степень износа имеющегося парка и наметившаяся тенденция приобретения новых вагонов обуславливают, конечно же, необходимость существенного развития ремонтных мощностей.

- Каким же образом это может быть реализовано?
- Нет сомнений, что без привлечения сторонних инвестиций (то есть средств частных компаний) ремонтную базу, принадлежащую сегодня ОАО "РЖД", существенно сдвинуть с имеющейся степени модернизированности будет сложно. Для этого нужны четкие механизмы и правовые схемы привлечения инвестиций, которые бы обеспечивали инвестору защиту его интересов при осуществлении той или иной сделки. Дело в том, что согласно пункту первому статьи восьмой Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железно-дорожного транспорта" и Постановлению Правительства РФ № 57 от 6 февраля 2004 года "Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО "РЖД", целый ряд активов компании ограничен в обороте.
Кратко виды ограничений можно изобразить так. Первая категория имущества - это такие объекты или основные фонды, которые вообще никоим образом не могут быть отчуждены от ОАО "РЖД": ни в аренду, ни в безвозмездное пользование, ни в доверительное управление, ни в залог, ни тем более проданы. Вторая категория имущества - на продажу которого или на иной переход права собственности и другие операции требуется согласие Правительства РФ. И третья категория - имущество, которым компания распоряжается самостоятельно.
В правительственном Постановлении № 57имеются два Перечня, в которых обозначены типы объектов названных мною категорий. В связи с затронутой темой нас интересует прежде всего пункт пятый Перечня имущества, не подлежащего отчуждению. К выведенным из оборота он относит "объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение" - предназначенные для выполнения мобилизационных заданий или проведения мероприятий по решению таких заданий, а также используемые для осуществления внепланового ремонта, экипировки и материально-технического обеспечения поездов категории "П". Если проанализировать сегодняшнюю ремонтную базу, то к данной категории относится основная часть вагонных депо и других, интересующих инвесторов, ремонтных мощностей ОАО "РЖД".

- Не означает ли это, что привлечение сторонних инвестиций в указанную категорию подразделений ОАО "РЖД" практически заблокировано?

- Понятно, что для инвестора наиболее привлекательными выглядят сделки, где он имеет возможность получить права на имущество, созданное на его собственные средства. То есть тогда, когда ОАО "РЖД" может просто продать какое-либо вагонное депо (или часть его) собственнику подвижного состава, которое тот может модернизировать и использовать по назначению, причем тогда, когда каких-либо правовых затруднений это не вызовет.
Однако в отношении ограниченного в обороте имущества такого рода сделки неприемлемы. Вместе с тем уже сейчас нами проводится экспертиза ряда правовых схем, которые позволят привлечь инвестиции как в ограниченное, так и в неограниченное в обороте имущество.
В целом же хотел бы назвать семь правовых схем привлечения сторонних инвестиций, которые анализируются нами для всех категорий имущества ремонтного комплекса ОАО "РЖД".
Одна из самых привлекательных форм - создание совместных дочерних и зависимых обществ. При этом вкладом от компании "Российские железные дороги" будет выступать сама ее ремонтная база, а от инвестора - денежные средства, знания, технологии, навыки и иные ресурсы. Примером конкретного проекта, который сегодня уже проработан и построен по такой схеме, является создание совместного предприятия на базе Смышляевского завода по ремонту подвижного состава на Куйбышевской железной дороге. Со стороны ОАО "РЖД" в уставный капитал вкладываются ремонтные мощности, со стороны частной компании - денежные средства. Концепция данного пилотного проекта была рассмотрена на заседании правления ОАО "РЖД" и одобрена; вскоре мы будем обсуждать ее на совете директоров. В данном случае имущество неограничено в обороте, поэтому мы очень внимательно просмотрели инвентаризационные описи, чтобы исключить потом какие-либо эксцессы.

- Извините, сразу хотелось бы внести ясность в предложенную модель. Если в уставный капитал заложены не средства производства или деньги, а другие виды ресурсов, то как определить соразмерность вкладов?

- Здесь действительно следует оговориться, имея в виду тот факт, что ОАО "РЖД" (желая привлечь частные капиталы в свою ремонтную базу) может вносить в уставные капиталы образуемых обществ не только имущество, но и права пользования этим имуществом, например. У нас данный момент подтверждается, в частности, пунктом 17 Постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 11 июня 1996 года № 6/8. Такая возможность в юридической практике широко используется, но пока не в железнодорожной отрасли.
Как определяется размер вклада ОАО "РЖД" и инвестора при внесении права пользования или других видов вложений, кроме денег? Проводится рыночная оценка этого вклада и совместно утверждается учредителями. Кстати, если говорить о создании совместных ремонтных предприятий, то сегодня планируется, что ОАО "РЖД" будет принадлежать большая часть уставного капитала. Но продолжим обзор анализируемых схем. В качестве второй формы привлечения инвестиций может быть использована передача производственных мощностей компании в аренду или доверительное управление. Эта схема очень похожа на внесение права пользования, но она неприменима в отношении тех мощностей, которые ограничены в обороте. Третья схема позволяет более широко привлекать частный капитал в различные виды имущества: это простое товарищество. По договору ПТ двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей законодательству, цели. В качестве инвестора может быть лицо или группа лиц, которые осуществляют перевозочную деятельность и нуждаются в услугах, предоставляемых предприятиями ОАО "РЖД" по ремонту подвижного состава. Целью привлечения средств может быть модернизация и приобретение нового оборудования на предприятиях ОАО "РЖД" для увеличения объемов и повышения качества услуг. Здесь стороны также вносят некие вклады в общее дело. Возможность привлечения их намного шире. Это могут быть не только денежные вложения, но и навыки, профессиональные знания, деловая репутация, производственные и прочие экономические связи и т.д. Внесенное имущество в капитал простого товарищества может находиться в долевой собственности участников, либо принадлежать тем конкретным лицам, кто его внес.

- То есть в этом случае уже можно инвестировать в имущество, ограниченное в обороте?

- Совершенно верно: если право собственности на ограниченное в обороте имущество остается за ОАО "РЖД". Четвертая схема - инвестиции в форме капитальных вложений. Основанием для этого является Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". Такие вложения - это инвестиции в основной капитал: в том числе затраты на новое строительство, расширение и реконструкцию, на техническое перевооружение и приобретение оборудования, на проектно-изыскательские работы и иные затраты. Круг инвесторов в данном случае может быть очень широким: любые физические и юридические лица, их объединения, государственные органы или органы местного самоуправления и т.д.
Пятая схема - это подрядные отношения с рассрочкой платежа. При такой схеме ОАО "РЖД" выступает в качестве заказчика реконструкции ремонтных мощностей. Инвестор - в качестве генерального подрядчика и по согласованию с компанией выбирает того подрядчика, который и будет реально производить все работы по реконструкции. По окончании работы (или одного из ее этапов) расчет с подрядчиком осуществляет инвестор - как генподрядчик. В этом и заключается инвестиционная составляющая схемы - расчет между ОАО "РЖД" и инвестором производится по рассрочке, согласованной этими сторонами.
Привлекательными аспектами данной схемы прежде всего является то, что она может быть использована, в том числе, и в отношении ограниченного в обороте имущества. Инвестор при этом - как генеральный подрядчик - реально видит, как идет процесс модернизации, и полностью контролирует расходование своих денежных средств. Более того - инвестор, который одновременно является и владельцем подвижного состава, получает дополнительные элементы мотивации в такой схеме, поскольку расширяет возможности ремонтной базы для собственного подвижного состава.
Шестой схемой может являться инвестиционный кредит или долгосрочный заем (например, облигационный). Правовой основой для этого являются Гражданский кодекс, Закон "О рынке ценных бумаг" и ряд других нормативных актов. Данная схема позволяет осуществить привлечение средств в очень значительном объеме и на длительный срок. Это оптимально подходит для финансирования долгосрочных и капиталоемких проектов. Эффект от реализации обеспечивается за счет роста доходов и сокращения издержек. Чем хорош подобный кредит или заем? Прежде всего он может быть применен в отношении модернизации производственной базы очень широкого круга ремонтных предприятий, в том числе имеющих на балансе ограниченное в обороте имущество.
Седьмая схема - это довольно активно используемый сейчас лизинг, в том числе и возвратный. Как известно, имеется Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" 1998 года. По договору лизинга инвестор закупает у конкретного поставщика оборудование для ОАО "РЖД" и передает его этой организации в пользование, после чего осуществляется выплата лизинговых платежей с возможностью последующего перехода указанного имущества в собственность ОАО "РЖД". Вот вкратце те семь схем, по которым возможно привлекать инвестиции частных компаний в развитие наших ремонтных мощностей. Однако этими схемами варианты возможного сотрудничества ОАО "Российские железные дороги" и инвесторов не исчерпываются.

- Что можно сказать о выделении предприятий по капитальному ремонту по-движного состава в дочерние компании, предусмотренном в рамках Программы структурной реформы железнодорожного транспорта?

- Сейчас подготовлена и одобрена правлением ОАО "РЖД" Концепция создания дочерних обществ на базе имущества заводов дирекции "Желдорреммаш": Барнаульского, Канашского и Рославльского вагоноремонтных, а также Саранского тепловозоремонт-ного. Но здесь я хотел бы отметить, что привлечение инвестиций на этапе создания данных обществ не планируется. Это будет производиться лишь через определенное время, в том числе путем продажи акций либо через дополнительную эмиссию акций данных обществ.

 



Hosted by uCoz