"РЖД-Партнер", 2004, № 4, апрель

 

Андрей Гурьев

Конкуренция: иллюзия или реальность?

В "Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" указывается, что одной из основополагающих целей реформирования является "дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов". Каковы же сегодня имеющиеся в этом плане намерения, возможности и прогнозы?


У НИХ...
Относительно того - насколько ясно и подробно изложен в Постановлении правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 года "О "Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" вопрос перехода от монопольного состояния к конкурентному в сфере перевозок, мнения расходятся. "Читайте "Программу", там все написано", - говорят одни. "Все достаточно туманно", - утверждают другие.
Прежде чем проанализировать теорию и практику в данном вопросе, стоит обратить внимание на то, какие вообще модели внутриотраслевой конкуренции возможны на железнодорожном транспорте?
Можно четко выделить два варианта. Первый - конкуренция между собой целого ряда самостоятельных вертикально-интегрированных железнодорожных компаний, сочетающих в своей деятельности функции как владельца инфраструктуры, так и перевозчика. Второй - существование единой инфраструктуры, которая предоставляется в пользование на недискриминационной основе конкурирующим между собой перевозочным компаниям.
Первый вариант имеет две модификации. Одна из них свойственна, в частности, для Северной Америки, где из пункта А в пункт Б можно проехать по двум или даже более линиям, принадлежащим разным компаниям. Эта модель требует очень развитой железнодорожной сети, действенной системы антимонопольного законодательства и устоявшихся традиций предпринимательства. Другая модификация используется в странах Латинской Америки (Мексике, Аргентине, Бразилии и других). Ее суть в том, что вертикально-интегрированные компании работают в разных регионах, но у грузовладельца есть выбор направления для своего груза. Интересно отметить, что такой опыт организации конкуренции существовал в России еще в 19-м веке. Производители зерна в черноземных районах могли выбирать: как везти свой продукт на экспорт в Западную Европу - через балтий-ские, или через черноморские порты? При этом северо-западные и юго-западные железные дороги, бывшие в то время самостоятельными акционерными обществами, конкурировали между собой и боролись за клиента.
Второй вариант был использован в последнее десятилетие в Европе в процессе реформ железных дорог. После директивы Евросоюза 1991 года было разрешено перевозочным компаниям одних стран использовать инфраструктуру других. Следующая директива ЕС 2001 года подвигала железнодорожный рынок к полному разделению инфраструктурного и перевозочного бизнеса. В этом направлении велись реформы в Великобритании, Швеции, Нидерландах и Германии.
Как известно, данная модель сталкивается сегодня с большими проблемами. В частности, хрестоматийным стал пример Англии, где разделение привело к слабой управляемости общим процессом, росту аварий и к банкротствам. В Германии ситуация более благоприятная, однако и там (спустя пять лет после разделения бизнесов) более чем 90 процентов перевозок осуществляет грузовая компания германских железных дорог DB Cargo; и лишь несколько процентов приходятся на долю других перевозчиков. Следует при этом учесть, что железнодорожные перевозки занимают в Европе в общем объеме порядка восьми процентов - то есть работают в условиях жесткой межтранспортной конкуренции, оказывающей решающее давление на железнодорожные тарифы.

У НАС
П
о какому пути идет сегодня Россия? В "Программе" (которая в ходе реформирования выполнялась практически на 90 процентов) одной из целевых задач ставится "сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления". В то же время в ней указывается, что на третьем этапе (2006-2010 годы) будет проводиться "оценка возможности соз-дания нескольких конкурирующих между собой вертикально-интегрированных железнодорожных компаний", а также "мероприятия по повышению уровня конкуренции на рынке грузовых перевозок на участках сети, имеющих параллельные ходы (возможно в европейской части России)".
Кроме того в документе прописано, что на базе предприятий промышленного железнодорожного транспорта, отдельных подъездных путей и новых железнодорожных линий могут создаваться вертикально-интегрированные компании, которые вправе будут получать лицензии на осуществление перевозочной деятельности также и на магистральных сетях. То есть в России предполагается построить смешанную конкурентную модель, которая все-таки ближе к европейской, - по крайней мере в обозримом будущем.
При этом важнейшим является вопрос о степени радикальности и сроках процесса разделения инфраструктурного и перевозочного бизнесов. "Программа" указывает: "По мере развития структурной реформы могут складываться условия, при которых возможно полное организационное отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности". Решение об этом может быть принято с учетом международного опыта и при выполнении ряда условий. Среди них: завершение внутренней реструктуризации по видам деятельности; апробация технических стандартов и правил технологической координации деятельности перевозчиков и инфраструктуры; отработка механизмов недискриминационного доступа; решение финансовых, мотивационных и других вопросов деятельности инфраструктуры; обеспечение государственных интересов и другие.
"Программа" ясно указывает на то, что "интеграция инфраструктуры, большей части локомотивного парка и части грузовых вагонов является целесообразной по крайней мере в течение нескольких первых лет реформирования". Описан достаточно четко и процесс выделения потенциально-конкурентных перевозочных бизнесов из единой компании, которые начинают работать по свободным тарифам в условиях конкуренции - внутриотраслевой (конкурируя с независимыми железнодорожными перевозчиками) или межтранспортной.
При этом должна учитываться рыночная ситуация - то есть наличие реальных конкурентов со свободными производственными ресурсами. Принятие решения о целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозок "Программа" относит к третьему этапу реформирования.
Важно отметить, что авторы программного документа не сомневались в том, что (как они пишут) сохранение инфраструктурной и перевозочной деятельности у одного хозяйствующего субъекта отнюдь "не гарантирует равноправного доступа независимых частных перевозчиков к инфраструктуре" - то есть, называя вещи своими именами, способствует возникновению недобросовестной конкуренции. Правда, они указывают, что "эта проблема будет решена с помощью соответствующих механизмов регулирования доступа".

МНЕНИЯ
Констатация основных положений "Программы" важна при оценке перспектив развития конкуренции уже просто потому, что какого-то иного - более радикального сценария развития событий - вряд ли следует ожидать. Все правительственные и ведомственные планы дальнейшего проведения реформы основаны в целом именно на "Программе" и не содержат каких-либо ее стратегических корректировок. (Скорее наоборот - сроки выделения грузовых перевозок в самостоятельные бизнесы вплоть до полного разделения могут даже возрасти ввиду очевидной практической сложности данного процесса.)
В частности, руководство ОАО "РЖД" сегодня совершенно не проявляет стремления форсировать второй и третий этапы реформы. "Идет активная работа над созданием дочерних и зависимых обществ. Но, не снижая ее темпов, нужно помнить о том, что недопустимы какие-либо поспешные решения: все долж-но быть тщательно выверено, экономически обосновано. Все, что мы сегодня сделали, - сделано без ошибок. Другое дело, что мы могли сделать больше. Но жизнь диктует: действовать надо не торопясь, взвешенно, рассудительно и надежно", - повторил на одном из недавних выступлений свое кредо президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев.
Не будет преувеличением сказать, что наиболее либеральные взгляды в МПС и ОАО "РЖД" по вопросу реформы всегда исповедовала вице-президент компании Анна Белова. Вот ее позиция: "Рынок и конкуренция - не самоцель. Там, где будет формироваться давление на издержки, - "да"; там где начнут создаваться привилегированные условия для частных перевозчиков, - "нет". Мы двумя руками за рынок, поскольку другого более эффективного инструмента управления расходами и повышения качества услуг не существует. Но только в том виде, в котором он создает баланс между государственными и частными интересами. Темпы развития рынка у нас не будут головокружительными".
Между тем сегодня по вопросу сроков разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности полного единодушия нет. "Если в обозримой перспективе в компании четко не разделить перевозки и инфраструктуру, мы никуда дальше в плане реформирования не продвинемся. Необходимо разделить по вертикали весь бизнес", - заявил президент "Ассоциации собственников подвижного состава" Эдуард Поддавашкин.
"Сейчас определенный путь реформирования избран, и мы идем по нему. При этом у нас остается целый ряд вопросов, которые пока до конца не ясны. Например, в отношении того - насколько длительным будет сочетание инфраструктурных видов деятельности и перевозки в рамках ОАО "РЖД, - высказал свою позицию председатель общественного совета при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта, вице-президент РАН Александр Некипелов. - В рамках работы в общественном совете мне отчетливо видно, что процесс разделения этих видов деятельности в данный момент ни у кого особого энтузиазма не вызывает. Все считают, что есть много других серьезных вопросов, которые сейчас следовало бы решать".
В феврале в Москве прошла интересная научно-практическая конференция "Реформа и приватизация железнодорожного транспорта в России", в которой приняли участие многие представители западных деловых кругов, давшие свои оценки различным вариантам развития реформы на предмет их инвестиционной привлекательности и эффективности.
Выступивший на форуме руководитель отдела экономического анализа антимонопольного департамента Минюста США Рассел Питтман в целом положительно оценил первые итоги российской реформы, но при этом настоятельно рекомендовал реформаторам стремиться в перспективе к созданию региональных вертикально-интегрированных компаний в европейской части страны с развитием конкуренции "по географическому принципу".
Управляющий директор "Mott MacDonald Ltd" Ричард Уильямс, напротив: считает, что европейская модель вовсе не так плоха, как многие полагают. В частности в Великобритании ошибкой было слишком радикальное выведение вовне инфраструктуры всех видов деятельности.
А вот консультант компании "Corus Rail Technologies" Гареф Эванс высказал любопытное сравнение: "Сущность железной дороги составляет связка колесо-рельс. Когда они в буквальном смысле разъединяются, - получается авария. Так же и в применении к видам деятельности. Когда разделяют полностью инфраструктуру и перевозки; когда за путь отвечает одна компания, а за вагон другая, - это потенциально приводит к разобщению всей системы".

ОСОБЕННОСТИ
Очевидно, что позиция скорейшего разделения бизнесов стимулируется соображениями достижения большей равноправности перевозчиков в вопросах использования инфраструктуры. Однако следует отметить, что пока становление самих частных перевозочных компаний идет с большим трудом. По данным ОАО "РЖД" сегодня получили соответствующие лицензии 15 перевозчиков пассажиров и 14 - грузов, причем у трех из них имеются свои локомотивы. Создана необходимая нормативно-правовая база (включаю-щая известные новые законы), а также ноябрьские Постановления правительства по правилам оказания услуг инфраструктуры и недискриминационного доступа.
Однако пока ни одного договора перевозчики (как с грузоотправителем на перевозку, так и с ОАО "РЖД" на оказание услуг инфраструктуры) не заключили. Заместитель генерального директора компании ООО "ТрансОйл" Юрий Суродин сообщил: "Мы пока реализовать свои функции перевозчика не можем и работаем как оператор. Компания обращалась на железную дорогу с запросом о заключении инфраструктурного договора, но столкнулась с тем, что ни нормативных актов (за которые ответственно МПС), ни внутренних регламентов ОАО "РЖД" там нет"...
Работники МПС и ОАО "РЖД", непосредственно занимающиеся развитием условий для деятельности перевозчиков, отмечают, что трудностей и неясных моментов в этом деле пока еще много.
Согласно законодательно-нормативной базе, частный перевозчик должен работать по таким же правилам, как и ОАО "РЖД". "Договор перевозки" предполагает оформление пакета перевозочных документов, - в том числе накладную, дорожную ведомость, квитанцию о приеме груза и так далее. Прием заявок должен производиться в товарной конторе перевозчика. Перевозочная компания несет ответственность за перевозки и руководствуется всеми "Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте". На нее распространяются также все соответствую-щие санкции, предусмотренные законодательством. Очень важно отметить, что сегодня (пока не дерегулированы тарифы ни в одном из секторов грузовых перевозок) все ставки, платы и сборы, заложенные "Прейскурантом № 10-01", распространяются не только на ОАО "РЖД", но и на любого част-ного перевозчика - в отличие от экспедитора, вольного назначать рыночные цены на свои услуги. Согласно нового "Устава железнодорожного транспорта РФ" перевозчик обязан согласовать с инфраструктурой заявку на каждую (!) перевозку. В пути следования груза перевозчик должен быть готовым к разбору любой ситуации, произошедшей с его поездами и грузами; а также обеспечить вопросы охраны, сопровождения и страхования, составление коммерческих актов и так далее. Очень важная особенность работы перевозчика - это то, что он обязан обеспечить свою (собственную или арендованную) локомотивную тягу на всем протяжении пути; а следовательно и ее экипировку, техобслуживание и ремонт в случае неожиданных выходов из строя; правильный график работы локомотивных бригад и так далее.

ТРУДНОСТИ
С
егодня едва ли не каждое из вышеприведенных положений при намерении применить его на практике вызывает массу вопросов. (Они, кстати, получили должное обсуждение на семинаре "Перспективы развития конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок", организованном в феврале информационно-обучающим центром "ТрансБазис" - www.transbasis.ru).
У частных перевозчиков нет пока своих разветвленных сетей товарных контор, представительств или агентств. Еще не проработаны с учетом новых особенностей различные бланки документов. Согласование каждой заявки на перевозку при наличии общего договора на использование инфраструктуры представляется нелогичным и очень неудобным для грузоотправителя, которому хотелось бы, чтобы количество уровней согласований с введением новых отношений не увеличивалось.
В тарифном отношении сегодня более выгодно быть оператором - то есть экспедитором с подвижным составом, который согласно новому Закону "О транспортно-экспедиционной деятельности" помимо свободных тарифов имеет еще и ограниченную ответственность перед клиентом, увязанную лишь со стоимостью груза, в то время как условия работы перевозчика в данных вопросах во всех отношениях гораздо жестче и регламентируются транспортными уставами и кодексами.
Не урегулирован сегодня вопрос возмещения стоимости работ и услуг по начально-конечным операциями, выполняемым перевозчиками (пункт 1.16 "Прейскуранта № 10-01"). Причем пока нет единого мнения о его решении.
Но самой сложной проблемой на сегодняшний день является, по мнению специалистов, использование частными перевозчиками собственных локомотивов. На небольших плечах обслуживания (например, такой опыт имеется на участке Кириши-Таллин) это в принципе возможно. Но как только возникает вопрос о технологии перевозки, скажем на линии Санкт-Петербург-Владивосток, то становится неясно, как организовать это прежде всего технически. Ведь даже локомотивы парка ОАО "РЖД", как правило, работают в пределах своих плечей и даже исключительно (не считая экспериментов) в пределах своих железных дорог. Собственный же локомотив встретит на своем столь долгом пути тысячу проблем, ведь своих депо у перевозчиков нет. Неясно также пока, каким образом следует проводить при такого рода перевозках разнесение провозных платежей. Сегодня в соответствующих документах нет даже необходимых граф.

ПЕРСПЕКТИВЫ
О
днако представим, что все технологические, организационные и тарифные проблемы с созданием перевозчиков решены. Тогда, по нашему мнению, в определенных секторах некоторые наметки внутриотраслевой конкуренции могут возникнуть - например, в перевозках нефтеналивных грузов. По данным ВНИИЖТа, ОАО "РЖД" перевозит сегодня своим парком 42 процента нефти и нефтепродуктов, а остальное - целый ряд частных компаний. При этом на перевозках этого вида грузов железнодорожный транспорт отнюдь не является монополистом.
При отпуске тарифов они сдерживались бы ценами на услуги в трубопроводном транспорте, устанавливаемыми частными железнодорожными перевозчиками. При этом из проблемных факторов следует отметить два. Во-первых, руководство ОАО "РЖД" объявило о курсе на возврат себе части перевозок высокодоходных грузов. К рассматриваемому нами сектору имеет прямое отношение информация (правда пока неофициальная), что сегодня прорабатывается вариант создания дочерней компании "Транснефтьсервис". Естественно, что она будет пользоваться более благоприятным доступом к инфраструктуре, нарушая чистоту добросовестной конкуренции. Однако надо признать, что ресурсы в данном случае у ОАО "РЖД" все-таки не беспредельны. В ответ на явные нарушения нормативно-правовой базы или несоблюдение "джентльменских соглашений" пойдут суды, жалобы в МАП, "плохая" пресса, крутые разборки и так далее. Поэтому свое более выгодное положение "дочка" ОАО "РЖД" могла бы использовать скорее в виде "сбивания расценок". Но это как раз то, что нужно, "за что боремся".
Второй момент: частных перевозчиков неф-ти не так уж много; все они хорошо знают друг друга, объединены в одних и тех же ассоциациях и уже сегодня вынашивают даже планы создания управляющей компании по перевозкам нефтеналивных грузов в собственном подвижном составе. Это типичный в экономике процесс создания треста, который предполагает помимо оптимизации за-грузки мощностей еще и удержание монопольно-высоких цен. Однако на это есть антимонопольное законодательство, которое в частности запрещает ценовой сговор. К тому же в случае неправильного поведения уже со стороны частников опять-таки пойдут суды, жалобы в МАП и так далее...
Так что определенные перспективы относительно конкуренции в грузовых перевозках, и в частности в нефтеналивном секторе, все-таки просматриваются. (Есть информация, что во ВНИИЖТе уже подготовлены расчеты, согласно которым дерегулирование нефтяных тарифов надо произвести путем установления верхнего и нижнего пределов соответственно - плюс 50 и минус 27 процентов от прейскурантного уровня.) Аналогично и в других потенциально-конкурентных секторах, которые известны, но пока еще гораздо менее подготовлены для выведения из регулирования. (Подробнее об этом читайте далее в интервью с заместителем министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Анатолием Голомолзиным.)

РЕЗЮМЕ
Т
аким образом мы видим, что модель развития конкуренции в грузовых железнодорожных перевозках определена. Ее методологическая суть заключается в том, чтобы идти к полноценному рынку поэтапно: делая намеченные шаги в соответствии с вызреванием необходимых условий и более того - по возможности формируя их.
Зарубежный опыт реформирования железных дорог доказывает: резкие движения приносят здесь, как правило, отрицательные результаты. Между тем трудно не согласиться с тем, что в России степень изначальной монополизации железнодорожных перевозок была и остается несравнима с западными странами. Целый ряд предпосылок развития конкурентных отношений - экономических, технических, технологических, институциональных и кадровых - пока отстают от принятой новой законодательной базы.
Важнейшие вопросы в подобных ситуациях: кто будет заниматься этими делами и нужно ли ему это? На сегодня есть три причастных к проблеме инстанции: государство, ОАО "РЖД" и частные компании. МПС однозначно заявляло о готовности работать над реформой. Правда, его статус как органа государственного регулирования оставался неясным. ОАО "РЖД" в лице вице-президента А.Беловой уверяет: "Если государство считает необходимым, то компания будет заниматься проведением в жизнь "Программы" реформы вне зависимости от своих корпоративных интересов". Наверное, так оно и будет.
А рынок? Проведенные в последнее время собрания ассоциаций и союзов пользователей услуг железнодорожного транспорта показали, что на данном этапе реформы (когда на первый план все более выходят вопросы работы независимых компаний) от них самих требуется гораздо большая организованность в их действиях, осмысленность, направленность и консолидация усилий. Как пойдут данные объективные процессы? На этот вопрос ответит только сам рынок.
В любом случае, путь к конкуренции окажется неблизким.



Hosted by uCoz