"РЖД-Партнер", 2003, № 4, апрель

Долгая дорога к дерегулированию

Андрей Гурьев

Предложение МПС о дерегулировании тарифов на перевозку сырой нефти разумеется не могло оставить равнодушными участников транспортного рынка. "Мы будем бороться. Я всех нефтяников подниму для обсуждения", - заявила корреспонденту журнала "РЖД-Партнер" директор "Ассоциации собственников подвижного состава" Софья Каткова. Однако далеко не все причастные к данному вопросу представители деловых кругов отреагировали столь категоричным и решительным образом. В чем же суть предложенных МПС нововведений?


ВОПРОС ПО СЫРОЙ НЕФТИ ЕЩЕ "СЫРОЙ"?
Вопрос об отпуске тарифов на перевозку сырой нефти впервые прозвучал на итоговой коллегии МПС в конце января, а наиболее полно был сформулирован первым заместителем министра путей сообщения России Вадимом Морозовым на мартовской коллегии министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В частности он привел данные, что всего в 2002 году в Российской Федерации трубопроводным и железнодорожным транспортом было перевезено 399 миллионов тонн сырой нефти; из них по железным дорогам - 39 миллионов тонн, то есть менее десяти процентов от общего объема. Доля железнодорожного транспорта по такому показателю как грузооборот и того меньше - шесть процентов. При этом направления перевозок нефти обоими видами транспорта в большинстве случаев были параллельными. "Таким образом, - сделал вывод В.Морозов, - нет никаких оснований говорить о том, что железнодорожники на рынке перевозок сырой нефти занимают какое-то доминирующее положение".
Первый заместитель главы МПС сообщил также, что удельный вес отправления нефтеналивных грузов в вагонах инвентарного парка составлял в прошлом году 62,3 процента, а в собственном подвижном составе - 37,7. "Это свидетельствует о том, - отметил Вадим Морозов, - что на железнодорожном транспорте созданы определенные условия для конкуренции различных перевозчиков. На основании вышеизложенного представляется возможным принятие решения о полном дерегулировании тарифов на перевозку сырой нефти железнодорожным транспортом".
Следует добавить (как сообщил источник в МПС), что железнодорожников к такому шагу подтолкнул никто иной, как сам МАП... Первый заместитель министра Анатолий Голомолзин однажды обмолвился в том смысле, что вопрос вполне назрел, а "МПС в этом деле спит".
В этой связи железнодорожное ведомство сделало логичный шаг. Прежде чем обратиться со своими предложениями о дерегулировании тарифов в Федеральную энергетическую комиссию оно направило их в МАП России, дабы заручиться его поддержкой. "Это будет уже согласованное компетентное мнение двух министерств и далее вопрос перейдет в ФЭК", - пояснил курирующий тарифы заместитель руководителя департамента экономики МПС Александр Гусев.
При этом он подчеркнул, что речь не идет о немедленном отпуске тарифов, а пока лишь о рассмотрении таковой возможности и о подготовке всех необходимых исходных данных. "Мы ощущаем, чувствуем конкуренцию - в частности по сырой нефти, контейнерам и скоропортящимся грузам, но аналитической и выверенной информации у нас пока нет. Кроме того нужна хорошая правовая база - как государственная, так и ведомственная. Мы взялись за этот вопрос, сделали первые шаги и вышли с предложениями. Положительное решение регулирующих органов в данном направлении сегодня означало бы для нас дать команду железным дорогам готовить соответствующие материалы, собирать и направлять нам для анализа необходимую информацию", - сказал А.Гусев.

ГУЛЯЙТЕ, РЕЧНИКИ!
В этой связи хотелось бы напомнить, что вопрос о нефти - это частный случай более общей проблемы о либерализации тарифов на железнодорожном транспорте. Она была поставлена на повестку дня в середине прошлого года вице-премьером Виктором Христенко, который поручил причастным ведомствам разработать общий подход к выделению из железнодорожных перевозок конкурентных секторов. МПС без промедления представило в ФЭК методику под названием "Условия и механизм выделения конкурентных сегментов рынка транспортных услуг из сферы естественной монополии на транспорте". Но вопрос этот для транспортной отрасли российской экономики оказался очень не простым и был, без преувеличения, положен в долгий ящик. Сегодня данная методика находится в ФЭК. "Мы все дали: направили необходимую разъяснительную информацию, полгода работали с соответствующим департаментом Федеральной экономической комиссии, все обсудили и учли встречные замечания, но решения пока нет", - сообщил Алексей Гусев.
Пытались решить вопрос и по частям. Например, из общего спектра были выделены навигационные тарифы - то есть расценки на железнодорожные перевозки тех грузов, которые транспортируются параллельно водным путям. В августе прошлого года ФЭК рассмотрела и в принципе приняла представленные МПС разработки. Речь шла в первую очередь о перевозках нефтепродуктов, металлов, строительных грузов и других. Предполагалось, что после выработки порядка реализации данной методики ее утвердит правительственная комиссия по тарифному регулированию под руководством В.Христенко.
Однако и сегодня воз там же - то есть в ФЭКе. "Я даже не знаю, кто в этом больше виноват. Однако к прошлогодней навигации тарифы не были дерегулированы, потому что она просто "закрылась", - поиронизировал А.Гусев. - А к нынешней, по всей видимости, документы опять не успеют". При этом, по его мнению, в случае принятия подобных решений объявлять о них необходимо не за десять дней и даже не за месяц - а минимум месяца за три, чтобы участники транспортного рынка смогли учесть новые условия в своих контрактах. (Более подробно о ситуации с тарифами читайте на следующей странице).

 

 

"Ничего сверхнеожиданного не случится"

На вопросы журнала "РЖД-Партнер" отвечает начальник управления регулирования железнодорожного транспорта ФЭК России Павел Иванкин.


- Павел Анатольевич, предложение МПС дерегулировать тарифы на перевозку сырой нефти вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию среди производителей и перевозчиков этого груза...
- В ФЭК никаких предложений по поводу изменения тарифов на перевозки сырой нефти официально пока не поступало. Эта идея была озвучена на коллегиях МПС и МАП.

- Какова судьба переданной в ФЭК со стороны МПС еще полгода назад методики под названием "Условия и механизм выделения конкурентных сегментов рынка транспортных услуг из сферы естественной монополии на транспорте"?
- По этому документу остается целый ряд вопросов. В том варианте, в котором методика к нам поступила, - это было, наверное, выгодно для МПС, но не для пользователя. Мы провели много совместных встреч, внесли целый ряд корректировок и доработок. Но работа продолжается, и результат будет известен не раньше мая.

- В чем заключаются основные разногласия?
- Мы пытаемся более четко определить те критерии, по которым станут выделяться конкурентные сегменты. Необходимо достичь большего количественного и качественного их выражения. Главное: необходимо достичь консенсуса.

- А как с навигационными тарифами, ведь положительное решение было принято рабочей группой еще в августе прошлого года?
- Здесь то же самое. В принципе, мы - "за"; вопрос заключается в тех же критериях - в точном их определении.

- Были предложения по сезонному дерегулированию...
- Этот вопрос решен, причем отрицательно. Дело в том, что пики перевозок угля и минеральных строительных грузов (по которым и были сделаны предложения) находятся в противофазе. Поэтому разгрузки полувагонов и более рационального использования этого вида подвижного состава не достигается. К тому же у пользователей железнодорожного транспорта интереса к сезонному дерегулированию нет. Точнее - отсутствует единое мнение по данному вопросу. Например, щебеночные карьеры говорят одно, а получатели данного груза - другое. Поэтому рабочая группа предложила закрыть этот вопрос. Комиссия вице-премьера В.Христенко с этим согласилась.

- Итак, что бы Вы сообщили участникам транспортного рынка по поводу перспектив дерегулирования тарифов в 2003 году?
- Могу сказать, что со стороны ФЭК все решения будут приниматься только после тщательного анализа. Ничего сверхнеожиданного не случится. Все будет идти в установленном порядке, который предполагает, во-первых, обсуждение вопросов в трех инстанциях (рабочая группа, комиссия под руководством В.Христенко и правление ФЭК), а во-вторых - вестись с привлечением всех заинтересованных сторон. При этом мы всегда стремимся, чтобы принимаемые решения выражали интересы и товаропроизводителей, и перевозчиков, и грузополучателей - то есть был бы достигнут консенсус.



Hosted by uCoz