"РЖД-Партнер", 2003, № 3, март.

DURA LEX, SED LEX

Андрей Гурьев

Законодатели определили принципы формирования имущественного комплекса ОАО "РЖД"


Федеральный Закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" - после некоторых злоключений и путешествий из Совета Федерации в Государственную Думу и обратно - наконец принят обеими палатами и подписан Президентом страны. Какими же в результате получились основные из так остро обсуждаемых особенностей российской национальной железнодорожной компании?

ЗЕМЛЯ!..
Напомним, что главным камнем преткновения при прохождении законопроекта стал истинно российский вопрос о земле. Решился он также в наших отечественных аграрных традициях: землю железнодорожникам не отдали. При этом следует признать, что такое решение депутатов и сенаторов было не только преобладающим, но в конечном итоге чуть ли не единодушным. Дума проголосовала 284 голосами "за" при 70-ти "против". (Надо учесть, что голосовавшие "против" - это в основном коммунисты, которые вообще не приемлют реформу как таковую.) Совет Федерации был еще более последовательным: 115 "за" и лишь 9 "против".
Итак, теперь в Законе черным по белому написано: "Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом первым статьи восьмой настоящего Федерального Закона, а также участки, на которых размещены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается".
При этом в указанном пункте восьмой статьи перечисляются следующие объекты: магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями и устройствами; малоинтенсивные линии, участки, станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение; информационные комплексы управления движением; объекты мобилизационного назначения и гражданской обороны; аварийно-спасательные комплексы.

НЕ БЫЛО - И НЕ НАДО...
Все остальные земли могут входить в уставный капитал. В основном это - участки под малоинтенсивными линиями, не имеющими оборонного значения; объектами инфраструктуры, не подпадающими под первый пункт восьмой статьи и всеми другими объектами сегодняшнего хозяйства МПС, которые перейдут по наследству к ОАО "РЖД".
Решая вопрос о земле, народные избранники по большому счету дали железнодорожникам понять: надо заниматься перевозками и оставить всякие помышления о возможности поправить свои дела за счет каких-либо земельных спекуляций.
Следует отметить, что в связи с этим на железных дорогах сразу возникло предложение. Поскольку инвентаризация и постановка на кадастровый учет земель под магистральными линиями, станциями и вокзалами уже проведены, не заняться ли в срочном порядке изысканиями по дополнительной инвентаризации площадей в пределах полос отвода, занятых объектами железнодорожного транспорта, действующих в потенциально конкурентной среде? Но руководство МПС посчитало эту идею неплодотворной. Первый заместитель министра путей сообщения России Владимир Якунин направил на места соответствующее разъяснение, где в частности говорится: "Проведенный анализ представленных железными дорогами сведений показал, что площадь таких участков незначительна, а затраты на проведение инвентаризации в сотни раз превышают возможную их стоимость в уставном капитале ОАО "РЖД". В связи с этим дорогам предписано не проводить никаких дополнительных работ по выделению такого рода участков.

СОЦИАЛКУ - БЕРИТЕ, ДОЛГИ - ОТДАЙТЕ
Немалую сложность в процессе принятия закона представлял
также вопрос о внесении в уставный капитал "РЖД" объектов социальной сферы. Вполне естественно, что здесь деловой мир выступал против такого внесения, ратуя за снижение своих транспортных расходов. Руководители министерства путей сообщения не уставали убеждать правительство и депутатов в том, что железнодорожник - тоже, как говорится, человек и в своей производственной деятельности нуждается, прежде всего, в нормальной обустроенности быта. В результате победил подход, который можно сформулировать как "барин нас рассудит". Право определения перечня организаций, имущество которых вносится в уставный капитал, предоставлено правительству РФ. При этом особо оговаривается, что предприятия МПС можно не включать в состав ОАО "РЖД" лишь в том случае, если это "не приведет к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта". Нет надобности констатировать, что иной подход был бы в настоящее время просто гибельным для отрасли. Несмотря на наблюдаемый в прошлом году статистический рост заработной платы железнодорожников без малого в полтора раза, в абсолютном исчислении она остается весьма низкой - менее семи тысяч рублей.
Из других обстоятельств, которые активно обсуждались в ходе прохождения законопроекта, следует отметить два. Первое: ОАО "РЖД" не обязано отчитываться в своей деятельности перед Государственной Думой, как того хотела значительная часть депутатов. Второе: президент компании будет назначаться правительством без согласования с Президентом страны, как планировалось ранее.
Закон также определяет порядок возвращения предприятиями МПС своих долгов, что, естественно, не может не волновать его кредиторов. Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", передается компании на основе сводного передаточного акта. Опубликование перечня таких организаций является для их кредиторов (как и для должников) официальным уведомлением о произошедших организационных переменах. Далее в течение одного месяца кредиторы могут предъявить свои требования к этим организациям. При этом согласия истцов на перевод их требований в единый хозяйствующий субъект не требуется.
Разумеется, такой порядок, как и ряд других принятых норм, устраивает далеко не всех. Но, как говорили древние: "dura lex, sed lex" ("закон суров, но он - закон"). Весь пакет законодательного обеспечения реформы принят. И теперь уже не время блокировать документы за какие-либо оставшиеся там "durosti", а время - исполнять законодательство, совершенствуя его в процессе жизни.



Hosted by uCoz