Андрей Гурьев
Законодатели
определили принципы формирования имущественного комплекса ОАО "РЖД"
Федеральный Закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта" - после некоторых злоключений и путешествий
из Совета Федерации в Государственную Думу и обратно - наконец принят обеими
палатами и подписан Президентом страны. Какими же в
результате получились основные из так остро обсуждаемых особенностей российской
национальной железнодорожной компании?
ЗЕМЛЯ!..
Напомним, что главным камнем преткновения при прохождении законопроекта стал
истинно российский вопрос о земле. Решился он также в наших отечественных
аграрных традициях: землю железнодорожникам не отдали. При этом следует
признать, что такое решение депутатов и сенаторов было не только преобладающим,
но в конечном итоге чуть ли не единодушным. Дума проголосовала 284 голосами
"за" при 70-ти "против". (Надо учесть, что голосовавшие
"против" - это в основном коммунисты, которые вообще не приемлют
реформу как таковую.) Совет Федерации был еще более последовательным: 115
"за" и лишь 9 "против".
Итак, теперь в Законе черным по белому написано: "Земельные участки,
предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного
транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом первым статьи
восьмой настоящего Федерального Закона, а также участки, на которых размещены
железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью.
Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего
субъекта не допускается".
При этом в указанном пункте восьмой статьи перечисляются следующие объекты:
магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями
и устройствами; малоинтенсивные линии, участки,
станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное
значение; информационные комплексы управления движением; объекты
мобилизационного назначения и гражданской обороны; аварийно-спасательные
комплексы.
НЕ БЫЛО - И НЕ НАДО...
Все остальные земли могут входить в уставный капитал. В основном это - участки
под малоинтенсивными линиями, не имеющими оборонного
значения; объектами инфраструктуры, не подпадающими под первый пункт восьмой
статьи и всеми другими объектами сегодняшнего хозяйства МПС, которые перейдут
по наследству к ОАО "РЖД".
Решая вопрос о земле, народные избранники по большому счету дали
железнодорожникам понять: надо заниматься перевозками и оставить всякие
помышления о возможности поправить свои дела за счет каких-либо земельных
спекуляций.
Следует отметить, что в связи с этим на железных дорогах сразу возникло
предложение. Поскольку инвентаризация и постановка на
кадастровый учет земель под магистральными линиями, станциями и вокзалами уже проведены,
не заняться ли в срочном порядке изысканиями по дополнительной инвентаризации
площадей в пределах полос отвода, занятых объектами железнодорожного
транспорта, действующих в потенциально конкурентной среде? Но
руководство МПС посчитало эту идею неплодотворной.
Первый заместитель министра путей сообщения России Владимир Якунин направил на
места соответствующее разъяснение, где в частности говорится: "Проведенный
анализ представленных железными дорогами сведений показал, что площадь таких
участков незначительна, а затраты на проведение инвентаризации в сотни раз
превышают возможную их стоимость в уставном капитале ОАО "РЖД". В
связи с этим дорогам предписано не проводить никаких
дополнительных работ по выделению такого рода участков.
СОЦИАЛКУ - БЕРИТЕ, ДОЛГИ - ОТДАЙТЕ
Немалую сложность в процессе принятия закона представлял
также вопрос о внесении в уставный капитал "РЖД" объектов социальной
сферы. Вполне естественно, что здесь деловой мир выступал против такого
внесения, ратуя за снижение своих транспортных расходов. Руководители
министерства путей сообщения не уставали убеждать правительство и депутатов в
том, что железнодорожник - тоже, как говорится, человек и в своей
производственной деятельности нуждается, прежде всего, в нормальной обустроенности быта. В результате победил подход,
который можно сформулировать как "барин нас
рассудит". Право определения перечня организаций, имущество которых
вносится в уставный капитал, предоставлено правительству РФ. При этом особо
оговаривается, что предприятия МПС можно не включать в состав ОАО
"РЖД" лишь в том случае, если это "не приведет к ухудшению
социальной защищенности работников железнодорожного транспорта". Нет надобности констатировать, что иной подход был бы в
настоящее время просто гибельным для отрасли. Несмотря на наблюдаемый в прошлом
году статистический рост заработной платы железнодорожников без малого в
полтора раза, в абсолютном исчислении она остается весьма низкой - менее семи
тысяч рублей.
Из других обстоятельств, которые активно обсуждались в ходе прохождения
законопроекта, следует отметить два. Первое: ОАО "РЖД" не обязано
отчитываться в своей деятельности перед Государственной Думой, как того хотела
значительная часть депутатов. Второе: президент компании будет назначаться правительством
без согласования с Президентом страны, как планировалось ранее.
Закон также определяет порядок возвращения предприятиями МПС своих долгов, что,
естественно, не может не волновать его кредиторов. Обязанности и права по
обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество
которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", передается компании на
основе сводного передаточного акта. Опубликование перечня таких организаций
является для их кредиторов (как и для должников) официальным уведомлением о
произошедших организационных переменах. Далее в течение одного месяца кредиторы
могут предъявить свои требования к этим организациям. При этом согласия истцов
на перевод их требований в единый хозяйствующий субъект не требуется.
Разумеется, такой порядок, как и ряд других принятых норм, устраивает далеко не
всех. Но, как говорили древние: "dura lex, sed lex"
("закон суров, но он - закон"). Весь пакет законодательного
обеспечения реформы принят. И теперь уже не время блокировать документы за
какие-либо оставшиеся там "durosti", а
время - исполнять законодательство, совершенствуя его в процессе жизни.