«РЖД-Партнер», 2001, № 10, октябрь.

Анна Белова: "Реформа - это уникальный процесс..."

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Беседовал АНДРЕЙ ГУРЬЕВ

Весной этого года на одной из пресс-конференций министр путей сообщения России Николай Аксёненко сказал: "Вот человек, один из немногих людей в стране, который знает о предстоящей реформе МПС все". Речь шла об Анне Григорьевне Беловой, которая работала в то время заместителем генерального директора компании "Современные бизнес-технологии", являющейся одной из трех главных консультантов министерства путей сообщения по разработке "Программы структурной реформы". Затем после реорганизации фирмы А.Белова перешла в качестве первого заместителя генерального директора в компанию "Развитие бизнес-систем". А 29 августа была назначена заместителем министра путей сообщения России с обязанностями (вместе с первым заместителем министра А.Мишариным) курирования вопросов реформирования отрасли. Мы попросили АННУ БЕЛОВУ осветить некоторые аспекты проведения намеченной реформы.

- Анна Григорьевна, какие задачи стоят перед созданным при МПС штабом реформирования железнодорожного транспорта?

- Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что структурная реформа железнодорожного транспорта - это, конечно, не только внутренний вопрос железнодорожников. Он представляет непосредственный интерес практически для всех жителей нашей страны. Ведь МПС - это естественная монополия, системообразующее ядро экономики России. В этом контексте для нас чрезвычайно важно, чтобы все предпринимаемые штабом и правительственной комиссией шаги находили адекватное понимание со стороны общества. Мы готовы отвечать на все вопросы, обсуждать любые проблемы и освещать весь ход структурной реформы в режиме прямого диалога. При разработке структуры и организации работы штаба мы исходили из того, что сама "Программа структурной реформы" определила план первоочередных мероприятий. Как известно, главной задачей первого этапа реформы является разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности МПС, создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Поэтому каждая из десяти рабочих групп штаба ориентирована на решение конкретной прикладной задачи; причем первоочередной является подготовка законопроектов и других нормативно-правовых актов. (Как известно, основные из них - это законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Закон "О федеральном железнодорожном транспорте", "О внесении изменений и дополнений в Закон "Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О естественных монополиях", "Об открытом акционерном обществе "Российские железные дороги".) Мы с этой задачей справились, сейчас идет процесс согласований с министерствами и ведомствами.
Что касается структуры штаба по вертикали, то здесь мы исходим из того, что успех реформы в первую очередь зависит от величины вклада каждого - насколько руководители всех уровней железнодорожной иерархии управления будут вовлечены в процесс реформирования, насколько этот процесс станет каждодневным важным делом для них. Модель реализации структурных изменений в отрасли включает в себя (как органичные элементы) рабочие группы, созданные на каждой железной дороге. Именно здесь проводится очень важная работа с персоналом, с потребителями услуг и органами власти, с общественными организациями. Кстати, мы уже провели большую работу, связанную с организацией взаимодействия на региональном уровне по решению социальных вопросов. Этим занимается рабочая (восьмая) группа штаба.
В начале сентября вопросы структурной реформы несколько дней обсуждались на ассамблее начальников дорог. Первого октября мы провели специальное селекторное совещание с начальниками железных дорог по вопросам внедрения реформы, где обсудили дальнейший формат работы дорожных рабочих групп, договорились о конкретных сроках и о необходимости регулярного проведения таких совещаний. Штаб систематически обсуждает с руководителями железных дорог те задачи и вопросы, которые возникают в рамках деятельности каждой магистрали; ищет пути совместных подходов к решению данных проблем.
В конце сентября мы провели семинар с руководителями дорожных рабочих групп, а впредь будем организовывать подобные учебные семинары и с представителями различных служб - например, с работниками экономических служб. Совершенно очевидно, что реализация реформы требует квалифицированных менеджеров, специалистов в области современных управленческих технологий.

- Как идет работа в группе комиссии правительства, которую Вы возглавляете?

- Это рабочая группа по законодательному обеспечению реформирования железнодорожного транспорта. На первом заседании комиссии 21 сентября уже были в целом одобрены шаги, предпринятые штабом реформирования отрасли.
Как я уже сказала, сейчас идет процесс согласования подготовленных нами законопроектов. Надо отметить, что ряд ведомств не спешат, к сожалению, представлять свои предложения. Мы, со своей стороны, ставим эти вопросы на заседаниях рабочей группы и пытаемся позитивно влиять на этот процесс. Для более конструктивной работы было принято решение включить в состав нашей группы представителей правового отдела аппарата правительства РФ и Государственного договорно-правового управления. В конце октября в рамках работы комиссии запланировано провести согласительное совещание по законопроектам с участием руководителей заинтересованных министерств и ведомств...
Очень важным шагом стало решение комиссии соз-дать при ней общественный совет. Мы открыты для обсуждений и готовы рассматривать все его рекомендации. Это сделает процесс реформирования более гласным, позволит максимально учесть общественное мнение.

- Как известно, 9 октября в Торгово-промышленной палате состоялся "круглый стол", где представители "Ассоциации экспедиторов РФ" выступили с целым рядом возражений по поводу отдельных формулировок законопроектов, и в частности - о новой редакции "Устава железнодорожного транспорта РФ"...

- Это естественно. Для таких открытых обменов мнениями и устраиваются подобные встречи. Как я уже говорила, мы стремимся рассмотреть предложения всех заинтересованных сторон. Но надо работать в темпе. Как уже сообщалось, 29 ноября предполагается рассмотреть наши законопроекты на заседании правительства РФ.

- Анна Григорьевна, был ли изучен при разработке "Программы структурной реформы" международный опыт акционирования железных дорог?

- Безусловно. Этому был посвящен почти год, и сегодня мы действуем именно с учетом международного опыта. Реформа - это уникальный процесс. Что-то по ходу приходится, конечно, и корректировать. Кстати, иностранные авторитетные эксперты дали высокую оценку нашим разработкам, после чего "Всемирный банк" и другие крупные финансовые институты стали проявлять к нашей реформе гораздо больший интерес.

- Когда можно ожидать создания ОАО "РЖД"?

- Даже если Государственная Дума примет весь пакет новых законов, и в частности Закон "Об ОАО "Российские железные дороги", до окончания весенней сессии - все равно понадобится еще не менее полугода чтобы создать компанию. По всей видимости, это будет не ранее начала 2003 года.
Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы темп реформирования оставался достаточно энергичным. Затягивание процесса скажется на реформе только негативно.




Hosted by uCoz