Тезисы доклада вице-президента ОАО «РЖД»   А.Г. Беловой   на   семинаре презентации 26 октября 2004 г. по рас­смотрению   отчета   «Регуляторная   ре­форма железных дорог в России»

 

Уважаемые участники семинара!

Позвольте выразить благодарность за предоставленную возможность выступить перед столь заинтересованной аудиторией и поделиться мыслями по важнейшему вопросу, который на долгие годы определит развитие одной из ведущих отраслей хозяйства - российского транспорта.

Мы сегодня собрались с тем, чтобы обменяться мнениями по отчету «Обзор реформы госрегулирования на железнодорожном транспорте в Рос­сийской Федерации».

В данном отчете группа экспертов ЕКМТ уделяет особое внимание во­просам развития конкуренции и оптимизации госрегулирования на железно­дорожном транспорте, совершенствования тарифной политики для достиже­ния ключевых целей реформирования железнодорожного транспорта.

 

Развитие конкуренции

1. Как вы все прекрасно знаете, одним из основных инструментов реа­лизации Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, утвержденной Правительством России, является всемерное развитие конку­ренции при сохранении единой государственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления. Таким образом, я полагаю, что для достижения целей структурной реформы на железнодорож­ном транспорте следует всемерно поощрять конкуренцию между перевозчи­ками на единой государственной инфраструктуре.

Органами госрегулирования железнодорожного транспорта были под­готовлены нормативные документы, сформировавшие правовую и экономическую основу для развития конкуренции на железнодорожном транспорте в сфере перевозок грузов на единой государственной инфраструктуре в части:

взаимодействия участников перевозочного процесса;

типовых требований к предприятиям железнодорожного транспорта, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере железнодорожного транспорта.

Взаимодействие участников перевозочного процесса определяется Ус­тавом железнодорожного транспорта, правилами оказания услуг по исполь­зованию инфраструктуры, правилами недискриминационного доступа к ин­фраструктуре.

В соответствии с требованиями Устава владелец инфраструктуры не вправе отказать в выделении перевозчику пропускной способности, если у владельца инфраструктуры есть возможность оказать подобную услугу. В случае ограничения пропускной способности на каком-либо из элементов инфраструктуры (железнодорожные участки, станции, энергоснабжение и т.д.) распределение услуг инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами недискриминационного доступа.

Надзор за соблюдением принципов справедливой конкуренции в этой сфере осуществляет ФАС России и его территориальные органы.

Вместе с тем, полагаю, что в целях создания справедливых условий для конкуренции в сфере железнодорожных перевозок для всех субъектов рынка органами государственного регулирования (как на федеральном, так и регио­нальном уровне) должны быть приняты своевременные решения:

о ликвидации перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых,

о переходе к финансированию вопросов социальной политики за счет средств бюджетной системы.

2. На втором этапе реформирования на базе имущества ОАО «РЖД» будут создаваться структурные образования, выполняющие те виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и/или открыты для конкуренции.

В процессе реформирования отрасли предусматривается разделение видов деятельности ОАО «РЖД» на естественно-монопольные, временно-монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные.

ОАО «РЖД» в настоящее время проводит работу по созданию дочер­них и зависимых обществ в сферах:

производства и капитального ремонта путевой техники;

производства электротехнической продукции;

научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности;

капитального строительства и проектно-изыскательских работ;

торговли и общественного питания;

капитального ремонта подвижного состава;

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривается продажа пакетов акций дочерних предприятий (в том числе и контрольных) на третьем этапе, в результате уровень конкуренции в указанных сферах деятельности существенно возрастет, будет создан ры­ночный механизм конкурентного давления на издержки. Кроме того, средст­ва от продажи акций должны поступить ОАО «РЖД» на развитие инфра­структуры железнодорожного транспорта, которая сегодня так в этом нужда­ется.

3. Одной из основных задач для ОАО «РЖД» также является повыше­ние качества и конкурентоспособности перевозок транзитных и внешнетор­говых грузов по Транссибирской магистрали. В этом случае мы рассматрива­ем себя как субъекта международной конкуренции на рынке транспортных услуг.

 

Оптимизация госрегулирования на железнодорожном транспорте В результате реализации мероприятий первого этапа структурной ре­формы достигнуты следующие основные результаты:

 

1. Законодательство, регламентирующее деятельность железнодорож­ного транспорта, приведено в соответствие с основными принципами граж­данского законодательства Российской Федерации. В этих целях приняты Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Феде­рации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», «О внесении дополнений и изменений в На­логовый кодекс Российской Федерации».

Правительством Российской Федерации приняты постановления «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфра­структуре железнодорожного транспорта общего пользования» и «Об утвер­ждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железно­дорожного транспорта общего пользования»

Указанные правила регламентируют взаимодействие перевозчиков и владельцев инфраструктуры при оказании услуг, а также при распределении пропускной способности инфраструктуры.

Правительством Российской Федерации принято постановление о соз­дании ОАО «РЖД», которое приступило к хозяйственной деятельности с 1 октября 2003 г.

Б соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции государственного регулирования в сфере федерального же­лезнодорожного транспорта возложены на Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере транспор­та, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которые в том числе осуществляют

государственное регулирование условий перевозок;

лицензирование;

контроль за соблюдением правил охраны труда;

контроль за безопасностью движения и экологией;

управление отраслевыми средними и высшими учебными заведениями;

санитарно - эпидемиологический контроль;

развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории России.

Кроме того, в государственном регулировании отрасли принимают участие такие министерства и ведомства, как:

Минэкономразвития России, осуществляющее «макроэкономическое» регулирование отрасли, координацию темпов реформ на железнодорожном транспорте с реформами в других отраслях и сферах;

ФАС России, осуществляющее регулирование в рамках закона «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках». В части железнодорожного транспорта ФАС России выполняет функ­ции надзора за предоставлением недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры;

ФСТ России, осуществляющая «тарифное» регулирование на железно­дорожном транспорте.

Следует отметить весьма значительный опыт, знания и профессио­нальные навыки, накопленные каждым из перечисленных «регуляторах» в соответствующих сферах. Фактически регуляторная система, обеспечиваю­щая недискриминационный доступ к услугам инфраструктуры в рамках фор­мируемой структуры отрасли, уже создана.

 

Совершенствование тарифной политики

В целях повышения качества тарифного регулирования и во исполне­ние требований ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имущест­вом железнодорожного транспорта» ОАО «РЖД» обеспечивает раздельный учет доходов и расходов по следующим видам деятельности:

грузовые перевозки;

услуги инфраструктуры;

 

предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и гру­-
зовом движении);

пассажирские перевозки в дальнем следовании;

пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

ремонт подвижного состава;

строительство объектов инфраструктуры;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

услуги социальной сферы;

прочие виды деятельности.

В связи с этим в Плане счетов бухгалтерского учета ОАО «РЖД» пре­дусмотрены отдельные субсчета для учета расходов (на счете 20 «Основное производство») и доходов (на счете 90 «Продажи») в разрезе указанных ви­дов деятельности.

Ведение раздельного учета обеспечивает прозрачность счетов затрат и доходов, формирует основу для принятия регуляторными органами эффек­тивных и оперативных решений о дальнейшем реформировании отрасли.

С учетом того, что в отчете значительное внимание уделяется совмес­тимости действующей тарифной системы и цели развития конкуренции, хо­телось бы остановиться на данном вопросе чуть более подробно.

Принципы построения нового Прейскуранта 10-01, принятого в августе прошедшего года, стимулируют привлечение инвестиций в обновление под­вижного состава, формируют условия для развития конкуренции в грузовых перевозках.

В недавно принятом Прейскуранте 10-01 существует несколько от­дельных самостоятельных тарифных схем для определения:

платежей за использование локомотивов и вагонов ОАО «РЖД»,

платежей за оказание услуг по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД».

Кроме того, в соответствии с тарифным руководством № 3 перевозчик может самостоятельно выполнять следующие операции, не оплачивая их выполнение ОАО «РЖД»:

Сопровождение и охрана грузов;

 

Погрузочно-разгрузочные работы;

Взвешивание груза;

Хранение грузов;

Подача и уборка вагонов.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что российские перевоз­чики могут эффективно управлять своими расходами, в том числе платежа­ми за оказании услуг инфраструктуры.

В заключение хотелось бы отметить, что основным инструментом дос­тижения целей проводимых реформ является развитие конкуренции между перевозчиками разной формы собственности как на существующей инфра­структуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежа­щей государству, так и на построенной вновь и находящейся в различной форме собственности.

В настоящее время ОАО «РЖД» испытывает конкурентное давление в сфере перевозок грузов со стороны владельцев частного подвижного состава, в том числе перевозчиков.

Подводя итоги своего выступления, хочу отметить, что рекомендации российской стороне, изложенные в отчете, подготовлены, в основном, ква­лифицировано и объективно.

 



Hosted by uCoz