«РЖД-Партнер», 2002, № 7, июль

Приватизировать нельзя, реорганизовать можно

АНДРЕЙ ГУРЬЕВ

 

Чуть более двух часов потребовалось депутатам Государственной Думы, чтобы принять в первом чтении пакет законопроектов по реформированию железнодорожного транспорта. Это показательно, учитывая их важность для развития экономики страны, а также то обстоятельство, что значительная часть времени обсуждения была затрачена на процедурные вопросы. Решающее значение при этом сыграла, безусловно, предварительная работа МПС по разъяснению своей позиции в профильных комитетах парламента. В последней редакции данные законопроекты называются так: "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Транспортный устав железнодорожного транспорта РФ", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях".


Дискуссия депутатов практически носила чисто идеологический характер. Главным противником реформ выступила фракция КПРФ. "Система железных дорог создавалась трудом всего народа. Сегодня не остается уже ничего, что не было бы пущено в распыл. Мы не можем поддержать приватизацию отрасли", - заявил депутат Валентин Романов.
Его поддержал коллега по партии Николай Арефьев: "Я вообще не вижу цели реформирования. Неужели непонятно, что тот обман, который мы чувствуем сегодня вокруг этих законопроектов, не может не привести к тому, что МПС постигнет та же участь, что морской транспорт и аэрофлот?"
Коммунистам в вопросе оценки необходимости реформы противостояли представители правых партий. Председатель комитета по собственности Государственной Думы Виктор Плескачевский ("Единство") апеллировал к депутатам: "Надо же понимать, что преобразования в МПС - это не прихоть министра путей сообщения и даже правительства. Это важнейшая часть экономической реформы всей России. Осталось последнее министерство, которое сочетает в себе и регулирующие функции, и хозяйственные. Поэтому концепцией данных законопроектов и является разделение функций. Это настолько необходимо, что, кажется, уже нет нужды и спорить". В.Плескачевский напомнил депутатам, что акции железных дорог дореволюционной России высоко котировались на всех мировых биржах и именно по ним судили о состоянии российского рынка капиталов.
Поддержку реформе выразили также фракции "Яблоко" и "Отечество - Вся Россия". Депутат от "Яблока" Игорь Артемьев отметил, что законопроекты выгодно отличаются от их аналогов по реформированию электроэнергетики. Депутат подчеркнул, что с одной стороны, они будут способствовать развитию конкурентного сектора и снижению издержек, с другой - позволят сохранить в государственной собственности инфраструктуру, а следовательно, и возможность единого управления отраслью.
Наибольшую дискуссию депутатов вызвал законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Здесь спор развернулся главным образом вокруг того, как следует юридически называть процесс образования ОАО "Российские железные дороги". Коммунисты настаивали на термине "приватизация". В таком случае законопроект не соответствовал бы целому ряду действующих законов. (И депутат Н.Коломейцев уже официально объявил Государственной Думе, что КПРФ будет готовить обращение в Конституционный суд РФ.) Однако В.Плескачевский пояснил депутатам, что согласно статье 7 законопроекта все акции единого хозяйствующего субъекта будут принадлежать государству. Продажа и иные способы отчуждения, а также передача в залог находящихся в федеральной собственности акций может быть осуществлена только на основании специального федерального закона. "Сегодня мы говорим только о реорганизации, а на слове "приватизация" делается сплошная спекуляция", - заявил председатель комитета по собственности.
В ходе дискуссии были названы и конкретные недостатки законопроектов, которые, по мнению депутатов, необходимо исправить до второго чтения. В частности, председатель подкомитета по железнодорожному и автомобильному транспорту Виталий Предыбайлов ("Единство") отметил, что в "Уставе" следует "уточнить нормы, которые ухудшают положение грузоотправителей по сравнению с действующим законом". Ряд депутатов высказались за приведение отдельных положений законопроектов в соответствие с существующим законодательством, более ясное изложение вопросов собственности, уточнение используемых понятий, редакционную правку.
Для подачи предложений по совершенствованию законопроектов установлен срок до 27 сентября сего года. Также было объявлено о намерении провести 26 сентября парламентские слушания по вопросам реформы железнодорожного транспорта.
Комментируя принятие законопроектов в первом чтении, министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев сказал: "Мы прошли очень большой путь. При этом я считаю, что переговорная площадка была создана для всех пользователей наших услуг. Сегодняшние результаты показали: мы достигли общего согласия государства, отрасли и потребителей. В то же время за период до второго чтения нам нужно так "пропахать" законопроекты, чтобы добиться большего единодушия".
В заключение хотелось бы привести маленькую иллюстрацию к вопросу о роли личности в истории. В ходе парламентской дискуссии один из депутатов сказал: "Если бы сегодня министром был не Г.Фадеев, а его предшественник, вопросов к законопроектам было бы несоизмеримо больше".
Рассмотрение законопроектов во втором чтении ожидается в ходе осенней сессии парламента.




Hosted by uCoz