Андрей Гурьев

 

 

 

 

 

 

Как закалялся агитпроп

 

 

Система государственной идеологической обработки населения

в первые годы НЭПа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"МЫ" – от Бога,  "Я" – от дьявола.

 

Евгений Замятин, "Мы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………….…….

Глава 1. Мы ничему не изменяем, ни от чего не отрекаемся!.....................

Глава 2. Рабочий класс влечется, социализм вносится…….……………..                                                      

Глава 3. Ленин нечестно мыслит…………………..………………………...                                                         

Глава 4. Люблю я, когда люди ругаются …………….…………..…………

Глава 5. Потому-то в красном пекле крепко любят Ильича ……….........

Глава 6. Партия все исправляет, назначает и строит…………..….……...

Глава 7. Контрреволюционеры, шпионы и растлители молодежи ..……

Глава 8. От подпольного листка до монополии печати……………….….

Глава 9. "Азбука коммунизма": самая неприятная из партийных

Обязанностей…………………………………………………………………..

Глава 10. Ты не сыта, но ты не раба, ты рада…………………………...…

Глава 11. Осрамим и оплюем их по-доброму………………….……….…

Глава 12. Смерть заговорщикам и поджигателям!...................................

Глава 13. Именно теперь, когда в голодных местностях едят людей....

Глава 14. Солнце наше! Дорогой светоч!....................................................

Заключение……………………………………….………………………..….

 

 

 

 

 

 

    

 

   Введение

 

Если они не поймут,

что мы несем им математически-безошибочное счастье, -

наш долг заставить их быть счастливыми.

Евгений Замятин, «Мы»

 

 

   Василий Розанов по поводу сакраментального вопроса «что делать?» дал однажды такой ответ: «Если это лето – чистить ягоды и варить варенье; если зима – пить с этим вареньем чай». В такой шутливой сентенции философ заключил вечно пробивающуюся к свету мудрость, что для жизни праведной и счастливой вовсе не обязательно всем носиться «с Лениным в башке и наганом в руке», а секрет общественного благополучия зависит преимущественно от состояния нравов, которые, в свою очередь, вызывают к действительности и правильные общественные институты.

   Однако в России сегодня многие считают по-иному, полагая, что для народного счастья в первую очередь необходима некая национальная идея, которая указала бы людям амбициозные цели и оправдывающие их средства, всех воедино сплотила и вывела из болота филистерства и безыдейности. Разумеется, идеи бывают очень разными: от ликвидации либералов как класса до вполне мирных планов по развитию нанотехнологий и высокоскоростного движения. Соответственно, и методы воплощения задуманного могут коренным образом разниться от, скажем, введения трудовой повинности и продразверстки до освобождения тарифов и перехода на саморегулирование бизнеса.

   Вместе с тем если относиться к национальной идее вполне серьезно, то очевидно, что сначала необходимо кому-то нескромно считающему себя новым мессией, таковую придумать, а затем целенаправленно вносить в массы, пропагандируя ее истинность и агитируя за обязательное коллективное к ней приобщение. То есть потребуется создать эффективную государственную систему идеологической обработки населения, потому что наверняка найдется множество членов общества не только попросту несознательных, а и вполне осознанно не желающих ходить строем, петь хором и плясать под чью-то, с их точки зрения, не вполне нормальную дудку. При этом среди таких индивидуалистов будут, конечно, и натурально злостные, коих придется из общества регулярно искоренять, дабы не настраивали массы против запланированного для них счастья.

   Но некоторая проблема заключается здесь в том, что все это у нас уже было, когда в качестве путеводной звезды сияло единственно верное марксистко-ленинское учение и все должны были претворять его в жизнь для достижения состояния политического совершенства и материального изобилия. Одним из важнейших компонентов того общественного строя как раз и выступала система государственной пропаганды, или промывания (а по выражению простодушного Никиты Хрущева – "прочищения") мозгов. И, кажется, есть некоторые основания полагать, что в результате функционирования этой системы все закончилось системным крахом. Но, может быть, дело заключалось в чем-то ином?

   В таком случае, интересно было бы все-таки освежить наши представления по ряду исторических вопросов, а именно: кто создавал советский агитпроп и чем при этом руководствовался? Как эта система работала и что собой представляла в качестве элемента государственного управления? Что она делала с людьми? Кем являлись стоявшие у ее руля? В чем заключались секреты успеха превращения обычных трудящихся в идейных борцов? Сопротивлялся ли кто-нибудь этому? Как можно в целом оценить принципы, методы и формы деятельности большевистской пропагандистской машины применительно к нашему времени?

   Об этом и повествует настоящая книга. Хронологически она охватывает сравнительно небольшой промежуток времени, который являет собой, скорее, срез - 1920 - 1923 гг. (с необходимыми экскурсами в предыдущие и последующие годы), то есть от окончания Гражданской войны и до смерти В.И.Ленина. Такой подход обусловлен тем, что именно в данные годы была в основном сформирована методологическая, нормативная, организационная и этическая основа советского агитационно-пропагандистского комплекса. Именно в это время сложились основополагающие его черты на перспективу и были полностью подавлены все сколько-нибудь существенные источники сопротивления монополизму самой идейной из партий. И именно в эти годы была принята новая экономическая политика, по поводу которой до сих пор существует миф, что она являлась стратегическим поворотом от коммунизма к некоему народному рынку и социалистической демократии. На самом деле это было не так, но раз существуют серьезные разночтения, тогда обозначенный период представляет собой еще больший интерес. Ведь если даже во времена своего вынужденного временного отступления режим, одержимый реализацией национальной идеи, столь целенаправленно устанавливал свой идеологический диктат, то что же было ожидать от него далее, при возобновлении наступления?

   Источники, на основе которых написано исследование, охватывают Москву как центр системы госпропаганды и Северо-Запад России, то есть Петроград с рядом прилегающих областей. Такой выбор обусловлен тем, что город на Неве до 1918 г. являлся столицей и в начале 1920-х годов наряду с Москвой также был ареной наибольшей идейно-политической борьбы ввиду имевшихся здесь в большом количестве партийных и общественных организаций, учебных и научных учреждений, редакций независимых СМИ, наличия интеллигенции и т. д. Что же касается других рассматриваемых административных единиц Северо-Западного региона (Новгородская, Псковская, Череповецкая, Олонецкая и другие губернии), то работу на их территории местных органов агитации и пропаганды можно признать вполне типичной для провинциальной России в целом.

   Под идеологической обработкой в настоящих очерках подразумевается прежде всего целенаправленное и политически мотивированное убеждающее воздействие на сознание отдельных людей и общественных групп с целью формирования их мировоззрения и поведения в четко заданном направлении относительно общественных ценностей и институтов. В качестве близких понятий используются также агитационно-пропагандистская, политико-массовая, политико-просветительная, идейно-политическая  и другая работа. При этом под пропагандой понимается главным образом распространение среди людей, внедрение в общество соответствующих доктрин и взглядов, а под агитацией – в большей степени призыв, побуждение к определенным поступкам, формирование нужных политических настроений, приводящих к общественно-значимым действиям. Пропаганда и агитация всегда тесно связаны друг с другом и чаще всего представляют собой на практике одно целое. 

   Деятельность конкретных людей и системы в целом рассматривается в книге с позиций общечеловеческих ценностей, среди которых в качестве первостепенных выступают правда, свобода, любовь, мир, доброта, милосердие, благородство, честность, сотрудничество, права человека, верховенство закона и др. При этом нужно согласиться с той точкой зрения, что противоречия, оказывающие наибольшее качественное влияние на развитие человечества, целесообразно искать не столько в классовых, этнических, религиозных, геополитических, возрастных и тому подобных различиях, сколько в делении людей преимущественно на индивидуалистов и коллективистов, стремящихся к истине и приспособленцев, самостоятельных и попрошаек, трудолюбивых и ленивых, старательных и безответственных, умелых и неловких, порядочных и бессовестных, великодушных и завистников, любящих и ненавидящих, благородных и подлых. Среди естественных прав личности нужно прежде всего отметить право на жизнь, свободу в рамках закона, собственность, добровольный и взаимовыгодный обмен продуктами труда, стремление к счастью. Наилучшим образом обеспечивает реализацию вечных ценностей такая форма человеческого общежития как гражданское общество, то есть единая сложная сеть добровольных объединений и связей между людьми, где государство играет подчиненную роль, обеспечивая в рамках правовой системы главным образом безопасность граждан и их собственности, а также выполнение публичных обязательств и частных договоров. Важнейшая функция правового государства в области экономической деятельности индивидуумов - законодательное обслуживание и поддержание рыночных отношений. Организации и личности внутри гражданского общества действуют с определенными целями, но само гражданское общество не является организацией и не имеет отдельной цели.

Хочется надеяться, что освещение деятельности большевистской системы идеологической обработки людей еще при жизни ее основателя В.И.Ленина, проведенное с учетом вышеизложенных ценностей, будет представлять интерес для всех, кому потенциально не чужд центральный принцип гуманистического мировоззрения «человек – всегда только цель и никогда – средство».       

Все эпиграфы взяты из романа Евгения Замятина «Мы», изданного в  1921 г. Строители коммунистического агитпропа его читали, но не обратили на антиутопические, антидемагогические образы и выводы писателя никакого внимания. Почему? Наверное, по причине своего менталитета и все тех же нравов. 

 

 

 



Hosted by uCoz