-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей
Гурьев. Как закалялся агитпроп: Система государственной идеологической обработки населения в первые годы
НЭПа. Санкт-Петербург.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глава 9
"Азбука
коммунизма": самая неприятная из партийных обязанностей
Вы обязаны быть счастливыми,
и уже недолго вам ждать.
Евгений
Замятин, «Мы»
1
Важнейшим средством перевода общественного сознания населения России на основы большевистского мировоззрения являлась организация различных форм политической учебы. Преподавание марксистских политических знаний (политграмоты) осуществлялось как в специальных партийных учебных заведениях, так и через систему народного образования.
Уровень общеобразовательных и
политических знаний членов РКП (б) был очень низок. Согласно переписи
В том же году в большинстве губерний
прошла проверка и политических знаний в РКП (б), показавшая, что основы
марксистского учения в целом в ней не усвоены.
«Компания по проверке личного
состава партии обнаружила значительные недостатки почти во всех областях
партийной жизни и работы». В частности, «недостатки, зависящие от слабости
идейного воспитания»,[3] -
констатировала ХI
партконференция. Наряду с этим большевики имели острую проблему нехватки
подготовленных кадров, которые могли бы повести работу по организации
идеологического всеобуча. В Москве потребность в пропагандистах, способных
руководить школой элементарной политграмоты даже уже в
В годы Гражданской войны в стране
возникли различного рода курсы подготовки работников партийного и советского
аппарата, первые советско-партийные школы, пропагандистские кружки. Впервые
значительное место вопросам политграмоты было уделено на VIII партконференции
(декабрь
Принятая по докладу Бухарина резолюция партконференции давала четкие директивы по вопросам политического обучения. В частности, в ней указывалось: "Члены партии должны прослушать несколько основных и элементарных лекций, доступных широким массам. Темы этих лекций должны быть примерно таковыми: а) Что такое коммунизм? б) Путь к коммунизму, в) Почему у нас тяжело жить? г) Наша партия". Также в резолюции предписывалось организовать школы и курсы политической грамоты , для чего мобилизовать квалифицированных партийных публицистов с целью написания учебных пособий, приступить к выпуску специального журнала, использовать институт разъездных лекторов и др. Кроме того в резолюции говорилось: "Члены партии должны сами приучаться к массовой работе по агитации: сюда относится мобилизация грамотных коммунистов для чтения газет и брошюр в лазаретах, клубах, обход квартир, распространение газет, плакатов, устройство на фабриках витрин и литературных столов, книгоношество по деревням и пр."[6]
При этом Бухарин разъяснял, что не только на каждой фабрике должен быть оборудован "уголок, который является рассадником пропаганды и агитации", но и в квартирах граждан также следует создавать подобные "домовые клубы". В частности, он приводил пример, как в Петрограде парторганизация постановила, что в условиях нехватки топлива, "в каждом доме должна быть одна тепло нагретая комната, [которая] будет домовым клубом и будет опорным пунктом коммунистической пропаганды и агитации".[7]
Х съезд РКП (б) поставил задачу
«усиления и улучшения качества агитационно-пропагандистской работы партии»[8],
высказавшись в том числе и за немедленное дальнейшее развитие системы
партийного просвещения. В
В частности, ХI съезд (март
В 1921 – 1923 гг. сформировалась трехзвенная система политической учебы. Начальное звено – учеба на партсобрании, школа политграмоты; среднее – марксистко-ленинские кружки, совпартшкола I и II ступени; высшее – коммунистический вуз.
2
Низшему звену политучебы большевики придавали очень большое значение. Резолюция ХII съезда по этому поводу разъясняла: «Во всей системе компросвещения центральное место ... должно занимать массовое начальное политическое просвещение в партийных школах и курсах политграмоты, в школах грамоты и политчасти Красной Армии, на делегатских собраниях работниц и крестьянок, на ликпунктах и школах малограмотных в городе и деревне. Начальное политическое просвещение внутри партии должно проводиться на основах результатов проверки политической грамотности членов партии, причем самой этой проверке следует придавать характер планомерно поставленной систематической работы по учету политических знаний и марксистской подготовки всех партийцев».[13]
Наиболее простой коллективной формой
политучебы для членов партии были занятия на партсобраниях. С
ХI Всероссийская партконференция рекомендовала использовать для политической пропаганды на предприятиях так называемые партийные дни. Резолюция предлагала заполнять их «докладами и беседами на тему о текущих задачах партии, а равно о ее истории, победах, поражениях, о героях и мучениках и т.д. с тем, чтобы в этот день каждый член партии чувствовал себя борцом за великую идею и членом великой партии».[18]
В рамках борьбы за всеобщую партийную политграмоту большевистские лидеры
стремились ввести в практику идеологическую опеку старых членов партии над
молодыми. Резолюция Х съезда РКП (б) предписывала: «Все вновь поступившие члены
должны быть разбиты на небольшие кружки и распределены для обработки между
всеми ответственными работниками. Каждый старый коммунист должен нести личную
ответственность перед партией за воспитание порученной ему группы молодых
коммунистов».[19] Соответственно агитпропотдел
Петроградского губкома принял решение к каждому партийцу с дооктябрьским стажем
прикреплять 10 человек, вступивших в РКП (б) в
Для пропагандистской работы в сельской местности партийные комитеты
посылали агитаторов из города. Еще VIII съезд в
Для обеспечения пропагандистской работы в провинции большевики
проводили регулярные мобилизации соответствующих кадров. ХII съезд предписывал: «Необходимо
систематически развивать уже практикующиеся командировки квалифицированных
лекторов из Москвы в провинцию, а также из областных и губернских центров в
уезды и волости с целью обслуживания потребностей массовой пропаганды».[24] На
местах эти установки мало-помалу действительно претворялись в жизнь. Так, например,
8 августа
Сельским коммунистам рекомендовалось активно заниматься
самообразованием. В Циркуляре ЦК РКП (б) от 17 августа
Более высокой ступенькой в системе политучебы являлись партийные школы
и школы политграмоты, основной задачей которых было обучение рабочих и крестьян
элементарным марксистским политическим знаниям. В них обучались как члены РКП
(б), так и беспартийные. Агитпроп ЦК в «Положении о городских вечерних школах
политграмоты» определил, что главная задача таких учреждений – помочь
курсантам, осознать сущность и закономерность политического и хозяйственного
строя Советской России, во-вторых, получить представление о путях развития от
советского строя к коммунизму.[28]
Школы политграмоты стали открываться в массовом количестве с осени
В августе
Низшая партшкола имела обычно продолжительность курса 44 - 48 часов, то есть 2 – 3 месяца. Занятия проходили в нерабочее время от 1 до 3 раз в неделю. Программа предусматривала 2 вводные лекции о происхождении земли и человека, курс по политической экономии, истории РКП (б), коммунистической теории, Конституции РСФСР, материал по Новой экономической политике. Для партшкол была разработана подробная система ведения документации и отчетности. В частности анкета ежемесячного отчета включала 15 вопросов относительно всех сторон жизни школы.[30]
К сентябрю
Существовали аналогичные учебные заведения и в системе Российского
коммунистического союза молодежи (РКСМ). В целом по стране в системе
политобразования к концу
В Петрограде теми или иными формами политучебы низшего звена к концу
Работник Главполитпросвета С.Невельсон, занимавшийся непосредственно политшколами, писал: «В школу политграмоты рабочая масса, как партийная, так и беспартийная, жаждущая получить знания, запишется, а после 3-4 занятий и глаз не кажет».[40]
Такую ситуацию связывали с целым рядом причин, в частности, с отсутствием в программе политшкол общеобразовательных предметов, которые действительно хотели бы, как правило, изучать учащиеся вместо большевистской схоластики в виде противоречий капитализма, прелестей коммунизма и формулировок Программы РКП (б). Невельсон по этому поводу писал: «Слушатели политшкол, не имеющие общеобразовательной подготовки, обречены на механическое заучивание положений, развиваемых программой. ...Школы политграмоты не удовлетворяют членов партии и беспартийных слушателей своей оторванностью от общего образования».[41] Нередко на уроках раздавались требования учащихся к преподавателю: учите нас тому, чему господа в гимназиях обучались! Однако это расходилось с позицией официальной большевистской пропаганды. Кроме «Азбуки коммунизма» в политшколах чаще всего использовались «Начальный курс политической экономии в вопросах и ответах» А.А. Богданова, его же «Краткий курс экономической науки», ряд брошюр Ленина, в частности «О продналоге», «Книга по политграмоте» Коваленко, «Основные моменты истории нашей партии» Бубнова и др.
Также проблематичным был подбор преподавательских кадров в политшколах. Специальных лекторов здесь не было, практически все привлекались в порядке партийной дисциплины по совместительству с управленческими партийными и советскими должностями. Подготовка таких кадров была слабая и не случайно, что часто они были способны лишь читать или пересказывать большевистский официоз.
Проблему слабой посещаемости политзанятий партийные комитеты пытались решать несколькими путями: во-первых, руководителям политшкол ставилась задача находить действительно интересовавшихся политикой людей, а не записывать всех подряд; во-вторых, за счет улучшения преподавательского состава школ; в-третьих, партячейкам предписывалось усилить требовательность к своим членам в вопросах политучебы.[42]
В апреле
3
Чему же конкретно учили на уроках политграмоты? Выше упоминалась «Азбука коммунизма» и говорилось о том, что ее чтение было одной из неприятных обязанностей обучающихся. Однако, учитывая ленинскую высокую оценку этой книги, а также то обстоятельство, что в 1920-ых годах она оставалась одним из самых общеупотребительных учебных пособий в системе политучебы всех уровней, да и все другие учебники содержали практически те же самые положения, уместным будет привести ряд основных тезисов из этой работы. После этого станет хорошо видно, чему же обучали большевики народ, а также выявится убедительное доказательство того, что никакой НЭП ни на йоту не поколебал их основные взгляды на пути развитие человеческого общества. Кроме того «Азбука коммунизма» представляет интерес еще и потому, что фактически это был первый учебник по так называемому впоследствии научному коммунизму, и самое интересное заключается в том, что далее в советских вузовских учебных пособиях по марксизму-ленинизму все основные положения этого их предшественника остались практически неизменными, несмотря на то, что его авторы были объявлены изменниками и расстреляны в 1937 и 1938 гг.
В предисловии книги указывалось, что «Азбука коммунизма» должна быть первоначальным учебником коммунистической грамоты. «На нашу «Азбуку» мы смотрим как на элементарный курс, который нужно проходить в партийных школах»,[45] - писали авторы учебника.
В главе «Капиталистический строй» обосновывалась его полная обреченность и неизбежность замены социализмом. Вот ряд приведенных там аргументов и выводов. «Простое товарное хозяйство таит в себе зародыш разорения одних и обогащение других». Основные противоречия капитализма таковы. Здесь нет организованного производства и распределения продукта, а есть анархия производства, что проявляется в кризисах, конкуренции, войнах. Классы находятся постоянной, непримиримой, непрекращающейся вражде, или классовой войне. «Бедствия рабочего класса растут и растут вместе с развитием техники, которая при капитализме приносит вместо пользы для всех увеличение прибыли для капитала, безработицу и разорение для многих рабочих». Капиталистов становится все меньше, крупные пожирают мелких. Конкуренция с развитием капитализма по числу соперников уменьшается, но становится все жестче и разрушительнее. Налицо все большая концентрация капитала и производства, обострение классовых противоречий. Всему виной – частная собственность на средства производства и отсутствие плановой экономики. Противоречия нарастают и разрешаются пролетарской революцией. «Развитие капитализма не только создает врагов капитализма и не только ведет к коммунистической революции, но и создает еще экономическую основу для осуществления коммунистического строя»,[46] - делали вывод авторы учебника.
А что это такое – коммунистический строй? Давался ответ: «Отличительными чертами коммунистического способа производства должны быть следующие признаки: 1. Это должно быть общество организованное: оно не должно иметь анархии производства, конкуренции частных предпринимателей, войн, кризисов. 2. Это должно быть общество бесклассовое, оно не должно состоять из вечно враждующих друг с другом половин, оно не должно быть обществом, где один класс эксплуатируется другим классом».
Как этого добиться? Авторы излагали центральное экономическое положение коммунистической доктрины следующим образом: «В основе коммунистического общества должна лежать общественная собственность на средства производства и обращения. Это значит, что машины, аппараты, паровозы, пароходы, фабричные здания, склады, элеваторы, рудники, телеграф и телефон, земля и рабочий скот – все это находится в распоряжении общества. Не отдельный капиталист, не союз отдельных богатых лиц владеет этими средствами, а все общество целиком...Даже не один класс является владельцем, а все люди, которые составляют общество....При таком условии общество превращается в громадную трудовую товарищескую артель».[47]
В книге также подчеркивалось, что в коммунистическом обществе нет конкуренции, нет рынка, а все народное хозяйство является одной громадной мастерской, которая работает по общему единому плану. «Коммунистический способ производства предполагает не производство на рынок, а производство для собственного потребления. Только здесь производит на самого себя не отдельный хозяин, не отдельный крестьянин, а вся эта громадная артель. Значит, здесь нет товаров, а есть только продукты. Эти производственные продукты не обмениваются друг на друга, их не покупают и не продают. Они просто поступают на общественные склады, а потом их берут те, кому они нужны. Стало быть, и денег здесь не нужно будет».[48]
Но не станут ли тогда многие злоупотреблять и работать мало, а брать продуктов много? Бухарин и Преображенский этим не смущались, а писали, что на первых порах, может быть в течение нескольких десятков лет придется применять определенные правила распределения, например, когда «продукты получаются только теми, у кого есть отметки в трудовой книжке или кто предъявил трудовой талон». Впоследствии же, по мнению большевиков, этого не понадобится, так как «всякого продукта будет очень много ... и можно будет каждому предоставить брать, сколько ему будет нужно».[49] То есть сначала будет действовать принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», а затем – «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
А если кто-то все-таки захочет взять побольше и продать подороже тому, у кого этого продукта не оказалось? «Азбука коммунизма» отвечает: «Продать излишек тоже нет интереса: ведь каждый и так может взять, да и деньги тогда не будут цениться. ...Всего будет в изобилии».[50]
А как же тогда быть с тем, что все люди имеют очень разные способности, образование, квалификацию и соответственно, будут занимать не одинаковое положение в этой единой фабрике, а, следовательно, неравенство будет сохраняться и развиваться? Вот как отвечала на этот вопрос «Азбука коммунизма»: «Товарищеский характер коммунистического производства появляется и во всех подробностях организации этого производства. При коммунизме, например, не будет постоянных управляющих заводами или лиц, всю свою жизнь занимающихся одним и тем же трудом. ... Тут все люди получили разностороннее образование и знакомы с разными производствами: сегодня я управляю, подсчитывая, сколько нужно произвести на следующий месяц валяных сапог или французских булок; завтра я работаю на мыловаренном заводе, через неделю – может быть на общественных парниках, а еще через три дня – на электрической станции».[51]
Соответственно, с ликвидацией частной собственности и капиталистов уничтожается и эксплуатация человека человеком, деление общества на классы. «Но если не будет классов, - писали авторы первого учебника по научному коммунизму, - то это значит, что в нем не будет также никакого государства. ... Оно не нужно здесь, так как нет классовой борьбы, некого держать в узде и некому это делать».[52]
Однако кто же тогда здесь следит за порядком, да и вообще – планирует производство и распределение, управляет, одним словом? «Азбука коммунизма» указывала: «Главное руководство будет лежать в разного рода счетных конторах или статистических бюро. Там будет изо дня в день вестись учет всему производству и его потребностям, будет указываться также, куда нужно добавить рабочие руки, откуда убавить, сколько работать. И так как все будут с детства привычны к общему труду и понимать, что он нужен и что жить всего легче, когда все идет по рассчитанному плану, как по маслу, то все и работают, смотря по указаниям этих вычислительных бюро. Тут не нужно особых министров, полиции, тюрем, законов, декретов – ничего. Как в оркестре все смотрят на дирижерскую палочку и действуют, так и тут будут смотреть на расчетные таблицы и соответственно этому вести работу. Значит, тут никакого государства и нет. ... К тому же в этих счетных бюро будут сегодня одни, а завтра – другие лица. Бюрократия, постоянное чиновничество исчезнут. Государство отомрет».[53]
Неужели можно серьезно верить в то, что люди так сильно изменятся, хотя бы даже в отдаленном будущем? Ответ был весьма оптимистичным: «Разумеется, так будет в развитом, окрепшем коммунистическом обществе, после полной и окончательной победы пролетариата. ...Рабочему классу придется долго бороться со своими врагами, потом со всеми остатками прошлого: лодырничаньем, расхлябанностью, преступностью, барством, которые долго придется выколачивать. Поэтому пройдет смена двух-трех поколений, выросших при совсем новых условиях, пока исчезнет необходимость в законах и наказаниях, в подавлении рабочим государством всяких остатков капиталистической старины. ...Через десяток-другой лет будет совсем иная земля, иные люди, иные нравы».[54]
Но все-таки вследствие чего же так увеличится производительность труда, что наступит изобилие продуктов? За счет чего разовьются производительные силы, если не будет ни материальной заинтересованности, ни эксплуатации, ни нужды, ни каких-то других реальных стимулов работать, а не прохлаждаться? «Во-первых, освободится громадное количество человеческой энергии, которое идет на классовую борьбу. ... Во-вторых, сохраняются силы и средства, которые разрушаются или тратятся при конкуренции, кризисах, войнах. ... В-третьих, организованность и целесообразный план не только предохраняют от лишних трат (тут сказывается то, что крупное производство всегда сберегает), но и позволяют улучшить всю постановку дела с технической стороны: производство будет вестись на самых крупных заводах, при помощи самых лучших технических средств. ... Технические изобретения при коммунизме тоже двинутся вперед: ведь у всех будет хорошее образование и те, кто при капитализме гибнет от нужды, будут иметь полную возможность развернуть свои способности. В коммунистическом обществе исчезнет также паразитизм, то есть существование людей-паразитов, которые ничего не делают и живут за счет других. То, что в капиталистическом обществе прокучивалось, проедалось, пропивалось капиталистами, будет идти в коммунистическом обществе на производительные нужды. Капиталисты, их лакеи и дворян, попы, проститутки и т.д. исчезнут и все члены общества будут заняты производительным трудом. Человечество начнет здесь впервые вести действительно разумную, а не зверскую жизнь».[55]
Таковы были основные положения «Азбуки» по поводу капитализма и коммунизма. Далее в течении почти 70-ти лет они служили незыблемой базой для гуманитарного образования советского человека. Можно ли было называть такое образование лучшим в мире, как это делали все время в СССР? Вопрос риторический. Но весь цивилизованный мир никак не мог воспринимать его всерьез.
4
Среднее звено системы партийного образования представляло собой
советско-партийные школы I
и II ступени и в
меньшей мере приближавшиеся к ним по программе марксистские кружки углубленного
типа. В первые послереволюционные годы сеть данных школ строилась достаточно
стихийно, без единого учета и руководства. Если к концу
Х Съезд РКП (б) дал директиву упорядочить этот процесс и «в каждом
губернском городе иметь хорошо поставленную совпартшколу с двумя-тремя
выпусками в год и не менее чем в половине уездов республики организовать
уездные совпартшколы по сокращенной программе».[57] При
этом выпускникам совпартшкол придавалось действительно важнейшее значение. По
сути, это создавался новый дворянский корпус: гвардия, бюрократия и опора
большевистского режима. Резолюция I Всероссийского съезда совпартшкол (декабрь
Наряду с этим из недр Главполитпросвета вышел и важнейший для всей системы советского образования тезис об универсальном значении опыта совпартшколы, которая призвана «выковывать в себе методы наипростейшего, приспособленного к взрослой рабоче-крестьянской аудитории усвоения людьми производственного труда основ марксизма», и что она «становится лабораторией по выработке наилучших методов марксистского просвещения трудящихся».[61] Эта идея была узаконена в резолюции ХII съезда РКП (б), которая указывала: «Все ценнейшие достижения совпартшкол, комуниверситетов и военно-политических школ в области методов учебной работы со взрослой рабоче-крестьянской аудиторией должны стать общим достоянием всех школ для взрослых»[62].
Совпартшколы I
ступени являлись учебными заведениями для партийных и советских работников
уездного уровня. Они имели обычно срок очного обучения от 3-х до 6-ти месяцев с
отрывом от производства. Сюда принимались лица преимущественно физического
труда или имеющие опыт советской, партийной либо профсоюзной работы, не моложе
18 лет.[63]
Набор проходил по разверстке. Если после этого оставались свободные места, была
возможна принудительная мобилизация членов партии или РКСМ. Курсанты получали
обмундирование и паек, но их семьи никак не обеспечивались.[64]
Школы имели два уклона – промышленно-рабочий и земледельческо-крестьянский. Для
выпускников совпартшкол I
ступени необходимо было уметь писать и читать, а также ориентироваться в вопросах
пролетарской революции.[65] В
Северо-Западном регионе в
Совпартшколы II ступени готовили партийных работников уездного и частично губернского уровня и имели срок обучения 1 год. На Северо-Западе действовала 1 такая школа в Петрограде. В совпартшколу II ступени принимались, как правило, лица пролетарского происхождения, не моложе 20 лет. Здесь 6 месяцев изучали теорию и 3 месяца специализировались на одном из отделений: экономическом, административно-правовом, политико-просветительном, партийном, лекторском. Для выпускника необходимо было уметь писать, бегло читать, излагать устно прочитанное, производить арифметические действия над целыми числами в пределах трехзначных.[67]
Относительно методов построения программы в совпартшколах некоторое время велась дискуссия, главным образом по поводу общеобразовательных предметов. Одним из стойких противников насыщения ими программ совпартшкол была Крупская. Как основное требование к методике партийной учебы она выдвигала принцип «отсутствия перегрузки». Крупская иронизировала, что есть много интересного, чем можно было бы занять курсантов - от пчеловодства до изучения этики Канта и в буржуазных странах так и делается в народных университетах, чтобы отвлечь рабочих от политической борьбы. Однако, с ее точки зрения, важнее всего для советского работника было «заложить фундамент коммунистического миросозерцания». «Под этим углом надо пересмотреть не только состав предметов, но и содержание каждого предмета, каждой дисциплины, выбрасывая все то, что имеет чисто академический характер», - указывала председатель Главполитпросвета. - То же надо сделать и в отношении так называемых общеобразовательных предметов. Введение их необходимо лишь в той мере, поскольку это необходимо для [партийной и советской] работы .... Нецелесообразно раздувать общеобразовательную часть, введя курс литературы, увеличивая до громадных размеров курс математики и т.д.». [68]
Особенно Крупская протестовала против
литературы, истории, философии и других гуманитарных общеобразовательных
предметов. В одной из своих статей она вспоминала, что в 1917 – 1919 годах
существовали неконтролируемые большевиками частные народные университеты,
привлекавшие многочисленных слушателей. Далее Крупская возмущалась: «Курс этих
заведений был весьма неопределенным. Помнится, например, в витебском «народном
университете» одному Пушкину было посвящено 12 лекций ... Там обычно
преподавали профессора или учителя средней школы, лекторы – люди весьма чуждые и прямо враждебные
Советской власти.... Программы пестрили «историями общественной мысли», «общими
теориями права», «философскими пропедевтиками» и т.д.». Крупская с
удовлетворением заключала, что по мере обострения Гражданской войны эти
народные университеты отмирали и на смену им пришли в 1920 г. совпартшколы.[69] В
целом она предписывала в своих указаниях «ограничиться необходимым минимумом,
дабы не упустить из виду основной задачи совпартшкол... и помнить всегда о
вспомогательной роли общеобразовательных курсов в совпартшколах».[70] (Также
по инициативе Крупской в резолюции ХI партконференции (декабрь
Вторая задача, согласно указаниям Крупской, заключалась в том, чтобы обнажить перед курсантами нити, связывающие сообщаемые знания с современностью. «Революционные переживания курсантов повышают чрезвычайно их интерес к занятиям, их внимание, укрепляют их волю. ....Надо брать эмоцию за исходный пункт, показывать как, в какой мере предлагаемый курсанту материал связан с современностью, с практической деятельностью»,[72] - писала Крупская.
И третья задача состояла в том, что изучаемый материал должен даваться в организованном виде. «Это значит, что мы должны давать факты в известной перспективе, расклассифицированными по известной системе», то есть в соответствии с диалектическим и историческим материализмом. «Такой метод подхода должен усваивать себе всякий марксист и это во сто раз важнее, чем схоластические споры о том, как точнее определить, что такое стоимость», - указывала Крупская.[73] При этом она специально оговаривала, что нецелесообразно использовать такую методику, когда даются несколько точек зрения и предлагается оценить их в сравнении. Крупская также отмечала, что поскольку «у рабочего человека преобладают конкретные формы мышления», то и метод диалектического материализма, который предполагает любое явление рассматривать в конкретной обстановке и в развитии, им усваивается весьма хорошо.[74]
Что же касается лекционного метода, то его глава Главполитпросвета считала старопрофессорским, который следует дополнить семинарским. Крупская предлагала заимствовать американский опыт, в частности, «Долтоновский план», который предполагал четкую систему задач и учет их выполнения буквально посуточно.
В результате такого подхода программа совпартшколы включала в себя
очень непродолжительный по времени блок общеобразовательных предметов (русский
язык, арифметика, естествознание, география) и целый ряд обществоведческих
марксистских курсов: история России от 1861 до
Относительно преподавательского состава совпартшкол «Вестник агитации
и пропаганды» писал, что «для работы в партийно-советских школах не было, нет и
быть не может иных лекторов и преподавателей, кроме вышедших из рядов партии,
из ряда революционных рабочих и крестьян».[76] На
практике так было не всегда. Например, из 6 преподавателей Лужской Совпартшколы
4 имели университетское образование и лишь двое – партийное.[77] В
декабре
Проблему с кадрами удалось решить не сразу. В
В целом по стране партийный состав преподавателей на конец
По социальному положению данные были таковы. Групповоды - 25% из рабочих, 16% - из крестьян, 7% - из мелких служащих и 52% - из прочих. У обществоведов эти показатели были соответственно 7,5%, 7,5%, 5% и 80%. А общеобразовательные предметы находились в руках исключительно учителей бывших гимназий.[81] При этом показательно было то, что преподаватели коммунисты учились в свое время в основном на красноармейских курсах.
Однако проблемой было не только комплектование совпартшкол учителями, но и курсантами. Работник Главполитпросвета отмечал: «Нередко случалось, что организации присылали в принудительном порядке совершенно случайный элемент, лишь бы выполнить разверстку. Бывало, что в число командированных попадали сокращенные, оказавшиеся безработными по случаю сокращения штатов совучреждений, интересовавшиеся совпартшколой постольку, поскольку она давала им приют».[82]
В
Ниже приводятся возрастной, социальный и партийный состав курсантов в целом по России.[85]
Возрастной состав курсантов в %
|
I ступени |
II ступени |
До 18 лет |
45,5 |
30 |
19-21 |
33 |
38 |
22-24 |
13 |
17 |
25-30 |
6,5 |
11 |
31-35 |
1,2 |
3 |
Свыше 35 |
0,8 |
1 |
Социальный состав курсантов в %
|
I ступени |
II ступени |
Рабочие |
44 |
37 |
Крестьяне |
44 |
46 |
Служащие, интеллигенция |
12 |
17 |
Партийный состав курсантов в %
|
I ступени |
II ступени |
РКП |
20 |
32 |
Кандидат в РКП |
6 |
11 |
РКСМ |
42 |
36 |
Беспартийный |
32 |
21 |
В апреле
5
Высшим звеном партийного образования являлись коммунистические
университеты. В
По условиям приема на трехгодичный курс должны были приниматься исключительно рабочие и крестьяне, не моложе 20 лет, имеющие 2 года партстажа в РКП (б) и владеющие элементарными знаниями в области коммунистической теории.[88] На годичный курс – преимущественно рабочие и крестьяне, не моложе 18 лет, грамотные. Все курсанты должны были иметь рекомендации уездных парткомов. Набор осуществлялся по разверстке.[89]
На практике данные по социальному происхождению и уровню образования
принятых в
Программы комвузов включали в себя небольшой курс естествознания и общественные науки. Две трети учебного времени было отведено для теоретических занятий, и одна треть – для практической подготовки по избранной специальности. Выпускники комуниверситетов должны были уметь писать, бегло читать, письменно излагать свои мысли, производить арифметические действия над целыми числами и дробями, а также было «желательно знакомство с зачатками физической географии».[91] Общественным наукам курсанты учились по следующей литературе: «Краткий курс экономических наук» А.А.Богданова, «История в самом сжатом очерке» М.П.Покровского, «Основные моменты в истории нашей партии» А.С.Бубнова, «Государство и революция» Ленина, «Конституция РСФСР» П.И.Стучки, «Очерк истории социал-демократии в России» Н.Н.Батурина и др.
В декабре
В
Для подготовки научно-пропагандистских кадров в начале 20-ых годов был
создан ряд специальных учебных заведений. В феврале
В целом как видно из приведенных сведений о совпартшколах и комуниверситетов, это было даже не эрзац-образование, а полное отсутствие какого-либо образования вообще. Курсантов совпартшкол едва обучали письму, чтению и арифметическому счету. На этом общеобразовательная часть заканчивалась и остальное время шло простое начетническое натаскивание на схоластические марксистские схемы. Далее получивший такие знания человек отправлялся руководить, вершить суд и дело, решать вопросы, властвовать, делать советскую карьеру. Естественно, что эти недоучки строили затем страну по своему образу и подобию.
В последующие годы советского периода формы партийной учебы менялись, но оставалось заложенные Лениным принципы: монопольное положение одной идеологии, подчинение учебных учреждений системы политучебы парткомам, унификация программ и обязательное санкционирование их центральными партийными органами, размещение школ политграмоты низшего звена по предприятиям, стремление к обязательности посещения занятий каждым коммунистом и допустимость применения методов принуждения в этом, классовый подход в подборе учащихся. Такая система политучебы являлась одним из ярких проявлений складывавшегося коммунистического тоталитаризма и в то же время его важнейшей опорой.
6
Однако одной системе партийной учебы было бы не решить задачу массового перевода общественного сознания на основы марксизма-ленинизма. Большевики прекрасно понимали, что им необходимо превратить в надежного проводника своей идеологии всю систему народного образования. Старую дореволюционную школу, гимназию Ленин ненавидел какой-то просто непостижимой лютой ненавистью, несмотря на то, что сам он в свое время был очень успешным гимназистом, круглым отличником и более того, сыном инспектора и директора народных училищ, который беззаветно любил свою работу.
В
Однако Ленин считал, что при капитализме школа вся пропитана классовым
духом и здесь все поставлено так, чтобы
«дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих»,[96]
«покорных и расторопных слуг».[97]
Дореволюционные и зарубежные учебники он называл «старым буржуазным хламом».[98] Про
школьных преподавателей Ленин до революции любил писать жалостливые сентенции,
вроде того, что в стране наблюдается «самый бесшабашный, самый бесстыдный,
самый отвратительный произвол правительства в обращении с учителями».[99] Но
когда после Октября и принятия в сентябре
При этом Ленин поставил задачу «воспитать новую армию педагогического
учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее
идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы,
пропитать их духом коммунизма».[101] Резолюция
VIII съезда РКП (б) (
Ленин указывал, что «школа должна быть ... проводником принципов коммунизма». [103] «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали», которая «подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата...., выводится из интересов классовой борьбы пролетариата», - учил лидер большевиков. [104]
Нарком просвещения А.В.Луначарский увлеченно выводил новые диалектические образовательные формулы: «Только коммунистическая школа дает настоящее не классовое, общечеловеческое воспитание, и чем она более коммунистичная, более партийная, тем более она становится объективной, подлинно человеческой».[105]
На уровне начальной и средней
общеобразовательной школы большевикам многое удалось сделать в рамках своих
целей уже в донэповский период. Декретом от 9 ноября 1917 года была
организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась
разработкой основ строительства новой системы народного образования. Началось
разрушение старой школы. Управление начальными и средними учебными заведениями на
местах передавалось Советам. В январе 1918 года были ликвидированы учебные
округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ. 5 июня
30 сентября 1918 года был подписан декрет ВЦИК «Положение об единой трудовой школе РСФСР». Ликвидировались все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, латынь, ученическая форма. Само слово "учитель" отменялось, он становился "школьным работником" - шкрабом. Руководство школой осуществлялось теперь школьным советом, включающим всех "шкрабов", представителей учеников (с 12-летнего возраста), трудового населения и отдела народного образования.
В
Принятая в марте
В период Гражданской войны старая
система школьного образования была окончательно развалена. Вместо нее в начале
1920-ых годов возник некий конгломерат разнородных учебных заведений, как то:
школа первой ступени (по сути начальная), школа второй ступени, концентры
первой и второй ступени, школа рабочих подростков, фабзавуч, профтехшкола,
рабфак. В
В начале 20-ых годов большевики активизировали идейно-политическое
завоевание школы. В
В провинции учителя были во всем зависимы от местных властей. «Новые члены волисполкомов, - писал «Псковский набат», - признает необходимым держать под строгим контролем волисполкомов учительство, а также влить в него побольше людей из пролетарской и крестьянской среды».[110]
Школьные программы полностью переводились на коммунистическую
платформу, а с
Практически уже к середине 1920-ых годов начальная и средняя школы были в Советской России большевизированы и превращены в фабрики по производству марксистов, ленинцев и сталинцев. Школа стала важнейшим звеном коммунистической системы идеологической обработки населения. Закачивая вместе с букварем в человека коммунистические ценности и установки, тоталитаристское государство начинало писать свои очерки истории уже практически на чистом листе общественного сознания.
7
Сложнее шел процесс большевизации высшей школы. В
Введение в действие новых правил вызвало протест в вузах, кульминацией
которого стала забастовка профессоров Москвы, Петрограда, Казани и ряда других
городов в январе-феврале
В борьбе с оппозиционными преподавателями большевики активно
использовали тех работников вузов, которые согласились сотрудничать с Советской
властью. В мае
Левая профессура издавала некоторое время журнал «Красный студент»,
выступала с публичными пропагандистскими лекциями. 30 сентября
В целом влияние левых профессоров на преподавательскую и студенческую
среду в начале 20-ых годов было еще невелико. В марте
В студенческой среде большевики опирались прежде всего на рабфаковцев.
Рабочие факультеты при вузах стали создаваться с
П.Н.Милюков писал в «Последних новостях»: «Огромное большинство слушателей рабфаков – зарекомендованные коммунисты, люди, не приспособленные ни к каким занятиям, влекомые в рабфаки лишь ради привилегии и пайка или же специально посланные РКП. И вот все эти подчас полуграмотные, почти всегда грубые люди призваны властью играть роль жандармов в стенах высшей школы».[125]
Благодаря рабфакам социальный состав вузов постепенно менялся. В
По отношению к неугодным для партийных органов студентам применялись в том числе репрессивные меры. В 1921-22 учебном году бюро по работе со студенчеством при Петроградском губкоме дало с его согласия инструкцию вузовским комячейкам снять с продовольственного пайка антибольшевистски настроенных студентов, придав «этому снятию характер политической чистки студенчества».[128] В письме предписывалось формировать новые органы студенческого самоуправления по принципу обязательного большинства в них коммунистов.
В марте
В исследуемый период претерпели кардинальные изменения и вузовские программы обучения. В марте
В апреле
В целом было бы неправильно заключить, что уже в первые годы НЭПа высшая школа была полностью большевизирована. Однако в 1921 – 1923 гг. большевики приняли уже необходимые для ее подчинения законодательные акты, устранили наиболее влиятельных оппозиционных профессоров и студентов, захватили в свои руки органы самоуправления, стремительно пролетаризировали социальный состав студенчества через рабфаки. Старая российская высшая школа была уже полностью обречена на уничтожение. Важнейшей функцией новой системы высшего образования становилась идейно-политическая обработка студентов.
[1] Всероссийская перепись членов РКП (б). М., 1923. Вып. 4. С. 28-29.
[2] Леонова Л.С. Из истории
подготовки партийных кадров в советско-партийных школах и коммунистических
университетах. 1921 –
[3] КПСС в резолюциях... Изд. 7-е. Часть I. С. 595.
[4] Ярош Д.В. Исторический
опыт идейной закалки коммунистов. 1921 –
[5] Восьмая Всероссийская конференция РКП (б). С. 157.
[6] Там же. С. 196 - 197.
[7] Там же. С. 158.
[8] Десятый съезд РКП (б). С. 571.
[9] Известия ЦК РКП (б). 1922. № 1. С.43.
[10] Одиннадцатый съезд РКП (б). С. 600.
[11] КПСС в резолюциях...Изд. 7-е. Часть I. С. 673, 674.
[12] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 706.
[13] Там же.
[14] Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. Популярное объяснение программы РКП (б). 1921.
[15] Ленин В.И. VIII Всероссийский съезд Советов. Доклад ВЦИК и СНК о внешней и внутренней политике // ПСС. Т.42. С. 157.
[16] ЦГАОР, ф. 9550, оп.3, д.831, л.1.
[17] Справочник Петроградского агитатора. 1921. № 1. С. 23.
[18] КПСС в резолюциях...Т.2. С. 475.
[19] Десятый съезд РКП (б). С. 572.
[20] Справочник Петроградского агитатора. 1921. № 1. С. 24.
[21] Восьмой съезд РКП (б). С. 432.
[22] Десятый съезд РКП (б). С. 571.
[23] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 707.
[24] Там же. С. 709 – 710.
[25] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[26] Петроградская правда. 1922. 12 мая.
[27] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[28] Невельсон С. Итоги работы в области ликвидации
политической неграмотности // Задачи и организации совпартшкол. Сб. ст. под
ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[29] Правда. 1922. 31 января.
[30] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[31] Сборник материалов...Вып.5. С. 17.
[32] Сборник материалов...Вып.6. С.7-8.
[33] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[34] Лейкин А.Н. Указ.соч. С.149.
[35] Юный пролетарий. 1922. № 1-2.
[36] Идеи партии – в массы. С. 80.
[37] Справочник партийного работника. Вып.4. М., 1924. С.163.
[38] ЦГАИД, ф.16, оп.9, д.
[39] Сборник материалов...Вып. 5. С. 82.
[40] Невельсон С. Указ. соч. С. 97.
[41] Там же. С. 103.
[42] ЦГАИД, ф.16, оп.9, д.
[43] Бубнов А. Итоги и перспективы компросвещения. С. 13.
[44] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 709.
[45] Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. С. 5.
[46] Там же. С. 47.
[47] Там же. С. 49.
[48] Там же. С. 50.
[49] Там же. С. 51.
[50] Там же. С. 51.
[51] Там же. С. 49 – 50.
[52] Там же. С. 51 - 52.
[53] Там же. С. 52.
[54] Там же. С. 52.
[55] Там же. С. 53 – 54.
[56] Рындич А. Наша сеть // Задачи и организации
совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[57] Десятый съезд РКП (б). С. 572.
[58] Резолюция 1-го съезда совпартшкол // Задачи и
организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[59] Крупская. Методы преподавания в совпартшколах. //
Задачи и организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[60] Попов К. Совпартшкола в системе коммунистического
просвещения // Задачи и организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской.
Выпуск
[61] Там же. С. 5.
[62] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 708.
[63] Коммунистическое просвещение. 1923. № 2. С.156.
[64] Шарапов Ю.П. Указ. соч. С.55.
[65] Материалы к съезду совпартшкол // Задачи и
организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[66] Климов Ю.В. Указ.соч. С.88. Сборник материалов...Вып.3. С.10.
[67] Материалы к съезду совпартшкол // Задачи и
организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[68] Крупская Н. Методы преподавания в совпартшколах //
Задачи и организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[69] Крупская Н. Политико-просветительная работа. Сб. ст.
(1920 – 1923). М., 1924. С. 31.
[70] Крупская Н. Методы преподавания в совпартшколах.
С.12.
[71] КПСС в резолюциях...Изд. 7-е. Часть I. С. 597.
[72] Крупская Н. Методы преподавания в совпартшколах. С.13.
[73] Любопытно, что здесь Крупская отмахивалась как раз от
центрального вопроса всей истории экономической теории ХIХ и ХХ веков – как формируется ценность, или стоимость,
товаров. Именно от понимания правильного ответа на этот вопрос и создания в
обществе адекватных институтов зависит благополучие и здоровье той или иной
экономической системы. (См. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по
экономической теории. Социум. 2005.)
[74] Крупская Н. Методы преподавания в совпартшколах. С.14.
[75] Вестник агитации и пропаганды. 1921. № 11-12. С. 66.
[76] Вестник агитации и пропаганды. 1921. № 22-23. С. 33.
[77] Сборник материалов...Вып.4. С. 91.
[78] КПСС в резолюциях...Изд.7-е. Часть I. С. 596.
[79] Рындич А. Указ. соч. С. 82.
[80] Там же.
[81] Там же. С. 83.
[82] Там же. С. 85.
[83] Кротов Ф.Г. Указ. соч. С. 85.
[84] Сборник материалов...Вып. 4. С. 12.
[85] Рындич А. Указ. соч. С. 86.
[86] Бубнов А. Итоги и перспективы компросвещения. С. 13.
[87] ЦГАИД, ф.9, оп. 1, д.
[88] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[89] Там же. Л.3.
[90] ЦГАИД, ф.9, оп. 1, д.
[91] Материалы к съезду совпартшкол // Задачи и
организации совпартшкол. Сб. ст. под ред. Н.К.Крупской. Выпуск
[92] Бубнов А. Итоги и перспективы компросвещения. С. 13.
[93] КПСС в резолюциях...Т.3. С. 268.
[94] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[95] Цит. по: Геллер М. Некрич А. История России. Т. 1. С. 11 - 12.
[96] Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению // ПСС. Т.37. С.77.
[97] Ленин В.И. Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов // ПСС. Т.37 С.431.
[98] Ленин В.И. Заключительное слово по политическому отчету ЦК РКП (б) на ХI Съезде РКП (б) // ПСС. Т.45. С.119.
[99] Ленин В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения // ПСС. Т.23. С.129.
[100] Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения // ПСС. Т.39. С. 132.
[101]
Ленин В.И. Речь на всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных
отделов народного образования 3 ноября
[102] Восьмой съезд РКП (б). С. 433.
[103] Ленин В.И. Проект Программы РКП (б) // ПСС. Т.38. С.95.
[104] Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // ПСС. Т.41. С.309.
[105] Луначарский А.В. Основы просветительной политики
Советской власти. М., 1924. С. 6.
[106] Цит. по: Геллер М. Указ. соч. С. 64.
[107] Восьмой съезд РКП (б). С. 400.
[108] Луначарский А.В. Основы просветительной политики
Советской власти. С. 6.
[109] Известия ЦК РКП (б). 1921. № 34. с.10.
[110] Псковский набат. 1921. 25 сентября.
[111]
ЦГАИД, ф.16, оп. 9, д.
[112] Петроградская правда. 1925. 21 января.
[113] ЦГАИД. Ф.9. оп.1 д. 2380.
[114] Одиннадцатый съезд РКП (б). С. 94.
[115] Ленин В.И. О приеме в высшие учебные заведения РСФСР.
Проект постановления СНК //ПСС. Т.37. С. 34.
[116] Очерки истории идеологической деятельности КПСС. С. 202.
[117] Ленин В.И. Предисловие к книге И.И.Степанова "Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства" // ПСС. Т. 45. С. 52.
[118] Шилов Л.А. Группа петроградской левой профессуры (1921 – 1923) // Вестник ЛГУ. 1967. № 4. С. 31.
[119]
РЦХИДНИ. Ф.17, оп. 60, д.
[120] Клушин В.И. Первые ученые марксисты Петрограда. Л., 1971. С.79.
[121]
РЦХИДНИ. Ф.17, оп. 60, д.
[122] Там же. Л. 17.
[123] Лейкин А.Н. Указ. соч. С.163.
[124] Сборник материалов .... Вып. 4. С. 23.
[125] Последние новости. 1922. 22 января.
[126]
Сборник материалов...Вып.
[127] Цит. по: Шарапов Ю.П. Указ. соч. С.100.
[128] Сборник материалов ...Вып. 4. С. 24.
[129]
РЦХИДНИ. Ф.17, оп. 60, д.
[130] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 708.