-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей
Гурьев. Как закалялся агитпроп: Система государственной идеологической обработки населения в первые годы
НЭПа. Санкт-Петербург.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глава 6
Партия все
исправляет, назначает и строит
Мы идем – одно миллионноголовое тело,
и в каждом из нас – та смиренная радость,
какою,
вероятно, живут молекулы, атомы, фагоциты.
Евгений
Замятин, «Мы»
1
Для выполнения задач массированного
идеологического воздействия на население еще в донэповский период начал
формироваться специальный партийно-государственный аппарат, или система
органов, профессионально занимавшихся данной деятельностью. Однако это
произошло не сразу. До революции вся партия являлась как бы одним большим и
единым агитпропом. Активный представитель старой гвардии большевиков Григорий
Зиновьев по этому поводу говорил: "Чем были мы до
Однако
первоначально после Октябрьского переворота какого-то специально органа для
ведения агитационно-пропагандистской работы не существовало, и этими вопросами
занимался непосредственно секретариат Центрального комитета. Не было сначала и
никаких специальных подразделений по другим направлениям деятельности. VIII
съезд РКП (б) (март
Наряду с этим в июле
Параллельно
и даже опережающими темпами складывалась система политорганов в
Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В апреле 1918 года было создано
Всероссийское бюро военных комиссаров, на основе которого через год
сформировали Политический отдел Реввоенсовета Республики, а в мае
К
Стратегические и тактические директивы
этот отдел получал от высших партийных органов или непосредственно от лидеров
партии. В 1922 – 1923 гг. секретарем ЦК, курирующим в том числе агитпропотдел
был Валериан Куйбышев. Еще до своего назначения в
Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП (б) в 1920 – 1923 гг. возглавляли Р.П. Катонян, Л.С.Сосновский, А.С.Бубнов, С.И.Сырцов. В состав коллегии агитпропа входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК Коммунистического союза молодежи и др. Отдел имел подотделы: агитационный, пропагандистский, печати, издательский и нацменьшинств. Ему подчинялись агитпропотделы при губернских и уездных комитетах партии. Их оперативная деятельность включала в себя подбор идеологических кадров, составление и рассылку руководящих циркуляров партийным организациям, проведение съездов работников печати и культурно-просветительских учреждений, анализ деятельности редакций газет и др. Особенно важная роль отводилась подотделам пропаганды. Они занимались постановкой устной и печатной пропаганды, созданием сети партийных учебных заведений, осуществляли контроль за состоянием преподавания политграмоты во всех учебных заведениях.
При этом агитпропотделы комитетов РКП
(б) руководили работой государственных и общественных органов:
политико-просветительных комитетов при губернских и уездных отделах народного
образования (политпросветов), культотделов исполкомов советов, профсоюзов и др.
Наиболее важную роль среди них играли политпросветы со своим центральным
органом – Главным политико-просветительным комитетом республики при Народном
комиссариате просвещения. Главполитпросвет был учрежден как особый Главк
Наркомпроса Декретом Совнаркома, разработанным на основе указаний Ленина и
подписанным им 12 ноября
Целью этого органа было ведение
политико-воспитальной и культурно-просветительной работы среди населения.
Система политпросветов имела свою сеть клубов, библиотек, изб-читален,
советско-партийных школ, агитпунктов, школ политграмоты, пунктов по ликвидации
безграмотности, красных уголков и т.д. Первоначально Главполитпросвету были
подчинены также и политорганы армии и флота. Бессменным председателем Главного
политико-просветительного комитета на всем протяжении его десятилетнего
существования являлась супруга Ленина Надежда Крупская. На ответственные
должности в политпросветах на всех уровнях назначались, как правило, члены РКП
(б). В июне
В Северо-Западном регионе работой всех
партийных организаций руководило созданное в октябре
К началу
Другие
парторганизации региона в порядке убывания их численности располагались
следующим образом: Новгородская – 3663 чел., Псковская – 3331,
Корельско-Олонецкая – 2664, Череповецкая – 1692, Мурманская – 758. Во всех них,
особенно в
Характерной особенностью Северо-Запада было проживание здесь значительного количества представителей нерусских национальностей. Так в Петроградской губернии жили до 500 тысяч финнов, эстонцев, поляков, латышей, литовцев и др.[8] В Псковской парторганизации латыши составляли до 30% всего ее состава[9], в Новгородской губернии имелось около 35 тыс. латышей и эстонцев.[10] Такое положение влияло в некоторой степени на работу агиторганов. При подотделах национальных меньшинств существовали секции по некоторым национальностям, которые вели агитацию и пропаганду на местных языках.
2
Изначально в постановлении о
Главполитпросвете, которое было написано Лениным и принято на заседании
Политбюро ЦК РКП (б) 28 октября
В своем выступлении на Всероссийском
совещании политпросветов в ноябре
Важнейшим документом для становления всей большевистской системы идеологической обработки населения являлась резолюция Х съезда РКП (б) "О Главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии". Она выстраивала основные контуры этой машины и принципиально определяла отношения внутри ее подразделений, то есть между партийными агитпропотделами и советскими политпросветами, а также идеологическими органами в профсоюзных, комсомольских, военных и иных организациях. Прежде всего здесь закреплялась руководящая и направляющая роль партии в сфере всей идейно-политической работы советского государства. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК стоял на вершине этой пирамиды и управлял всей системой, согласно, директивам высших органов РКП (б). Главполитпросвет с его вертикалью объявлялся «прямым аппаратом партии в системе государственных органов». В свою очередь он объединял свою работу с комсомольской организацией, культурно-просветительными отделами профсоюзов, женотделами, политотделами РККА, другими организациями. Вся работа должна была осуществляться в соответствии с «общегосударственным планом».
Наряду с этим документ определял некоторые разграничения функций партийных и советских идеологических органов. В частности, в нем указывалось, что в основные функции агитотделов помимо работы внутри партии и вербовки новых ее членов входит руководство беспартийными конференциями, съездами, агитация на выборах в Советы и др. Политпросветам отводилась работа среди всей непартийной массы и всемерная помощь партийным органам в деле поднятия идейно-политического уровня коммунистов.
Также резолюция указывала: «Для успешного выполнения основной своей задачи – массовой коммунистической пропаганды и агитации – Главполитпросвет должен приобрести гибкость партийного аппарата, чуткость к запросам масс, подвижность, соединяя эти качества с систематичностью, точностью, быстротой и работой по известному плану. Кроме ударности снабжения работников Главполитпросвета и всех его аппаратов это может быть достигнуто лишь при переводе на политико-просветительную работу достаточного количества ответственных членов партии, имеющих достаточный опыт в агитационно-пропагандистской работе. Для достижения той же цели и во избежание создания кадра узких спецов политработы, оторванных от атмосферы общепартийной деятельности, необходим систематический перевод работников Главполитпросвета на общепартийную работу и возвращение их обратно при непременной замене выбывающих новыми кадрами из работников партийных организаций».[13]
Несколько позже было издано специальное Положение о взаимоотношениях агитпропотдела ЦК РКП (б) с Главполитпросветом, где детально прописывались данные вопросы и в частности указывалось, что руководство Главполитпросвета со стороны ЦК РКП (б) осуществляется непосредственно через члена ЦК, входящего в состав коллегии этой структуры, а также являвшегося ее членом заведующего агитпропотделом ЦК.
Партийному органу предписывалось намечать общий план агитационно-пропагандистских компаний, давать заключение после его детальной разработки в Главполитпросвете, участвовать во всех комиссиях по его реализации. Работа, имевшая чисто партийный характер, оставалась за агитпропом. В кадровой политике Положение допускало совмещение постов заведующего агитационным подотделом агитпропа ЦК и агитотделом Главполитпросвета, а также ряд других.
Крупская так поясняла общие взаимоотношения двух органов после получения уже некоторого практического опыта работы: «Главполитпросвет не является сам по себе политическим центром, вырабатывающем те или иные политические директивы. Он – простой исполнитель. Его дело – претворять данные партией директивы в жизнь, ориентируясь на широкие беспартийные массы, пропуская полученные директивы через горнило культурной работы. ... Задача агитпропа – давать общие директивы, следить за работой политпросветов, учитывать и контролировать ее, устанавливать общий план ее, воздействовать в определенном направлении на партячейки».[14]
Х съезд определил, что заведующий
агитотделом губкома должен быть, как правило, членом губкома. При этом
совместительство на постах главы агитотдела и политпросвета было «допустимо
лишь при полном недостатке сил».[15] Однако
с ноября
Таким образом в начале 1920-ых годов в Советской России в целом была создана единая централизованная система партийных и подчиненных им государственных агитационно-пропагандистских органов, охватывающих все уровни управления. При этом Х съезд предписал в течение года создать агитационно-пропагандистские отделы везде, где они еще не созданы – при всех губкомах, областкомах и крупных парткомах «с освобождением заведующих отделов от всех других регулярных работ». Женотделы и отделы по работе в деревне должны были включаться в общую систему агитотдела данной организации.[17]
Главной организационной чертой советского агитпропа была четкая централизация всей системы агитационно-пропагандистских органов. Соответственно была строго централизована и вся методическая работа. Резолюция ХII съезда РКП (б) предписывала: «Необходимо согласовать под единым партийным руководством программно-методическую работу всех руководящих коммунистическим просвещением органов партии, Наркомпроса, Красной Армии, профсоюзов и РКСМ, в центре и на местах, образовав для этого специальную научно-методическую комиссию при агитпропе ЦК».[18]
3
Для стиля работы аппарата данной
системы был характерен ряд специфических черт. Прежде всего к ним следует отнести
стремление вышестоящих органов максимально регламентировать работу нижестоящих.
Результатом этого было появление в недрах канцелярий огромного количества
циркуляров, инструкций, предписаний и других подобных документов. Вот один
показательный пример. 28 ноября
Другой чертой (или скорее продолжением
первой) стиля работы аппарата агиторганов было все большее усложнение системы
отчетности. В письме ЦК от 19 февраля
Совещание секретарей областных бюро,
обкомов и губкомов РКП (б) (декабрь
Помимо растущего бюрократизма еще одной чертой, характерной для деятельности большевистской агитационно-пропагандистской системы, было использование армейских методов работы: дисциплина, плановость, ударность, приказ, не подлежащий обсуждению, унификация и т.п. Председатель Главполитпросвета Крупская писала по этому поводу: "Когда Гражданская война стала подходить к концу, в политпросвет вошли громадные кадры военных работников, перенесшие в политпросветработу все методы работы на фронте. Самодеятельность населения, все формы углубленной работы были сведены на нет".[29] Однако и сама Крупская была совершенно не чужда военного влияния. Например, на ХIII съезде партии она указывала: "Изба-читальня – это ни какая-нибудь культурная организация, это боевая организация".[30]
Вообще в большевистской литературе того
времени идеологическую работу было широко принято называть «третьим фронтом»
вслед за первым – военным и вторым – хозяйственным, что являлось, безусловно,
очень симптоматичной чертой. В выступлениях идеологических работников той поры
постоянно использовалась военная фразеология. Например, Бубнов на совещании
агитпропов и политпросветов Северо-Западной области в апреле
Таким образом, в целом стиль работы аппарата большевистской агитационно-пропагандистской системы в начале НЭПа можно охарактеризовать как военно-бюрократический. При этом следует еще раз подчеркнуть, что в Советской России и затем в СССР коммунистическая партия полностью подчинила себе аппарат государства. В другом типично тоталитарном режиме – Германии 1933 – 1945 гг. - ситуация была иной. После прихода Гитлера к власти его Национал-социалистическая немецкая рабочая партия играла в государстве хоть и весомую, но все-таки подчиненную общей системе органов власти роль. Например, что касается агитационно-пропагандистской сферы, то здесь нацистами было создано специальное Министерство пропаганды с 32 местными отделениями, которое возглавил шеф бюро пропаганды НСДАП Йозеф Геббельс, совмещая эти посты. При этом именно Министерство стало центром всей идейно-политической работы нацистов, широко прославив самого Геббельса и методы его деятельности, очень схожие с теми, которые применяли и большевики.
Партийное бюро у нацистов тоже сохраняло некоторое значение, но поле его деятельности было более узким, именно партийным и к тому же оно не находилось на виду и не приковывало к себе столько внимания, сколько Министерство пропаганды. Как констатировали авторы одного из исследований, «центральное бюро пропаганды было всего лишь мелкой рыбешкой по сравнению с тем китом, которым стало Министерство пропаганды. И хотя оба учреждения существовали и работали бок о бок, именно Министерство стало всеохватывающим и общенациональным институтом в своей области».[32] Также в Германии было создано еще государственное Управление культуры, которое контролировало сферу литературы и искусства, диктуя здесь свою волю. При этом данное ведомство подчинялось Министерству пропаганды, а не партийным учреждениям. Кроме того некоторые идеологические функции выполняли и другие министерства и ведомства, например, Министерство иностранных дел в части работы с общественным мнением в других странах, Министерство по науке, образованию и воспитанию в вопросах идейного воспитания молодежи и т.д. В этом плане фашистское государство оставалось, как это ни противоестественно звучит, но все-таки формально, с позиций общественного устройства более цивилизованным, чем коммунистическое.
Итак, в начале 1920-ых годов в Советской России был создан специальный партийно-государственный аппарат идеологической обработки населения. Его миссией была забота о том, чтобы провозглашенная Лениным новая русская национальная идея – строительство коммунизма – стала делом каждого россиянина вне зависимости от того, нравится это ему или нет.
[1] Одиннадцатый съезд РКП (б). С. 419.
[2] Восьмой съезд РКП (б). С. 425.
[3] Доброхотов В.Я. Агитпропотдел ЦК в 1920 – 1921 гг. // Могучее оружие партии. Горький, 1970. С. 71.
[4] Известия ЦК РКП (б). 1921. № 36. С. 27.
[5] Зеленов М.В. Становление аппарата ЦК и института
секретаря ЦК РСДРП (б) - РКП(б) в 1917-1922 гг. http://www.opentextnn.ru/history/rushist/sovigu/libraries/?id=3060
[6] Ленинградская организация
КПСС в цифрах. 1917 –
[7] Климов Ю.Н. В суровые годы двадцатые. М., 1968. С.
15, 25, 27.
[8] Сборник материалов …Вып. 4. с. 17 – 19.
[9] Очерки истории Псковской организации КПСС. Л., 1971. С. 162.
[10] ЦГАИПД, ф. 9, оп. 1, д.
[11] Ленин В.И. Проект постановления Политбюро ЦК РКП (б) о Главполитпросвете // ПСС. Т. 41. С. 397.
[12] Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования // ПСС. Т. 41. С. 402 – 403.
[13] Десятый съезд РКП (б). С. 569 - 571.
[14] Крупская. Н.К. Политико-просветительная работа. Сб.
ст. (1920 – 1923). М., 1924. С. 7.
[15] Десятый съезд РКП (б). С. 573.
[16] Одиннадцатый съезд РКП (б). С. 603.
[17] Десятый съезд РКП (б). С. 572.
[18] Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. М., 1968. С. 709.
[19] РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 60,
д.
[20] Известия ЦК РКП (б). 1922. № 3. С. 18.
[21] Известия ЦК РКП (б). 1924. № 1. С. 55.
[22] Микоян А.И. Указ. соч. С. 255.
[23] Известия ЦК РКП (б). 1921. № 27. С. 5.
[24] Вестник агитации и пропаганды. 1921. № 16 – 17. С. 44.
[25] Правда. 1921. 10 сентября.
[26] Правда. 1921. 31 декабря.
[27] Известия ЦК РКП(б). 1922. № 6. С.20.
[28] Известия ЦК РКП (б). 1922. № 9. С. 25.
[29] РЦХИДНИ, ф. 12, оп.1, д.458, л.22.
[30] Цит. по: Андреева М.С.
Коммунистическая партия – организатор культурно-просветительной работы в СССР.
1917 –
[31] Бубнов А. Итоги и перспективы компросвещения. М., 1923. С. 25.
[32] Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону, 2000. С.94.