-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей
Гурьев. Как закалялся агитпроп: Система государственной идеологической обработки населения в первые годы
НЭПа. Санкт-Петербург.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глава 1
Мы ничему не
изменяем, ни от чего не отрекаемся!
Вы
вдумайтесь. Тем двум в раю – был предоставлен выбор:
или счастье без свободы – или свобода без
счастья, третьего не дано.
Они, олухи, выбрали свободу. И только мы
снова догадались, как вернуть счастье.
Евгений
Замятин, «Мы»
1
К концу 1920 года победа большевиков в
Гражданской войне стала фактом очевидным. Однако по признанию самого лидера
большевизма[1] и главы советского
правительства Владимира Ильича Ленина (Ульянова) положение в России определялось
наличием "целого ряда кризисов: и хозяйственного, и социального, и
политического".[2] Добыча
угля составила к
Современники характеризовали ситуацию в
России в крайне мрачных тонах. Побывавший в сентябре
При этом было ясно, что тяжесть положения заключалась не только в низких количественных показателях экономики страны, но, главное, в том, что устроенный большевиками новый общественный порядок – социализм, или коммунизм, не только не способен вывезти страну из кризиса, но как раз и является основной его причиной. Крестьяне, не имея возможности продавать продукты своего труда, сокращали запашку земли и поголовье скота. Национализированное и централизованное промышленное производство работало неэффективно и не имело стимулов к росту производительности труда. В торговле продовольствием, несмотря на обильные директивы Ленина расстреливать спекулянтов на месте, упорно развивался черный рынок, благодаря которому, собственно и выживало население.[5] Сильно распространилось хищение грузов с государственных складов и на транспорте. Характерным явлением стало непомерное разбухание советского бюрократического аппарата и соответственно, коррупция.
Русский философ Лев Шестов писал в
Интересно также привести свидетельство выдающегося русского мыслителя Владимира Вернадского, который писал в своем дневнике: «Наблюдая современную жизнь развала, поражаешься одной явной аномалии. На поверхности, у власти и во главе лиц действующих, говорящих, как будто дающих тон - не лучшие, а худшие. Все воры, грабители, убийцы и преступные элементы во всех течениях выступили на поверхность. Они разбавили идеологов и идейных деятелей. Это особенно ярко сказывается в большевистском стане и строе – но то же самое мы наблюдаем и в кругу добровольцев и примыкающих к ним кругов. И здесь теряются идейные, честные люди. Жизнь выдвинула на поверхность испорченный, гнилой шлак, и он тянет за собой среднюю массу».[8]
Социально-политическим проявлением
общего кризиса являлось мощное движение сопротивления политике властей. Осенью
1920 – зимой 1921 гг. по стране прокатилась волна крестьянских восстаний: в
Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Юго-Восточный крае, в Восточной и
Западной Сибири, в Карелии, в Средней Азии. При этом возникли целые крестьянские
армии: в конце
Поставленное на грань голодной смерти, сельское
население стало выдвигать антибольшевистские требования. Так, например, в мае
Нестор Махно еще в июне 1918 года встречался с Лениным и пытался объяснить ему отношение украинских крестьян к революции. Крестьянская масса, говорил Махно, видит в революции «средство избавления себя от гнета помещика и богатея-кулака, но и от слуги этих последних - власти политического и административного чиновника сверху». Махно писал в своих воспоминаниях: «Ленин переспрашивал меня три раза и все три раза удивлялся» тому, что лозунг «власть советов на местах» воспринят крестьянами не так, как имел в виду вождь Октября. Крестьяне полагали, что власть советов на местах - это «значит, что вся власть и во всем должна отождествляться непосредственно с сознанием и волей самих трудящихся». Ленин возразил на это: «Крестьянство из ваших местностей заражено анархизмом».[11]
В
Ситуация особо обострилась после Декрета
от 22 января
Однако последней каплей для Ленина
стало Кронштадское восстание, про которое он сказал на Десятом съезде РКП (б), собравшемся
в марте 1921 года, что оно опаснее для большевистской власти, чем Деникин,
Юденич и Колчак, вместе взятые. Моряки Кронштадта выступали с
антибольшевистскими лозунгами: «Вся власть советам, а не партиям», «Долой
контрреволюцию слева и справа», «Власть советов освободит трудовое крестьянство
от ига коммунистов». «Здесь, в Кронштадте, - говорилось в обращении восставших,
- заложен первый камень третьей революции... Эта новая революция всколыхнет и
трудовые массы Востока и Запада, являя пример нового социалистического
построения, противопоставленного казенному коммунистическому «творчеству»,
убеждая воочию зарубежные трудовые массы, что все творившееся у нас до сего
времени волею рабочих и крестьян, не было социализмом».[12]
Кронштадский мятеж был
подавлен, однако Ленин окончательно убедился, что хозяйственную политику
необходимо менять, иначе у власти не удержаться. Экономические лозунги недовольных
большевистским режимом выражались, прежде всего, в требовании отмены мер так
называемого военного коммунизма, в частности, упразднения государственной
монополии на торговлю хлебом и продовольственной разверстки с разрешением частной
торговли. В одной из листовок Петроградского комитета партии меньшевиков,
выпущенной в феврале
Аналогичные предложения вносились и на
уровне государственных органов власти. Так, на VIII Всероссийском съезде Советов
(декабрь
В начале марта крестьяне Панфиловской
волости, Грязевецкого уезда Вологодской области в письме «нашему уважаемому
вождю и великому гению тов. Ленину» сообщали: «В настоящее время у крестьян
нашей волости взято почти все: хлеб, скот, сено, сырье... В
В большевистской партии также, хотя и
эпизодически, звучали мнения о целесообразности изменения экономической
политики. Так, еще в феврале
Тем не менее большинством лидеров большевиков,
в том числе и Лениным, идея отхода от политики военного коммунизма на
протяжении
2
Что же в принципе представлял собой военный коммунизм? Являлся ли этот установленный Лениным в 1917 – 1920 гг. общественный строй вынужденной, в целом не свойственной для большевизма моделью или было все-таки построено то, что изначально и замышлялось в соответствии с марксистскими и ленинскими представлениями?
Напомним, что идея ликвидации частной
собственности и построения безрыночного хозяйства всегда являлась самым центральным
положением большевистской доктрины, взятой из «Манифеста коммунистической
партии» (
Капитализм с его господством частной собственности, рынком, торговлей, свободными ценами и конкуренцией Ленин всегда отвергал целиком и полностью. В частности, он писал по этому поводу: «Буржуазные писатели исписали и исписывают горы бумаги, воспевая конкуренцию, частную предприимчивость и прочие великолепные доблести и прелести капиталистов и капиталистического порядка. Социалистам ставили в вину нежелание понять значение этих доблестей и считаться с "натурой человека". А на самом деле капитализм давно заменил мелкое товарное самостоятельное производство, при котором конкуренция могла в сколько-нибудь широких размерах воспитывать предприимчивость, энергию, смелость почина, крупным и крупнейшим фабричным производством, акционерными предприятиями, синдикатами и другими монополиями. Конкуренция при таком капитализме означает неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии, смелого почина массы населения, гигантского большинства его, девяносто девяти сотых трудящихся, означает также замену соревнования финансовым мошенничеством, непотизмом, прислужничеством на верху социальной лестницы».[20]
По мнению Ленина, «старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб».[21]
Основоположник большевизма в своих работах так пояснял экономическую программу коммунистов: «Есть только одно средство положить конец эксплуатации труда капиталом, именно: уничтожить частную собственность на орудия труда, передать все фабрики, заводы, рудники, а также все крупные имения и т.п. в руки всего общества и вести общее социалистическое производство, направляемое самими рабочими. Продукты, производимые общим трудом, будут тогда идти в пользу самих трудящихся, а производимый ими излишек над их содержанием будет служить для удовлетворения потребностей самих рабочих, для полного развития всех их способностей и равноправного пользования всеми приобретениями науки и искусства».[22]
Также он уточнял: "Социализм требует уничтожения власти денег, власти капитала, уничтожения всей частной собственности на средства производства, уничтожения товарного хозяйства. Социализм требует, чтобы и земля, и фабрики перешли в руки всех трудящихся, организующих по общему плану крупное …производство".[23] Говоря о социальных отношениях в социалистической системе, буквально накануне Октябрьского переворота Ленин указывал: «Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного "синдиката". Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну. …. Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы».[24]
Сам конкретный механизм производства и распределения товаров при социализме Ленин в идеале описывал так: «Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответствующее количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал».[25]
Для этого, по мысли Ленина, нужно было всего лишь «организовать всенародный, миллионами и миллионами рабочих и крестьян добровольно, энергично, с революционным энтузиазмом поддерживаемый учет и контроль за количеством труда, за производством и распределением продуктов».[26] Также вождь мирового пролетариата утверждал, что «дело снабжения, распределения продуктов такое, что в нем разбирается каждый. Разбирается и человек, не мучившийся над книжкой».[27]
Ленин был убежден, что в перспективе человечеству не нужны будут никакие стимулы к труду и люди будут качественно работать просто по велению своего сердца: «Коммунистический труд …. есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».[28]
При этом Ленин вплоть до прихода к власти повторял вслед за Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, что государство как общественный институт после пролетарской революции должно в обозримом будущем отмереть. «Государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, классов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя»,[29] - пояснял Ленин и совершенно беззаботно указывал: «Какими этапами, путем каких практических мероприятий пойдет человечество к этой высшей цели, мы не знаем и знать не можем».[30]
Таким образом, из приведенных положений отчетливо видно, что взгляды Ленина изначально могут быть квалифицированы как не просто в высшей степени утопия, но еще и совершенно непродуманная социальная авантюра. В самом деле, разве можно серьезно относиться к картине, где средства производства фактически никому не принадлежат и ими распоряжаются в виде контроля и учета некие исполненные энтузиазмом рабочие, нимало в своей жизни не мучавшиеся над книжками, но зато все поголовно вооруженные? При этом ничего не продается и не покупается, а прямо с заводов и фабрик отправляется на некие склады, куда являются потребители с наганами и, предъявляя квитанции о том, что они где-то отработали столько-то часов, требуют выдачи того или иного продукта. Кто будет в этом обществе радеть о том или ином хозяйстве? Ведь хозяев-собственников никаких нет. Кто станет стремиться произвести продукт лучше и качественнее? Ведь никаких стимулов ни у кого к этому абсолютно не имеется. Как будет известно о том, сколько и каких продуктов нужно выпускать вообще? Как вообще можно будет определить издержки по производству продуктов и их ценность, чтобы хотя бы соотнести друг с другом вещи, выдаваемые со складов приходящей за ними толпе? Ведь никакого рынка с его балансом спроса и предложения, с его ценами, получающимися в зависимости от предпочтений потребителя, нет. Таких вопросов можно задавать множество – как будет видно далее, никаких внятных ответов на них у большевиков не было, кроме самых общих умозрительных рассуждений о загнивающем капитализме и грядущем, согласно открытым Марксом законам истории, изобильном социализме.
Более того, после прихода к власти
Ленин отчетливо увидел, что поддавшиеся на демагогию массы в то же время
устраивать свою жизнь по Марксу совершенно не желают и стремятся по большей
части к тому, чтобы от государственной собственности побольше урвать и поменьше
ей дать. Столь восторженно воспринимаемый Лениным революционный энтузиазм
пролетариата, как оказалось, начал явственно проявляться в реализации
поддерживаемого Лениным лозунга «грабь награбленное», в требованиях хлеба и
зрелищ, но отнюдь не в производственном прилежании. Как справедливо
формулировал крупнейший исследовать коммунизма философ Александр Зиновьев, «поднятие
производительности труда, на которое так рассчитывают идеологи коммунизма,
оказалось одной из самых трудных проблем коммунистического общества, которое
есть общество плохо работающих людей. Халтура, лень, обман, уклонение от труда
заражают здесь все общество».[31] Поэтому
очень быстро Ленин перешел на иной язык разговора с классом-гегемоном, дополняя
свои теоретические рассуждения вполне практическими мерами, которые затем и
стали определять лицо реального социализма: «Предприятия или деревенские
общины, которые не поддаются никаким призывам и требованиям относительно
восстановления самодисциплины и повышения производительности труда, будут
выдвигаться на черную доску… и будут либо переводиться в разряд больных
предприятий… либо в разряд штрафованных предприятий, которые подлежат закрытию
и участники которых должны быть преданы народному суду».[32] А в
резолюции VII съезда
РКП(б) (март
Другим методом, легко узнаваемым для советского человека эпохи «развитого социализма» наряду с административным нажимом стало «уговаривание» рабочих трудиться лучше. Например, в одной из телеграмм Ленин указывал: «Чтобы поднять торфодобывание, надо широко поставить пропаганду – листовки, брошюры, передвижные выставки, кинематографические снимки, издания учебников; ввести обязательный предмет в школах и в высших технических учебных заведениях о торфодобывании; составить учебники; ежегодно посылать экскурсию за границу».[34]
В целом же описанные выше общие
экономические воззрения Ленина как раз и получили свое воплощение на практике в
1917 – 1920 гг. Переход от капитализма (то есть строя, основанного на частной
собственности) к социализму (строю с общественной собственностью) начался
буквально в день большевистского переворота, почему он, собственно, и получил
историческое название Великая Октябрьская социалистическая революция. Декрет о
земле, принятый 26 октября
Декретом 14 декабря
А еще до этого, 14 ноября ВЦИК и СНК
издали Положение о рабочем
контроле, согласно которому владельцы и управляющие промышленных
предприятий отныне полностью подчинялись выборных общественным и государственным
органам во всех вопросах ведения хозяйственной деятельности. Сразу же после
этого началось и собственно огосударствливание, или национализация,
промышленности. В статье «Как организовать соревнование», написанной в декабре
Первой была национализирована уже 17
ноября
С весны
При этом, разумеется, переход
промышленных предприятий в руки государства потребовал и государственного
регулирования цен, централизованного снабжения ресурсами и сбыта продукции и
вообще перевода всех горизонтальных рыночных, или договорных, связей
предприятий в командно-административные, вертикальные. Поэтому в полном
соответствии о марксистскими и большевистскими представлениями о плановой
экономике, уже 2 декабря
Органичной мерой для воплощения программы большевиков была также и принудительная мобилизация населения на работы. Приняв принцип «кто не работает, тот не ест», строители коммунизма считали вполне необходимым сами распоряжаться всеми гражданами страны как рабочей силой, причем посылать того или иного человека на работу не туда, куда он хотел бы, а куда считали нужным новые руководители страны. В своей книге "Терроризм и коммунизм" Троцкий всячески обосновывал этот тезис, в частности, отмечая: "Необходимо раз навсегда уяснить себе, что самый принцип трудовой повинности столь же радикально и невозвратимо сменил принцип вольного найма, как социализация средств производства сменила капиталистическую собственность …. Проведение трудовой повинности немыслимо без применения … методов милитаризации труда". "Трудовая повинность …неизбежно входит в программу социалистической организации труда". "Репрессии для достижения хозяйственных целей есть необходимое орудие социалистической диктатуры".[42]
При этом впоследствии у авторов, например, Большой советской энциклопедии не было никаких сомнений в том, что «после победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований» и «национализация положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства».
Таким образом, национализация
промышленности, банковского дела и торговли, огосударствливание всего народного
хозяйства страны, централизация производства и натурализация распределения фабрично-заводской
и даже кустарной продукции, свертывание товарно-денежных отношений, запрещение
частной торговли, введение трудовой повинности, переход к бесплатности целого
ряда услуг (коммунальное хозяйство, транспорт и др.) – таковы были основные
меры, предпринимаемые большевиками после прихода к власти. Впоследствии их с
большой долей лукавства назвали «военным коммунизмом». Но они прямо
соответствовали коммунистической программе большевиков, так сказать, столбовой
дороге социализма. По свидетельству ближайшего тогда своего соратника Льва Троцкого,
Ленин в начале
Однако как надлежало быть
с сельским хозяйством? Ведь чтобы выполнить здесь изначальные теоретические
построения и, создав государственные крупные хозяйства, получать продукты
питания для распределения их между трудящимися, нужно было время. Большевики
решили этот вопрос все тем же коммунистически-административным путем. Правительственные
декреты, принятые в мае
Для конфискации хлеба были созданы
продотряды - целая армия из нескольких десятков тысяч человек, которую Ленин
называл «первым и величайшим шагом социалистической революции в деревне». Политика
принудительного государственного изъятия хлеба и другие коммунистические меры опирались
на поддержку комитетов бедноты, созданных Декретом от 11 июня
Вот что писали по этому поводу крестьяне левой эсерке Марии Спиридоновой: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли – не было достаточно семян. У нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии, у нас надел ¾ - ½ на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф. Мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится?».
В другом письме говорилось: «Велели нам красноармейцы разойтись. А мы собрались думать, что нам делать, как спастись от разорения. Мы все по закону сполна отвезли на станцию. А они опять приехали. Велели со сходов уйти. Мы их честно стали просить оставить нас. Обед им сготовили, все несем угощаем, что хотят - берут, даем без денег, не жалуемся. А они пообедали и начали нас всячески задирать. Одного красноармейца поколотили. Они нас пулеметом, огнем. Убитые повалились. И вот пошли мужики. Шли все 6 волостей стеной, на протяжении 25 верст, с плачем, воем жен, матерей, с причитанием, с вилами, железными лопатами, топорами. Шли на совет».
При этом во всех письмах сообщалась
крайняя жестокость большевистских комиссаров, с которой у крестьян отбиралось
продовольствие: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже
женские кофты на себя, дабы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так
наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика.
Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по нескольку недель не
ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у
мужиков – пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить».[46]
Тем
не менее даже уже после фактического окончания Гражданской войны, в декабре
Вместе с тем, в исторической литературе до сих пор нет единого мнения по тому, что же было все-таки первично: военный коммунизм или Гражданская война?[47] То есть был ли военный коммунизм обусловлен исключительно особыми условиями Гражданской войны или же, наоборот, коммунистические преобразования как раз и вызвали такой непримиримый антагонизм в обществе, что он вылился в столь кровавую национальную бойню?
Наверное, правильно будет констатировать, что здесь наличествовало определенное взаимное влияние и проникновение этих факторов. Однако если говорить о типе экономической модели, построенной большевиками в 1917 – 1920 гг., то со всей уверенностью следует признать, что это была именно большевистская, коммунистическая модель, которую создавали отнюдь не временно, а в соответствии с «Манифестом коммунистической партии», Программой РКП(б), Конституцией РСФСР и вообще всем большевистским мировоззрением. Крупнейший в России исследователь военного коммунизма и новой экономической политики, д.и.н. Ефим Гимпельсон в своей последней, итоговой книге сформулировал свой взгляд по этому поводу следующим образом: «На первом этапе советского государства, в годы Гражданской войны, обстоятельства войны способствовали реализации идеологических доктрин правящей партии, нашедших воплощение в политике военного коммунизма».[48]
Важно
отметить, что сам Ленин никогда не
подвергал сомнению принципиально социалистического, или истинно
коммунистического, марксистского, характера экономической системы России 1917 –
1920 гг. Описывая ее, он констатировал, что это был "непосредственный
переход к чисто социалистическим формам, к чисто социалистическому
распределению"[49],
попытка "штурмовым способом, то есть самым сокращенным, быстрым,
непосредственным перейти к социалистическим основам производства и
распределения"[50]. Также
он отмечал: "Свою строительскую, хозяйственную
работу, которую мы тогда выдвинули на первый план, мы рассматривали под одним
углом. Тогда предполагалось осуществление непосредственного
перехода к социализму без предварительного периода, приспособляющего старую экономику к экономике
социалистической. Мы предполагали, что, создав государственное производство и
государственное распределение, мы этим самым непосредственно вступили в другую, по сравнению с предыдущей,
экономическую систему производства и распределения».[51]
Характерно, что в своей речи на III Всероссийском съезде РКСМ Ленин так объяснял молодежи азы коммунизма через построенный им строй в Советской России: «Земля у нас считается общей собственностью. Ну а если из этой общей собственности я беру себе известный кусок, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишком хлеба спекулирую? ... Разве я тогда поступаю как коммунист? Нет, как эксплуататор, как собственник. С этим нужно вести борьбу. Если оставить так, то все скатится назад, к власти капиталистов, к власти буржуазии, как это бывало не раз в прежних революциях. И чтобы не дать снова восстановиться власти капиталистов и буржуазии, для этого нужно торгашества не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные лица не наживались на счет остальных, для этого нужно, чтобы трудящиеся сплотились с пролетариатом и составили коммунистическое общество».[52]
Проведя в жизнь коммунистические
мероприятия, большевики сначала совершенно не собирались далее отступать от построенной
экономической модели. Ленин ясно признавал: «В начале
Разумеется, впоследствии многие большевистские лидеры (включая самого Ленина) изображали дело так, что, говоря словами Троцкого, «вся эта политика военного коммунизма была нам навязана режимом блокированной крепости с дезорганизированным хозяйством и истощенными ресурсами». [55] Однако в таких оценках было гораздо больше не правды, а желания делать хорошую мину при плохой игре и как-то объяснять недоумевающей партии необходимость опять возрождать капитализм после того, как он был с такой неописуемой кровью уничтожен.
Ведь реализация мероприятий военного
коммунизма, как уже упоминалось, всегда сопровождалась пояснениями самого что
ни на есть идеологического, марксистского характера. Так, видный работник
советских профсоюзов А.Гольцман в сентябре
В октябре
В статье "На пути к коммунизму", опубликованной в "Вестнике агитации и пропаганды", декрет о бесплатном отпуске населению продовольствия связывался непосредственно с построением коммунистического общества: "Перед нами несомненно кусок будущего, реальное воплощение в жизнь мечты, в осуществление которой мы верили, но ни времени ее прихода, ни формы, которую она примет, не знали. Бесплатное получение от государства продуктов продовольствия является чисто социалистическим актом".[58]
Также и потом, уже оглядываясь назад, те большевики, кто был попроще и почестнее, признавали сущность военного коммунизма именно как программного, идейно-политического, а не непредвиденно военного фактора. Вот что разъяснял, например, крупнейший теоретик партии Николай Бухарин: «Раньше мы представляли дело так: мы захватываем власть, почти все захватываем в свои руки, сразу заводим плановое хозяйство и таким образом приходим к социализму».[59] В другом месте он говорил: "Мы не представляли себе всей относительности военно-коммунистической политики… Военный коммунизм мыслился нами как универсальная, всеобщая и, так сказать, "нормальная" форма экономической политики победившего пролетариата"[60].
Видный идеологический работник РКП (б) Л. Крицман пояснял: «Так называемый военный коммунизм – это первый грандиозный опыт пролетарско-натурального хозяйства, опыт первых шагов перехода к социализму. Он в основе своей отнюдь не являлся заблуждением лиц или класса. Это – хотя и не в чистом виде, а с известным извращением – предвосхищение будущего, прорыв этого будущего в настоящее».[61]
Также очень характерно высказывание одного из высокопоставленных хозяйственных работников, члена редакции «Торгово-промышленной газеты» Н.Муравьева: «Во время «военного коммунизма» жилось тяжко, постоянно мучил голод, даже мороженый картофель считался редким экзотическим фруктом. Но самый остов, самый костяк существовавшего в 1918-1920 годах строя был прекрасным, был действительно коммунистическим. Все было национализировано, частная собственность вытравлена, частный капитал уничтожен, значение денег сведено к нулю, а вместо торговли по капиталистическому образцу — в принципе равное для всех распределение. Мы осуществили строй, намеченный Марксом».[62]
И, наконец, признание члена партии с
Насколько большевики не собирались при
объявлении о замене продразверстки натуральным налогом отказываться от
бестоварного хозяйства в пользу рынка, наглядно показывает резолюция Х съезда (март
Нет никакого сомнения, что основными причинами, побудившими большевиков искать замену военному коммунизму, были отнюдь не его несоответствие большевизму, а острый социально-политический кризис в стране, невозможность далее удерживаться у власти в результате недовольства широких слоев населения социально-экономическим положением в стране. Самое интересное заключается в том, что уже тогда, в 1920 – 1921 гг. вполне можно было убедиться в совершенной ложности марксистских экономических воззрений по поводу ликвидации частной собственности и построения единого общественного планового хозяйства. Например, вот что было написано самими же большевиками про эпоху военного коммунизма в одном из сборников статей на экономические темы тех лет: «Централизация ... больше стесняла и создавала бюрократическую волокиту, чем облекала прохождение процесса своей стройностью и последовательностью. ... [Так, например,] орган, ведающий топливным снабжением, на деле только мешал отдельным фабрикам и заводам запастись топливом собственными силами, воспользоваться какой-нибудь партией угля, нефти ли дров, находившихся от них поблизости. То же и в других отраслях промышленного снабжения: при получении машин, оборудования, сырья и т.д. ... Централизм вылился в уродливый, мертвящий главкизм, учет – в бесконечную бюрократическую волокиту с ничтожными результатами».[65]
После таких признаний лидерам большевизма можно было бы смело прибивать на предприятие под названием «Российская коммунистическая партия (большевиков)» табличку с надписью «закрыто» и, признав правоту своих противников из любой модификации либерализма, честно удалиться на свалку истории, потому что вся гигантская кровь оказалась пролитой совершенно напрасно. Но не таковы были большевики. Готовый на все, чтобы только продолжить строить общество без помещиков и капиталистов, Ленин придумал новый хитроумный маневр – новую экономическую политику.
3
Впервые Ленин заявил о своей готовности
к некоторому, еще очень незначительному пересмотру экономической политики, в
речи на Московской конференции металлистов 4 февраля
Съезд проходил в Москве с 8 по 16 марта
Следует со всей очевидностью признать, что изначально эта мера родилась отнюдь не как некое радикальное изменение всей экономической политики, а как упорядочение сбора продовольствия с крестьян для снабжения остального населения. В резолюции совершенно ясно говорилось: «Сумма налога должна быть исчисляема так, чтобы покрыть минимальные необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения». То есть крестьянин должен был по минимуму накормить всех остальных бесплатно, без какой-то оплаты сдаваемых в счет налога продуктов. При этом в резолюции содержались призванные успокоить крестьян положения о том, что налог должен быть меньше взимаемой до сих пор разверстки (то есть забирать будут не все), а в дальнейшем он будет еще уменьшаться «по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства нормальным путем, то есть в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты». (Все тот же прямой продуктообмен вместо полноценной торговли). Налог взимался в виде процентного отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов и имел дифференцированный характер взимания, при этом старательным крестьянам, увеличивавшим площади засева и производительность хозяйств, обещались льготы. Закон о налоге предписывалось публиковать таким образом, чтобы «земледельцы еще до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств». Важной особенностью налогообложения являлось то, что сумма продуктов начислялась на сельские объединения (общества) и далее уже раскладывалась между хозяевами согласно общим нормам. То есть большевики сохранили дореволюционную круговую поруку в общине.
Основное новшество по сравнению с прежней ситуацией, когда торговля продовольствием была прямо запрещена, как и сокрытие вообще каких-то продуктов от продотрядов, заключалось в пункте 8, который гласил: «Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства». При этом совершенно в духе отчаянных попыток сохранить в целом общую коммунистическую модель экономики, резолюция съезда предупреждала: «Обмен допускается [только] в пределах местного хозяйственного оборота».[66] Но несмотря на все ограничения это означало ничто иное, как легализацию пусть и в неких очень стесненных формах, но столь ненавистной большевикам частной торговли. То есть - начало частичной реставрации товарно-денежных, или капиталистических, отношений после трех с половиной лет жесточайшей борьбы против них и их приверженцев.
28 марта
Удержать частную торговлю в рамках
какого-то явно искусственного и надуманного "местного оборота" и
"натурального обмена" большевикам не удалось практически с самого
начала. Голодное население стало интенсивно обмениваться всем, чем только можно,
поэтому, желая возглавить процесс, раз уж невозможно было его избежать, большевики
пошли дальше. Декрет СНК от 9 августа
Самым
продвинутым партийным документом по поводу нэповской модели экономики была
резолюция ХI Всероссийской партконференция (декабрь
Прежде всего никакого серьезного рынка не намечалось в крупной промышленности. Резолюция гласила: «Основной задачей при проведении всех этих мер должно быть всестороннее укрепление крупной промышленности, остающейся в непосредственном управлении государства и его органов. Развитие государственной крупной промышленности, как основы пролетарской диктатуры, требует сосредоточения на ней максимальной части общегосударственных ресурсов – сырьевых, продовольственных, топливных и денежных – с одной стороны, и такого планомерного распределения этих ресурсов, чтобы предприятиям, оставленным на государственном снабжении, была обеспечена беспрерывная производственная работа. За этими предприятиями должны быть обеспечены продовольственные и денежные фонды». Здесь сохранялся общегосударственный план, централизованное гарантированное бюджетирование, распределение продуктов и снабжение, то есть социализм. Декларируемый параллельно переход на хозяйственный расчет никакого рынка не создавал, поскольку ни конкуренции, ни свободного ценообразования, ни самостоятельности предприятий в такой модели не было.
Кроме того имели место: государственная монополия внешней торговли и «на некоторые продукты промышленности», определяющее участие государства во всех сколько-нибудь существенных акционерных компаниях, сохранение объединений однотипных или друг друга обслуживающих государственных предприятий, «незыблемое сохранение национализации земли», государственная «поддержка всеми возможными мерами маломощных крестьянских хозяйств (в первую очередь демобилизованных красноармейцев)», борьба с кулаками, «уменьшение зависимости рабочего снабжения от условий рынка» через «развитие и укрепление пролетарского земледелия», «энергичное участие всей партийной организации сверху донизу в сельскохозяйственной компании», государственная поддержка всем видам кооперации, передача нормирования денежной и натуральной заработной платы профсоюзам и участие их в выработке плановых заданий, заключении производственных договоров, выдвижении руководящих кадров и др. «Победа будет тем более решительной, чем более умело, систематично и планомерно будет пролетариат распоряжаться сосредоточенными в его руках – результат Октябрьской революции – огромными средствами производства», [71] - резюмировал документ, призванный «овладеть рынком». Но совершенно очевидно, что собственно рынка-то в этой модели почти и не было.
Нэповская схема представляла собой совокупность различных форм собственности с государственными крупными и средними промышленными предприятиями и единоличным крестьянским сельским хозяйством на государственной земле при жестком административном регулировании экономики и частичном, очень ограниченном использовании товарно-денежных отношений. Основными целями новой экономической политики были общий подъем экономики страны, укрепление в ней государственно-социалистического сектора и вытеснение им частного. Резолюция так и говорила: «Теперь борьба коммунистического и частного хозяйства переносится на экономическую почву, на рынок, где национализированная промышленность, сосредоточенная в руках рабочего государства, должна, применяясь к условиям рынка и методам состязания на нем, завоевать свое решительное господство».[72] То есть НЭП не только не был дееспособен как долговременная, самонастраивающаяся и развивающаяся рыночная экономика ввиду отсутствия практически всех необходимых для этого общественных институтов (частная собственность на крупные средства производства, конкуренция, свобода ценообразования, саморегулирование, предпринимательство, рыночное законодательство, независимые суд и пресса и т.д.), а даже совершенно для этого не предназначался. При этом в стране по отношению к частным предпринимателям (нэпманам) насаждалась атмосфера столь издевательская и нетерпимая, что ничего кроме криминала ждать от такого рынка было нельзя.
С известной натяжкой созданную в начале 1920-ых годов в Советской России хозяйственную модель можно назвать неким максимально радикальным вариантом государственного регулирования рыночной экономики, причем гораздо более радикальным и огосударствленным, чем экономика Германии во времена Гитлера. Сами большевики часто называли новый строй «государственным капитализмом» и много с видимым удовлетворением теоретизировали, что госкапитализм при власти буржуазии и при диктатуре пролетариата – это совершенно разные вещи. Однако, что самое важное, НЭП содержал в себе сильнейшее, антагонистическое, непримиримое противоречие между рыночной (точнее, частично рыночной) своей сущностью и плановым бестоварным характером ленинского казарменного социализма как остающейся целью. Он был абсолютно непродуктивен и обречен во всех отношениях. Как совершенно правильно сделал вывод Ефим Гимпельсон, «противоречия между нэповской экономикой и политической системой неизбежно должны были привести к тому, что случилось – отмене НЭПа», и «демонтаж шел не вследствие истощения его экономических ресурсов, как долгое время утверждала советская историография, а потому что движение по рыночному пути противоречило социалистической перспективе».[73] Также Гимпельсон справедливо утверждал: «Нэповская реформа – убедительное доказательство ограниченности возможностей коммунистической партии, запутавшейся в тенетах теории и практики «диктатуры пролетариата», монопольной своей власти и монопольной государственной собственности».[74]
Сам Ленин относился к частному
капиталу, допущенному теперь в созданный
им по его же плану «всенародный государственный синдикат» с величайшим отвращением
и не воспринимал его всерьез ни на йоту. В письме к наркому юстиции
Д.И.Курскому 20 февраля
При этом публично вопрос об основах и сущности НЭПа Ленин формулировал в свойственных для коммунизма неких абстрактных классовых категориях: "Если нет цветущей крупной промышленности, способной организоваться так, чтобы сразу удовлетворить продуктами крестьянство, никакого иного выхода для постепенного развития мощного союза рабочих и крестьян, кроме как путь торговли и постепенного поднятия земледелия и промышленности под руководством и контролем рабочего государства – никакого иного пути нет. …И только в этом и состоит основа и сущность нашей новой экономической политики".[77] То есть Ленин задумал НЭП как некую экономическую уступку со стороны коммунистического режима крестьянству и мелкому городскому предпринимателю, чтобы они могли выживать сами за счет своего труда и при этом кормить всю партийно-советскую бюрократию и поистине валяющий дурака на национализированных заводах и фабриках рабочий класс путем уплаты баснословных налогов (до 90% прибыли), а также через государственную и очень урезанную частную торговлю.
Тем не менее, несмотря на полный контроль большевиков над экономикой, многим казалось, что в России начинается реставрация капитализма и чуть ли не "старого режима", а ленинцы явно поспешили протрубить о своей победе в Гражданской войне, потребовавшей фактически развалить народное хозяйство и вообще пустить под нож полстраны. Так, например, бывший председатель Временного правительства Александр Керенский (считавший себя тоже социалистом) писал: "Господа большевики привели освобожденный от засилья буржуазии пролетариат и беднейшее крестьянство к разбитому корыту все того же капитализма".[78] Аналогичные мнения были в то время весьма распространены среди российской эмиграции и иностранных политических деятелей.
Однако Ленин не только выступал с категорическими опровержениями подобных взглядов, но и активно иронизировал над их носителями: "Ликуйте! Этим вы ублажаете себя. Нам это выгодно, если наш неприятель вместо деловой работы занимается самоублажением".[79] Соглашаясь, что "товарообмен и свобода торговли означает неминуемо появление капиталистов и капиталистических отношений",[80] он вместе с тем был совершенно убежден, что никакой реставрации нет и не будет. Гарантией этого Ленин считал обладание коммунистическим государством таких "командных высот" в экономике как крупная и средняя промышленность, транспорт, банковская система, внешняя торговля, земля. При этом в руках большевиков оставалась, разумеется, и монополия на государственный аппарат, карательные органы, идеологию, правовую и судебную систему.
Таким образом, НЭП отнюдь не означал
отказа большевиков от своих замыслов построения коммунистического общества по
схемам марксизма и Программы РКП(б), а лишь сбавлял темпы данного строительства,
несколько притормаживал и даже слегка сдавал назад опять к капитализму, допускаемому
в мизерных дозах, чтобы дать возможность населению немного наестся и
прибарахлиться. Ибо, как выяснилось, работать по-ленински, по-коммунистически
население России в тот период еще пока не желало. "Мы сейчас отступаем,
как бы отступаем назад, - говорил Ленин в ноябре
Таким образом, курс на реставрацию капитализма, хотя бы даже с неким человеческим лицом, Лениным полностью отвергался. Он не сомневался, что "экономической силы в руках пролетарского государства России совершенно достаточно для того, чтобы обеспечить переход к коммунизму".[83] Следует подчеркнуть, что очень модные в годы горбачевской перестройки и продолжающиеся до сих пор попытки представить ленинскую концепцию НЭПа как отход от прежних большевистских взглядов казарменного коммунизма и начало перехода Ленина к позициям некоего "рыночного социализма", "третьего пути", "народного капитализма" или иной модификации социал-демократической, а не коммунистической идеологии, являются совершенно необоснованными, попросту надуманными всевозможными «плакальщиками по социализму». На самом деле нигде мы не найдем у Ленина ни малейшего намека на то, что в связи с НЭПом необходимо задуматься об изменении или хотя бы даже корректировке Программы РКП (б) и всей парадигмы большевизма в целом. Напротив, и после введения НЭПа он продолжал неустанно и яростно бороться с любыми проявлениями некоммунистических взглядов, бичевать позиции лидеров оппортунистического, с его позиций, международного социал-демократического движения. Новую экономическую политику "мы проводим всерьез и надолго", говорил он, однако при этом не забывал добавить: "Но, конечно, … не навсегда".[84] Это ленинское "не навсегда" сразу же стало во всем восприятии партией НЭПа поистине центральным пунктом и незыблемым условием дальнейшего пути развития СССР.
Так, уже на ХII съезде в апреле
Все, что предполагалось Лениным использовать из арсенала рыночной экономики, должно было служить исключительно построению все того же коммунизма. "Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму; иначе вы не подойдете к коммунизму, иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей к коммунизму», [87] - говорил Ленин. То есть с ограниченным в пределах так называемой диктатуры пролетариата принципом личной заинтересованности – да, но отнюдь не как самоцелью, а для подведения этой массы именно к безрыночному коммунизму, и никак иначе.
Ленин, разумеется, никогда не
рассматривал нэповские производственные отношения как прообраз социализма или
вообще какого-то вполне благополучного общественного строя. Наоборот, даже в
своем последнем выступлении в ноябре
Относительно конкретных сроков окончания нэповского периода в партийных документах и ленинских высказываниях имелись вполне определенные прикидки. Резолюция Х партконференции говорит о "ряде лет".[93] Ленин в одном месте называет цифру в "10 – 20 лет"[94], в другом предполагает, что подобные сроки исчисляются "десятками лет"[95], в третьем пишет о "целой исторической эпохе", целой полосе культурного развития всей народной массы. Правда и тут, говоря о сроках в конкретном исчислении, Ленин предполагал, что "мы можем пройти на хороший конец эту эпоху в одно-два десятилетие".[96] То есть Сталин, сворачивая НЭП в самом конце 1920-ых годов, от линии и сроков, предначертанных Лениным, никуда и не отходил.
Не исключено, конечно, что в самом конце жизни, глубоко больной и отстраненный уже не только от руководства страной, но даже от чтения газет и диктовок писем, Ленин, как допускал в одной из своих статей начала 1990-ых годов Ефим Гимпельсон, «начал освобождаться от некоторых иллюзий». Однако это могло относиться лишь к вопросам быстрых темпов и простоты замены капитализма социализмом, являвшихся изначально неотъемлемой чертой взглядов основоположника большевизма. Гимпельсон не сомневался: «Все же в основополагающих вопросах Ленин так и остался на старых позициях: о «диктатуре пролетариата», «руководящей и направляющей роли» партии, о государстве, как властной силе, преобразующей общество, монополисте, владеющим основными средствами производства, о «классовом подходе» к решению вопросов экономики и политики».[97]
Представлять Ленина эволюционирующим к некоему меньшевистскому или эсеровскому социализму, не говоря уже о кадетском либерализме не только безосновательно, но просто совершенно абсурдно, применительно к этой исторической личности вообще. Ленин всю свою жизнь боролся именно и с марксистским оппортунизмом, и с немарксистским социализмом, и, разумеется, с антимарксистским либерализмом. Вся сущность ленинизма именно и состоит в его абсолютной непримиримости ко всякому учению с такими ценностями как частная собственность, рынок и буржуазные политические свободы, к любому иному взгляду на социализм, нежели марксистско-ленинский. Также и все практические действия Ленина в рамках его революционной стратегии и тактики были оправданными исключительно исходя из движения от товарно-денежного, рыночного строя к коммунистическому, безрыночному. Ленин всей своей жизнью поставил между собой и некоммунистической цивилизацией такую непроходимую стену, что никакого места в политическом спектре чуть правее, чем он занимал, лично для него уже абсолютно не оставалось. Можно ли представить себе Ленина, признающего, что исторически прав был не он, а Бернштейн, Плеханов, Каутский, Мартов, Чернов или даже Милюков и Струве? Никто, хоть сколько-нибудь систематически знакомый с ленинским наследием, не сможет этого сделать. Ленин своим колоссальным революционным фанатизмом и уверенностью в коммунизме поставил себя и свою партию просто вне цивилизации европейского типа и никакой другой ниши на земле, кроме коммунистической, для него уже просто объективно не существовало.
В этой связи очень характерно мнение одного из любимцев Ленина, отмеченного им в «Завещании», организатора индустриализации в СССР Георгия Пятакова, который утверждал в разговоре с бывшим меньшевиком Николаем Валентиновым (Вольским): «Старая теория, что власть пролетариата приходит лишь после накопления материальных условий и предпосылок заменена Лениным новой теорией. Пролетариат и его партия могут придти к власти без наличности этих предпосылок и уже потом создавать необходимую базу для социализма. ... Вот в этом растаптывании так называемых объективных предпосылок, в смелости не считаться с ними, в этом призыве к творящей воле, решающему и всеопределяющему фактору – весь Ленин. Никакого другого нет. Не отрицаю, что из идей, образующих НЭП, плюс некоторые идеи из последних, неудачных статей Ленина, можно с грехом пополам построить мировоззрение. Это будет уже не ленинское мировоззрение, пропитанное волею, а затхлое, реформистское».[98]
Как бы то ни было, но в рамках
исследуемой темы важно подчеркнуть следующее: к моменту ухода Ленина из
политической жизни страны идейно-теоретическая мысль большевистской партии не
подвергала ни малейшему сомнению правильность основных положений большевизма, Программы
РКП (б) и рассматривала НЭП как исключительно временный маневр. Все
многочисленные резолюции партийных форумов по самым различным вопросам (о
партийном строительстве, промышленности, профсоюзах, работе в деревне, пропаганде
и агитации, РККА, Коминтерне, внешней политике, национальных отношениях и др.) не
то что не упоминали ни о каких отказах от строительства коммунизма, а,
наоборот, в каждой своей строчке только о нем и говорили. "Важнейшей ролью
профессиональных союзов в Советской России остается их роль, как школы
коммунизма",[99] -
разъяснялось в резолюции Х съезда (
Никто из большевистского руководства,
разумеется, даже и не помышлял о необходимости изменения Конституции РСФСР, принятой
в
Второй после Ленина человек в партии в
1918 – 1923 гг. Лев Троцкий пояснял, что "НЭП – это вынужденная политика,
вызванная медленным темпом мировой революции"[104],
при этом уже на ХII
Съезде РКП (б) в марте
Ближайший соратник Ленина, член
Политбюро ЦК РКП (б), председатель Коммунистического Интернационала Григорий Зиновьев
уподоблял НЭП Брестскому миру или июльско-августовскому периоду
Один из наиболее активных сторонников НЭПа Николай Бухарин указывал: "Нам нужно такое развитие производительных сил нашей страны и такой хозяйственный подъем, которые сопровождались бы ростом социалистических форм и постоянным вытеснением и ослаблением форм капиталистических, враждебных социализму".[110] Смысл НЭПа он, как и все большевистские лидеры видел исключительно "в общей перспективе развития … народного хозяйства к коммунизму", а над могилой буржуазии очень надеялся спеть "вечную память".[111]
Самый «либеральный» большевик Анатолий Луначарский также совершенно не хотел никаких перемен в идеологии, твердо открещиваясь от всевозможных демократов: «Коммунисты зовут устраиваться в тех целях, чтобы Россия служила коммунистической идеей, а демократам нужно, чтобы Россия стала возможно крепкой полукулацкой Америкой. Наши цели расходятся».[112]
Супруга Ленина, председатель Главполитпросвета Надежда Крупская утверждала в журнале для агитационно-пропагандистских работников «Коммунистическое просвещение»: «Красный призрак реет над миром. Наиболее умные представители буржуазии понимают, что песенка старого капиталистического мира спета. Общественное развитие упирается в обобществление средств производства, в социализм».[113]
Считавшийся в РКП (б) большим
авторитетом в области коммунистической этики и «совестью партии», председатель
Центральной контрольной комиссии Арон Сольц писал в январе
Все издававшиеся в начале 20-ых годов политические учебные пособия не подвергали коммунизм как цели ни малейшей ревизии. Например, один из наиболее употребительных из них, двухтомный «Курс политграмоты» указывал: «Основные задачи экономической политики советской власти остаются все время одни и те же, а именно: скорейшее уничтожение всех основ и остатков старого дореволюционного, помещичье-капиталистического строя, наибольшее движение по пути к социализму (коммунизму) и быстрейшее развитие производительных сил и благосостояния в стране».[115]
Таким образом, ни о каких мировоззренческих переменах в РКП (б) с переходом к НЭПу не было и речи, и взгляд на Новую экономическую политику как на временное отступление при полном сохранении коммунистических целей и идеалов лежал в основе всей партийной пропаганды и агитации рассматриваемого периода. "Мы ничему не изменяем, ни от чего не отрекаемся, - говорилось в редакционной статье "Петроградской правды", - мы продолжаем идти под нашими знаменами. Мы сейчас маневрируем на российском участке, чтобы перегруппироваться, перестроить ряды и также победно, как и раньше, двигаться по пути к коммунизму".[116]
Именно в таком же смысле был воспринят НЭП и партийными работниками среднего и нижнего уровня. Так, например, руководитель партийной организации Завода Барановского в Петрограде Ларионов писал в газетной статье: "Мы свою Программу под НЭП не подделываем. Программа есть Евангелие Коммунистической партии и всегда должна стоять на таком расстоянии от НЭПа, на каком только можно. НЭП подчинить Программе, а не наоборот."[117]
Разумеется, нельзя утверждать, что в партии не было никаких разногласий в отношении понимания сущности и перспективы НЭПа. Так, например, Троцкий и Зиновьев гораздо более, чем Ленин, связывали остроту настоящего политического момента с перспективами мировой пролетарской революцией. Бухарин более других подчеркивал, что вытеснение частника будет идти мирным путем. Члены "Рабочей оппозиции"[118] выражали более неприязненное отношение к новому курсу, нежели их противники, иронически расшифровывая НЭП как "новая эксплуатация пролетариата". Однако при этом следует еще раз подчеркнуть: внутрипартийные споры относительно НЭПа не подвергали сомнению общих положений большевизма, то есть их идейно-политический спектр был более чем узок.
Итак, в целом в большевистской партии господствовало убеждение, что если НЭП и оправдан, то лишь как вынужденная временная мера, ни в коем случае не посягавшая на основные идеалы партии. Большевистская пропаганда отталкивалась только от такого взгляда и не от какого иного.[119]
4
А как относились к НЭПу в тот период люди,
вообще не страдавшие социалистическими утопиями и иллюзиями, профессиональные экономисты?
Приведем один взгляд, очень характерный для противников коммунизма и социализма
вообще описываемой эпохи. Весной
Сначала, приведя массу статистического
материала, Рафалович, в частности, констатировал, что проводившаяся с конца 1917
по середину
Разбирая НЭП, Рафалович приходил к выводам, что, например, заменивший продразверстку натуральный налог, которому «пелись на все лады дифирамбы», на самом деле за год своего существования никаких возлагавшихся большевиками огромных надежд не оправдал и не мог оправдать, поскольку «с его многочисленными инструкциями и дополнениями являлся чрезвычайно сложным и трудно применимым». Более того, если раньше крестьяне скрывали от властей хлеб, то теперь развилось такое феноменальное явление, как сокрытие пашни. В результате никаких достаточных запасов хлеба правительству сделать не удалось. «Нужно признаться, что ставка на натуральный налог проиграна, очевидно, что припрятанная земля появится вновь на свет Божий и вновь будет обрабатываться, лишь когда наступят иные условия и иные времена», - отмечал экономист.
Другая нэповская мера – так называемый «государственный товарообмен» - также, по мнению Рафаловича, привела к результатам «ничтожным». Крестьяне попросту отказывались обменивать свой хлеб на те промышленные товары, которые им предлагала Советская власть, так как они были некачественны, дороги и сплошь и рядом не соответствовали спросу. Земледельцы желали торговать своими продуктами за деньги. При этом «цены на местах продолжали, вопреки «эквиваленту», строиться на основании старого, но вечно действующего начала – спроса и предложения. Позиция архаистического натурального товарообмена – безнадежная сама по себе – явилась в то же время серьезною помехой в другой области – для проведения новой финансовой политики», - писал Рафалович.
Что дала новая экономическая политика в области промышленности? – спрашивал автор и отвечал, что перевод предприятий на так называемый хозрасчет (вместо полноценной приватизации) «выразился главным образом в том, что каждая отрасль казенной промышленности, совершенно не считаясь с общей экономической конъюнктурой, спешила разбазаривать продукты своего производства, чтобы получить денежные средства». Предприятия стали попросту самым беззастенчивым образом проедать себя, не насыщая при этом и спроса. Капитал неизменно уходил в потребление, минуя инвестиции. Не лучше оказалась ситуация и с арендой предприятий, поскольку арендаторы стремились прежде всего снять сливки (естественно, делясь с кем надо), нимало не заботясь о самом производстве.
Рафалович пояснял, что все это происходит потому, что у частного капитала нет никакого доверия к существующим условиям работы, которые просто не позволяют ни развернуть долгосрочные инвестиционные программы, ни вообще самостоятельно управлять хозяйством на основе элементарного экономического расчета. Например, когда «предприниматель не имеет права по собственному усмотрению ни нанять кого ему необходимо, ни уволить лишних или малопригодных к работе».
Проанализировав условия работы советских предприятий, Рафалович сделал убийственный для НЭПа вывод: «В результате аренда в большинстве случаев превратилась в институт, при котором предприниматели весьма мало могли заботиться о поднятии и расширении производства, придерживаясь девиза: «хоть день, да мой, а там хоть трава не расти». Конечно, подобное явление не есть средство к возрождению промышленности».
Не утешительна была картина и в сфере торгового оборота. Рафалович писал: «Что это за торговля? В большинстве случаев вновь возродившиеся торговцы занимаются карликовой торговлей, имея в своем распоряжении ничтожный товарный запас, который можно вечером на ручной тележке увезти домой. Торгуют чем возможно понемногу все –и советские служащие, и рабочие, и инвалиды, и старушки, и бывшие лавочники. Оптовой же торговли нигде нет. .. Самая торговля носит ярко выраженный спекулятивный характер, так как при постоянном падении курса советского рубля не существует здорового торгового кредита».
Проанализировал
Рафалович и сферу финансов. Он констатировал, что «проводившаяся с конца
Что касается государственного бюджета, крупнейшим злом в нем, по мнению Рафаловича, была колоссальная дефицитность, рожденная «огульной национализацией промышленности при невежественном и бесхозяйственном руководстве лиц, поставленных во главе этой промышленности». И пока самые крупные предприятия остаются национализированными, болезнь излечить невозможно. Кроме того, Рафалович просто смеялся над методом большевиков исчисления бюджета в «золотых» рублях. «Не все то золото, что блестит. Самый метод составления бюджета напоминает вычисления новой формации экономистов, складывающих пуды картона с аршинами прорезиненной материи, аршин клеенки с граммами сальварсана и паровозами, не обращая внимание ни на разнородность продуктов, ни на различие в единицах счета», - заключал Рафалович. Также экономист обращал внимание на то, что большевики просто обманывают себя, когда надеются на кредиты предприятиям от вновь открывшего свои операции Государственного банка. В условиях галопирующей инфляции отпущенные банку деньги испаряются, как вода в кипящем котле. Что же касается притока в промышленность частного капитала, то на это надеяться явно не стоит, так как никакого доверия у инвесторов к такой системе нет.
Наконец,
Рафалович, проанализировал состояние внешней торговли и констатировал, что
введенная здесь в
В целом же из своего анализа НЭПа Рафалович делал вывод, что приходится констатировать «недостаточную продуманность и случайность этой политики». «Нужно понять, что восстановление хозяйственной жизни России не может быть достигнуто подобным образом – это лишь одни маниловские мечтания, а не реальные меры для достижения намеченной цели». Это «полумеры», «паллиатив», который «останавливается не только на полпути, но, в сущности, в нескольких шагах от начала намеченной дороги», а дорогу эту Рафалович видел в том, чтобы «вернуться и к частной инициативе, и к личному интересу, и к свободной торговле, и к кредиту, и к свободе передвижения, и к платности услуг, и к бюджетному равновесию».
«Необходима общая коренная реформа всей экономической политики минувшего четырехлетия в совокупности», - заключал Рафалович и, не будучи в состоянии из-за цензуры сказать от своего имени что-либо более четкое в плане экономических дефиниций и принципов, он приводил выдержку из доклада члена Конвента времен Великой Французской революции Эшассерно (очевидно, надеясь на особую любовь большевиков к французским революционерам): «Необходима свобода во всем и для всех. Чтобы страна стала великою, необходимо, чтобы процветала торговля. Для этого необходимо, чтобы промышленность была свободной. Для того, чтобы промышленность была счастливою, нужна свобода сельского хозяйства. Необходимо даже, чтобы роскошь пользовалась свободою, так как она питает торговлю и дет толчок к ее развитию. Когда нарушаются эти основные принципы, неизбежным результатом являются: разрушенная промышленность, опустевшие мастерские, повсеместная приостановка производственной деятельности, необходимость тратить за границей огромные капиталы, чтобы снабжать страну потребными ей товарами, затор во всех областях обмена, администрация, противоречащая природе вещей, которая всем ведает и всем управляет. Необходимо вернуться к свободе и через нее и благодаря ей восстановить нарушенный порядок. ... Необходимо вернуть торговле ее свободу, ее элементы, ее поощрения, ее значение и для того, чтобы она процветала, нужны не новые законы, а необходимо разрушить поставленные ей препятствия. ... Экономическая политика хороша, когда и земледелец, и промышленник, и торговец пользуются свободой в своей собственности, в своих произведениях, в своем труде, в своем промысле. ... Экономическая политика хороша, когда ясные и точные законы и опытные администраторы направляют финансы, когда власть поощряет и содействует развитию всех видов производственной деятельности, не стремясь сама что-либо производить».
И в конце своей статьи, Рафалович отмечал, что описанная выше новая экономическая политика французской революции оказала самое целительное влияние на восстановление производительных сил Франции. Заключил экономист свой анализ следующими словами: «Несмотря на то, что много воды утекло с тех пор и что экономический либерализм далеко не является идеалом нашего времени, все же необходимо признать, что при существующих у нас условиях лишь предоставление самого широкого простора частной хозяйственной деятельности, обеспеченной, в свою очередь, необходимой правовой и моральной обстановкой, может еще спасти страну от дальнейших разрушений и гибели».[120]
Как же реагировал на подобные
рассуждения Ленин, ведь это было написано еще в период его работы главой СНК? 19
мая
[1] Понятия «большевизм» и «ленинизм» в этой работе часто
используются практически как синонимы, учитывая лишь некоторый временной
фактор. Однако есть точки зрения, где между ними делаются более существенные различия.
Например, Израиль Зайдман пишет: «Ленинизм называют русским (российским)
изводом марксизма. Но то же самое говорят о большевизме. Можно ли считать эти
два понятия синонимами? Почти, ибо между ними имеется все же небольшое
различие. Ленинизм – это прививка к древу марксизма «русизма», то есть некоей
эманации исторически сложившегося русского национального характера, русского
менталитета, но пропущенного через русское интеллигентское якобинство и затем
через личность Ленина. Большевизм включает в себя ленинизм, но дополнительно
еще – ту же эманацию русского менталитета в первозданно-народном виде, не
«испорченном» никакими интеллигентскими влияниями. Не всему в этой добавке
Ильич был рад, но мало что мог с этим сделать. (Зайдман И. От марксизма через народничество к ленинизму и большевизму
http://www.rubezh.eu/Zeitung/2010/02/14.htm)
[2] Ленин В.И. Х съезд РКП (б). Отчет о политической деятельности ЦК РКП (б) 8 марта // Полное собрание сочинений (далее ПСС). Т. 43. С. 9.
[3] Через военный коммунизм к новой экономической политике. Сост. А.Дементьев. М., 1926. С.43.
[4] Уэллс Г. Россия во мгле // Собр.соч.. Т.14. М., 1964. С. 316.
[5] См. Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть 1917 – 1921. Мешочники. СПб., 2002.
[6] Шестов Л. Что такое большевизм? Берлин., 1920. С. 13.
[7] Струве П.Б. Итоги и существо коммунистического хозяйства // Струве П.Б. Избранные сочинения. М., 1999. С. 297 – 298.
[8] Вернадский В.И. Из
дневника. 15 марта
[9] Геллер. М., Некрич А. История России: 1917 – 1995. Утопия у власти. М., 1995. С. 110.
[10] Там же. С. 111.
[11] Там же.
[12] Там же. С. 114.
[13] Государственный архив
Российской Федерации (ГАРФ, ранее Центральный государственный архив Октябрьской
революции), ф. 9550, оп. 9, д.
[14] Восьмой Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. М., 1921. Стенографический отчет. М., 1921. С. 49.
[15] Подболотов П.А. Крах эсеро-меньшевистской контрреволюции. Л., 1975. С. 11.
[16] Цит. по: Некрич А., Геллер М. Указ. соч. С. 120.
[17] Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 198.
[18] Горинов М.М., Цакунов С.В. Ленинская концепция НЭПа: становление и развитие // Вопросы истории. 1990. № 4. С. 21.
[19] Восьмой съезд РКП (б). Протоколы. М., 1959. С. 391.
[20] Ленин В.И. Как организовать соревнование? // ПСС. Т. 35. С. 195.
[21] Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // ПСС. Т. 41. С. 314.
[22] Ленин В.И. Проект и объяснение Программы социал-демократической партии // ПСС. Т.2. С. 96-97.
[23] Ленин В.И. Вставки в статью В.Калинина "Крестьянский съезд" //ПСС. Т. 12. С. 81.
[24] Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. Т. 33. с. 101.
[25] Там же. С.92.
[26] Ленин В.И. Как организовать соревнование // ПСС.
Т.35. С.201.
[27] Ленин В.И. Речь на собрании уполномоченных
Московского центрального рабочего кооператива 26 ноября
[28] Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового // ПСС. Т. 40. С. 315.
[29] Ленин В.И. Государство и революция //ПСС. Т.33. С. 95.
[30] Там же. С. 96.
[31] Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М., 1994. С.
120. Более подробно А.Зиновьев формулирует ситуацию в социалистическом обществе
следующим образом: «Примеры правил коммунального поведения: меньше дать и
больше взять, меньше риска и больше
выгоды, меньше ответственности и больше почета, меньше зависимости от других,
больше зависимости других от тебя. Легкость, с какой люди открывают их для себя
и усваивают, поразительна. Это объясняется тем, что они естественны. ...
Прогресс человечества в значительной мере происходил как процесс изобретения
средств, ограничивающих и регулирующих действие этих законов – морали, права,
религии, прессы, гласности, общественного мнения, идей гуманизма и т.д. ...
Лишь в том случае, если ничего подобного в обществе нет или это развито слабо,
коммунальные законы могут приобрести законную силу и будут определять всю
физиономию общества. ... И тогда сложится особый тип общества, в котором будут
процветать лицемерие, насилие, коррупция, бесхозяйственность, обезличка,
безответственность, халтура, хамство, лень, дезинформация, обман, серость,
система служебных привилегий. Здесь утверждается искаженная оценка личности –
превозносятся ничтожества, унижаются значительные личности. Наиболее
нравственнее граждане подвергаются гонениям, наиболее талантливые и деловые
низводятся до уровня посредственности и средней бестолковости. Причем не
обязательно власти делают это сами». (Указ. соч. С. 65). В то же время подчеркнем,
что ссылки на Александра Зиновьева можно делать исключительно из соображений
приоритета либо меткости многих его формулировок и наблюдений по поводу
реального советского общества, не забывая о колоссальной противоречивости его
позиции в общеисторическом и общефилософском плане и полной необъективности
суждений по поводу горбачевской перестройки, западного общества,
посткоммунистической России и др. Про Александра Зиновьева очень удачно
выразился Михаил Геллер: "Пациент, описавший с точностью, свойственной
больным и с ограничениями, им присущими, болезни … советских людей". (Геллер
М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М. 1994. С. 23).
[32] Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи
"Очередные задачи Советской власти" // Т. 36. С. 150.
[33] Ленин В.И. VII Экстренный съезд РКП (б). Резолюция о войне и мире // ПСС. Т. 36. С. 35.
[34] Ленин В.И. А.В.Луначарскому // ПСС. Т.52. С. 136.
[35] Декреты Советской власти. Т. I. М.1957. С. 17.
[36] Там же. С. 230.
[37] Ленин В.И. Как организовать соревнование // ПСС. Т. 35. С. 196.
[38] Декреты Советской власти. Т. I. С. 230.
[39] Там же. С. 83.
[40] Декреты Советской власти.
Том II. 17 марта – 10 июля
[41] Кудров В.М. Крах советской модели экономики. М.,
2000. С. 13.
[42] Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. М., 1920. С. 128,
129, 133. 140.
[43] Геллер М. Некрич А. Указ. соч. С. 58.
[44] Ленин В.И. VIII Всероссийская
конференция РКП (б). 2 – 4 декабря
[45] Ленин В.И. Доклад на Московской губернской конференции заводских комитетов 23 июля РКП (б) // ПСС. Т.36. С. 532.
[46] Цит. по: Штурман Д. О вождях российского коммунизма. Книга 1. Париж., 1993. С. 190 – 191.
[47] См. Гимпельсон Е.Г. Военный коммунизм: политика, практика, идеология. М., 1973. Он же. Военный коммунизм. Как это было (по материалам круглого стола). М., 1991. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М. 1997. Борисова Л.В. Военный коммунизм: насилие как элемент хозяйственного механизма. М., 2001.
[48] Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох. Осмысление ХХ столетия российской истории. М., 2006. С. 121.
[49] Ленин В.И. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции // ПСС. Т. 45. С. 282.
[50] Ленин В.И. VII Московская
губпартконференция. 29 – 31 октября
[51] Ленин. VII Московская
губпартконференция. 29 – 31 октября
[52] Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // ПСС. Т. 41. С. 305.
[53] Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов // ПСС. Т.44. С. 157.
[54] Ленин В.И. Планы брошюры о продовольственном налоге // ПСС. Т. 43. С. 384.
[55] Троцкий Л. Новая экономическая политика Советской России и перспективы мировой революции. М., 1923. С. 5.
[56] Известия ВЦИК. 1918. 12 сентября.
[57] Правда. 1920. 17 октября.
[58] Вестник агитации и пропаганды. 1920. № 4. С. 4.
[59] Бухарин Н. Из доклада на
собрании актива Московской организации РКП (б) 17 апреля
[60] Бухарин Н.И. О ликвидаторстве наших дней // Экономические науки. 1989. № 4. С. 31.
[61] Крицман Л. Героический период великой русской революции. М., 1923. С. 12.
[62] Шувалова И. Обычные вывески — купля-продажа — НЭП // Учительская газета. 2003. 18 ноября.
[63] Скворцов-Степанов И. Предисловие к книге Р.
Гильфердинга "Финансовый капитал". М., 1922. С. VI.
[64] Десятый съезд РКП (б). С. 600 – 601.
[65] За семь лет. Л., 1924. С. 12.
[66] Десятый съезд РКП (б). Протоколы. М., 1933. С. 564 – 565.
[67] Ленин В.И. Проект директивы Политбюро о Новой экономической политике // ПСС. Т.44. С. 356.
[68] Решения партии и
правительства по хозяйственным вопросам. Т.
[69] Ленин В.И. Доклад о новой экономической политике // ПСС. Т. 44. С. 218.
[70] Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 7-е. Часть I. С. 588.
[71] Там же. С. 588 – 594.
[72] Там же. С. 594.
[73] Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох. С. 46 – 47.
[74] Там же. С. 122.
[75] Ленин В.И. О задачах Наркомюста в условиях НЭПа // ПСС. Т. 44. С. 398.
[76] Цит. по: Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. С. 30.
[77] Ленин В.И. IХ Всероссийский съезд
Советов 23 – 28 декабря
[78] За народное дело. 1921. 24 апреля.
[79] Ленин В.И. О
международном и внутреннем положении Советской Республики. Речь на заседании
коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта
[80] Ленин В.И. Наказ от СТО местным советским учреждениям // ПСС. Т. 43. С. 277.
[81] Ленин В.И. Речь на
пленуме Московского совета 20 ноября
[82] Там же. С. 92.
[83] Там же. С. 95.
[84] Ленин В.И. IХ Всероссийский съезд
Советов 23 – 28 декабря
[85] Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. С. 9.
[86] Сталин И.В. К вопросам аграрной политики в СССР: Речь
на конференции аграрников-марксистов 27 декабря
[87] Ленин В.И. К
четырехлетней годовщине Октябрьской революции // ПСС. Т.44. С. 151.
[88] Ленин В.И. Речь на
пленуме Московского совета 20 ноября
[89] Ленин В.И. О кооперации // ПСС.Т. 45. С. 374.
[90] Там же. С. 373, 375.
[91] Там же. С. 376.
[92] Там же.
[93] КПСС в резолюциях…. Т. 2. С. 420.
[94] Ленин В.И. Планы брошюры о продовольственном налоге // ПСС. Т. 43. С. 383.
[95] Ленин В.И. IХ Всероссийский съезд
Советов 23 – 28 декабря
[96] Ленин В.И. О кооперации // ПСС. Т. 45. С. 372.
[97] Гимпельсон Е.Г Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2. С. 42.
[98] Цит. по: Штурман Д. О вождях российского коммунизма. Книга 1. Париж, 1993. С. 44.
[99] Десятый съезд РКП (б). С. 593.
[100] КПСС в резолюциях… Т. 2. С. 483 – 484.
[101] КПСС в резолюциях... Изд. 7-е. Часть I. С. 772.
[102] Правда. 1921. 5 апреля.
[103] Конституция (Основной закон) РСФСР // Кукушкин
Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. С. 243.
[104] Цит. по: Каторгин И.И. Исторический опыт КПСС по осуществлению НЭПа. М., 1971. С. 94.
[105] Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. М., 1923. С. 221.
[106] Троцкий
Л.Д. Указ. соч., с.
[107] Троцкий Л. Новая экономическая политика Советской России и перспективы мировой революции. С. 23.
[108] Цит. по: Правда. 1988. 15 июля.
[109] Зиновьев Г. Ленинизм и НЭП. Л., 1926. С. 15.
[110] Бухарин Н.И. О новой экономической политике и наших задачах // Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988. С. 129.
[111] Бухарин Н.И. Новый курс экономической политики // Бухарин Н.И. Избранные произведения. М. 1988. С. 24.
[112] Луначарский А.В. Наши текущие задачи. Какая школа
нужна пролетарскому государству? Сб. ст. М., 1924. С. 15.
[113] Крупская Н. Основные типы политпросветучреждений //
Коммунистическое просвещение. 1922. № 4-5.
[114] Правда. 1922. 21 января.
[115] А. Бердников, Ф.Светлов. Курс политграмоты. Пособие
для совпартшкол, рабфаков и вузов. Под ред. Н.И.Бухарина. М., 1923. 2 тома. С.
275.
[116] Петроградская правда. 1921. 17 мая.
[117] Петроградская правда. 1922. 27 мая.
[118] Рабочая оппозиция - группа организовавшаяся в РКП(б) в конце 1919 — начале 1920 гг. и выступавшая за передачу управления народным хозяйством профессиональным союзам. Во главе группы стояли А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай, Ю. Х. Лутовинов. К ней также был близок В.Невский. Существовала до 1922 г., когда была идейно разгромлена на XI съезде РКП(б).
[119] О НЭПе см.: Гимпельсон Е.Г. Нэп и советская политическая система. М., 2000. Он же. НЭП. Новая экономическая политика Ленина – Сталина. Проблемы и уроки. М., 2004. Богемский Г.А. Новая экономическая политика (НЭП). История и современность. М., 1998. Гусаков В.Г. НЭП: необходимость, проблемы, решения, противоречия. М., 1999. НЭП: экономика, политика, идеология. М., 1991. Виноградов С.В. НЭП: опыт создания многоукладной экономики. М. 1996. Секушин В.И. Отторжение. НЭП и командно-административная система. М., 1990. НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты. М., 2006.
[120] Рафалович А.Л. Новая экономическая политика // Экономист. 1922. № 2.
[121] Ленин В.И. Ф.Э.Дзержинскому // ПСС. Т. 54. С. 265 - 266.
[122] РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 2, д. 1338. Цит. по: Розин Э.
Ленинская мифология государства. М.1996. С. 270.