-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей
Гурьев. Как закалялся агитпроп: Система государственной идеологической обработки населения в первые годы
НЭПа. Санкт-Петербург.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глава 13
Именно
теперь, когда в голодных местностях едят людей...
Мы же приносим
жертву нашему Богу – Единому Государству.
Евгений Замятин, «Мы»
1
Религию и церковь Ленин ненавидел совершенно особой бескомпромиссной ненавистью фанатика одной веры к приверженцам другой, конкурентно-враждебной. Еще до революции вслед Карлом Марксом он писал: «Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».[1] А в одном из писем вообще договорился до какой-то с любых позиций неприличной формулы, что «всякий боженька есть труположство».[2]
До своего захвата власти большевики выступали за полное отделение церкви от государства, однако Ленин всегда подчеркивал, что этот либеральный лозунг, провозглашающий религию частным делом, не есть большевистский и партия «не может и не должна безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований».[3] «Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего материализма и, следовательно, марксизма»,[4]- таково было кредо классика коммунизма. В Программе же РКП (б) уже ни для какой церкви в светлом коммунистическом будущем места не было вообще: «РКП руководствуется убеждением, что ... осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков».[5]
Разумеется,
следует признать, что в Русской православной церкви начала ХХ века очень трудно
было бы усмотреть некий адекватный потребностям страны, прогрессивный
общественный институт. Как известно, в Западной Европе церковь испокон века
являлась организацией, в той или иной степени обладающей самостоятельностью по
отношению к государству и нередко прямо оппозиционной тому или иному государю
по различным вопросам, что способствовало развитию обоих институтов – и власти,
и церкви.
Совсем
другая ситуация наблюдалась в России, где церковь была полностью подчинена
государству, а с петровских времен и вообще являлась просто одним из
государственных ведомств, представляя собой в начале ХХ века структуру
идеологически косную, организационно монопольную, социально формальную и морально
без преувеличения опустившуюся. Престиж РПЦ в российском обществе был
откровенно низок, причем не только среди либеральной интеллигенции, просто
поносившей русское поповство без всякого человеческого смущения и божьего страха,
а даже и у значительной части необразованного народа. Генерал А.И.Деникин в своих мемуарах
рассказывает, как один из русских офицеров расположил солдат на постой в храме,
причем устроил отхожее место прямо в алтаре, - и ни один из сотен формально
православных людей не возмутился этим святотатством. Если еще в 1916 году к
Святой чаше регулярно подходили почти все православные военные, то после отмены
в 1917 году обязательного причащения в армии, 90% солдат перестали это делать.
И все-таки это была форма христианства, а значит и европейской цивилизации. Форма архаичная, не знавшая на протяжении многих столетий никаких существенных реформаций, обращенная то ли к Богу, то ли скорее всего внутрь себя, к духовенству, но никак не вовне к массе верующих – и тем не менее, исповедовавшая Христа, то есть формально признающая приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Русский христианский философ Владимир Соловьев в этой связи писал: «Каждое лицо есть нечто особенное и незаменимое и следовательно должно быть самоцелью, а не средством или орудием только – это право лица по существу своему безусловно».[6] (То есть христианин в данном случае выразил самый центральный постулат системы ценностей либерализма в противоположность коммунизму, где человек – исключительно средство для построения нового мироустройства). Русская православная церковь нуждалась в реформах, с чем соглашались и сами многие священнослужители, но если это и была с позиций ХХ века «плохая», отсталая церковь, то полное отрицание религии и борьба с ней, на чем стоял большевизм, было, несомненно, не просто еще хуже, а вообще абсурдно и преступно.
Временное правительство 20 марта
После прихода большевиков к власти РПЦ
из ранее официального ведомства практически сразу же превратилась в изгоя в
собственной стране. По Декрету о земле от 26 октября
20 января
В мае
Согласно первой Советской Конституции, духовенство и монахи были лишены избирательных прав. Многих прав также лишались и дети церковников, в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения. Кроме того служителям культа не полагался продовольственный паек. В условиях массового закрытия церквей и монастырей многие из них были обречены на голодную смерть.
Быстро набрала обороты по отношению к служителям
церкви и большевистская репрессивная машина. 25 января 1918 года группой
революционных солдат в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир. Летом 1918
года по политическим мотивам были расстреляны еще несколько архиереев: архиепископ
Тобольский Гермоген, архиепископ Пермский Андроник Пермский, епископ Соликамский
Феофан Соликамский и др. После покушения на Ленина 30 августа
Параллельно с репрессиями уже в
Важным направлением в компаниях против Церкви в первые советские годы
была эпопея с показательными вскрытиями мощей, официально объявленная
постановлением Наркомата юстиции 16 февраля
2
В таких условиях практического
уничтожения Русская православная церковь пыталась бороться за свою жизнь. 11
ноября
19 января
27 января
Несколько позднее, 12 сентября
Но самым резким и политическим было
Обращение Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров по поводу годовщины
Октябрьского переворота 7 ноября
В нем он, в частности, писал: «Все, взявшие меч, мечом погибнут. Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя "народными" комиссарами. Целый год вы держите в руках своих государственную власть..., но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.
... Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство... И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. ... Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда... Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной контрреволюционности... По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду....Вы обещали свободу. Где свобода слова и печати? Где свобода церковной проповеди?....Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности». [16]
Однако почти через год, 8 октября
3
Летом
2 июля 1921 года в газете «Правда» в первый раз на последней полосе, в коротенькой заметке, было упомянуто об обострении «проблемы продовольствия» на «фронте земледелия». Десятью днями позже в обращении Президиума ВЦИК «Ко всем гражданам РСФСР» признавалось, что «во многих районах засуха этого года уничтожила посевы». 18 июля власти создали Центральную Комиссию помощи голодающим при ВЦИК (Помгол) под председательством М.И.Калинина. ЦК РКП(б) принял обращение "Задачи партии в борьбе с голодом", опубликованное в «Правде» 21 июля. В нем вина за голод возлагалась на кого угодно, но только не на Советскую власть: «Бедствие является результатом не только засухи этого года. Оно подготовлено и обусловлено прошлой историей, отсталостью нашего сельского хозяйства, неорганизованностью, низким уровнем сельскохозяйственных знаний, низкой техникой, отсталыми формами севооборота. Оно усилено результатами войны и блокады, не прекращающейся борьбой против нас помещиков, капиталистов и их слуг; оно и сейчас усугубляется выполнителями воли организаций, враждебных Советской России и всему ее трудящемуся населению».[19]
Патриарх Тихон летом
Тем не менее резкое ухудшение ситуации
и неспособность правительства предотвратить гибель миллионов людей вынудило
ВЦИК после долгих колебаний 8 декабря
Сбор средств и передача их государству
сопровождалась массой ограничений, регламентаций и работой нескольких
контролирующих партийных и советских инстанций. Несмотря на это к февралю
Однако властей не мог удовлетворить
добровольный характер церковных пожертвований и 23
февраля
Как видно из текста, теперь изъятие ценностей, причем «всех», проводилось в принудительном порядке. При этом судить о том, может ли это существенно затронуть интересы культа или нет, предлагалось не священнослужителям, а представителям властей.
28 февраля Патриарх выступил с резким протестом. Он писал: «23 февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства. ... Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов не освященных и не имеющих богослужебного употребления. ... Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана».[24]
В ответ на это большевистский агитпроп повел компанию по популяризации Декрета ВЦИК от 23 февраля. На собраниях и конференциях трудящихся принимались резолюции, аналогичные принятой, например, Любанской беспартийной конференцией: «Изъять из церквей излишки церковных богатств в присутствии верующих и духовенства для обмена таковых на хлеб».[25] В то же время следует отметить, что советская пресса на местах в этот период сохраняла по отношению к церкви пока еще достаточно выдержанный тон и даже нередко благожелательный, когда речь шла о крупных добровольных пожертвованиях.[26] Например, в череповецком «Коммунисте» позиция Тихона была прокомментирована даже в положительном ключе в том смысле, что он благословил духовенство и верующих мирян помимо личных пожертвований добровольно отдавать и драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления.[27] Также одобрительно отозвалась новгородская «Звезда» на послание 24 марта митрополита Новгородского Арсения, выделяя те же моменты и сделав лишь небольшие пожелания.[28] Все газеты сообщали о фактах пожертвований и мирных изъятий, при этом в ряде случаев достаточно спокойно критикуя такие действия священников, которые, по мнению редакций, являлись неэффективными.[29]
Местные власти во многих регионах также в этот период старались
излишне не обострять обстановку по поводу изъятий и предпочитали в большинстве
компромиссные варианты. Так, заместитель председателя губисполкома Новгорода
Терешков на городском собрании верующих 24 марта
В целом же там, где власти и верующие находили компромисс, изъятия проходили более-менее спокойно (насколько вообще может проходить спокойно присвоение чужого имущества, то есть попросту грабеж). В частности, так обстояло дело в большинстве приходов Новгородской, Олонецкой и Череповецкой губерний.[31] В середине марта в целом безболезненно, при участии духовенства, прошло изъятие и в ряде храмов Петрограда, о чем без каких-либо нападок на церковь сообщала даже газета «Правда».
4
Однако такой ход событий явно не
устраивал Ленина и назначенного еще в ноябре
15 марта в г.Шуе при изъятии ценностей
из городского собора произошли беспорядки, в результате которых
правительственные воинские части убили 5 и ранили 15 человек из толпы.[33]
Ленин решил немедленно воспользоваться этим инцидентом и написал в Политбюро ЦК
письмо от 19 марта
Этот знаменательный документ только в
Далее Ленин указывал, что позднее, после Генуэзской конференции, репрессии по отношению к духовенству станут нежелательны по соображениям внешних связей страны. «Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий....Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам ... расстрелять, тем лучше», - подчеркивал Ленин. В письме намечались и некоторые тактические хитрости, связанные с прямым обманом общественного мнения.
При этом было отчетливо видно, что в смысле использования изъятых ценностей ни о каких голодающих реешь не шла. Ленин писал: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь... ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс». [34]
То есть Ленину нужны были две вещи: получить дополнительные дармовые средства для управления страной и, использовав удобный момент, расправиться с церковью, спровоцировав обострение ее отношений с населением.
На следующий день, 20 марта
- Наряду с секретными образовать официальные комиссии при комитетах помощи голодающим для формальной приемки ценностей.
- В каждой губернии назначить неофициальную неделю агитации и пропаганды, не объявляя о ней. Агитации внешне не придавать антицерковного характера, а говорить о борьбе с голодом.
- Стараться внести раскол в духовенство, взяв под защиту тех священников, которые активно выступают в пользу изъятия и обличения бесчеловечных и жадных князей церкви.
- Организовывать манифестации с участием гарнизонов при оружии с плакатами «Церковные ценности для спасения жизни голодающих».
- Негласно предупредить видных священников, что в случае эксцессов они отвечают первыми.
- На агитационных собраниях выпускать для выступлений представителей голодающих.
- При изъятиях все соседние улицы блокировать коммунистами, части особого назначения держать поблизости.[35]
При агитпропотделе ЦК РКП (б) в тот же день была создана комиссия по агитации и пропаганде в рамках антицерковной компании. 22 марта ею был принят план издания литературы.[36]
5
С этого времени характер материалов в советской прессе по поводу
изъятий церковных ценностей резко изменился. Атака на высшее духовенство
началась в «Правде» 22 марта
Выбор большевиков в качестве главной
жертвы митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина был не случаен. Владыка
был избран на свой пост путем выборов среди верующих епархии в
В то же время в письме Губисполкому от 12 марта Вениамин указывал: «Вновь подтверждаю полную готовность вверенной мне Церкви Петроградской со всем усердием прийти на помощь голодающим, если только ей будет представлена возможность проявить свою благотворительную деятельность в качестве самостоятельной организации». При этом Владыка пояснял, что Церковь должна иметь право самостоятельно решать, соблюдены ли до изъятия богослужебных предметов следующие условия: «1) Что все другие средства помощи голодающим исчерпаны, 2) что пожертвованные ценности действительно пойдут на голодающих, 3) что на пожертвование означенных ценностей будет дано разрешение Святейшего Патриарха». Если же предоставление Церкви самостоятельности в деле помощи голодающим будет признано нежелательным, то тогда, писал Вениамин, «Церковь отказывается, в силу канонической для себя невозможности, от передачи священных предметов».[40] По сути дела, митрополит протестовал против полной бесконтрольности экспроприации церковных богослужебных принадлежностей под видом помощи голодающим. Очень скоро это было вменено ему в вину как тяжкое контрреволюционное преступление.
После ленинской отмашки
пропагандистская компания против Церкви под предлогом борьбы с голодом
моментально набрала силу. 24 марта «Правда» писала уже так: «Мрачная клика
рясофорных и митрофорных воротил, стоящих у патриаршего престола, есть самый
черный сгусток церковнического стяжания, человеконенавистничества и
политиканства».[41] 26 марта «Правда» перешла
к прямым обвинениям церкви в сопротивлении властям и призывам обрушить на
голову духовенства репрессии. В передовице номера верхи духовенства были
названы «определенно контрреволюционной организацией», а поскольку каких-либо
серьезных доказательств этому газета привести не смогла, то в качестве таковых
содержались обвинения, что церковнослужители пытаются вместо драгоценных
предметов давать комиссиям их стоимость в деньгах или продовольствии (хотя это
было разрешено даже в директивах Политбюро от 20 марта
Вслед за центральной быстро перестроилась и местная пресса. Так, весь номер новгородской «Звезды» за 2 апреля был посвящен теме «Церковь и голод», а в дальнейшем антицерковные статьи стали публиковаться в газете ежедневно. 6 апреля «Звезда», которая, напомним, буквально несколько дней назад хвалила «Обращение» митрополита Арсения, теперь назвала тот же документ «запугиванием» и «гнусной и темной игрой».[43]
Характерно, что в своей антицерковной борьбе большевики старались
максимально использовать внутрицерковные противоречия. В частности, они
немедленно поддержали активизировавшееся в это время обновленческое
реформаторское течение в РПЦ «Живая церковь». В письме в Политбюро Троцкий 5
мая
В числе срочных мер Троцкий предлагал: «Давать в прессе вообще как можно более информации о движении в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и комментируя сменовеховские голоса. ... Не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению, а наоборот, дать возможность борьбе развернуться в самой яркой и решительной форме.... Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все вопросы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой популярной общедоступной форме в листовках и устных речах в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к этому вопросу внимание широчайших народных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материализма». В заключении Троцкий сетовал, что «редакции "Правды" и "Известий" не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее». Ленин написал на этом письме: «Верно! 1000 раз верно!»[44]
После этого был принят ряд указаний на места. В частности, в
телеграмме Куйбышева от 19 мая
В апреле начались уже первые суды над церковнослужителями на почве изъятия ценностей. Но большевикам был нужен ряд крупных фигур и они не отставали от Вениамина. В течение апреля московская пресса не уставала повторять, что он и другие иерархи Северо-Западных губерний активно выступают против изъятий. Это была, по сути, ложь, и даже местная партийная печать публиковала иную, противоречащую московской информацию.
10 апреля Петроградский Владыка обратился к верующим с посланием, в котором он разрешил духовенству подведомственной ему территории жертвовать ценности вплоть до риз со святых икон за исключением святынь храма. Если же власти будут изымать и освященные предметы, то в послании предписывалось «не препятствовать» этому. «Со стороны верующих, - писал митрополит, - совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме ... Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было крови была пролита около храма, где приносится бескровная жертва».[46] Митрополит Новгородский Арсений дважды выступил с аналогичными посланиями и еще в начале апреля пожертвовал в пользу голодающих целый ряд личных религиозных предметов».[47]
Однако стремление Ленина ликвидировать ряд ключевых фигур РПЦ ничем не
могло быть остановлено. 9 мая
Состоялся целый ряд процессов над церковнослужителями, наиболее
крупным из которых был суд над Вениамином и проходящими по этому же делу 86
лицами, состоявшийся в Петрограде с 10 июня по 5 июля
Характерно и то, что заместитель наркома юстиции П.А.Красиков, не мудрствуя лукаво, заявил на процессе: «Защитник спрашивает, где мы усматриваем преступную организацию? Да ведь она перед вами. Это сама Православная церковь».[50] Никакие другие аргументы ему были практически не нужны.
4 июля в своем последнем слове Вениамин, в частности, сказал: «Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я аполитичен, живу только интересами Церкви и народа и во всем исполняю веления Господа. ... Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: Слава Богу».[51]
По приговору суда митрополит Вениамин и еще трое священников были
расстреляны. (Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 31 октября
В
В апреле
Система идеологической обработки населения начала уверенный перевод массового сознания на атеистические рельсы. Отныне веровать надлежало только в коммунизм.
[1] Ленин В.И. Социализм и религия // ПСС. Т.12. С.142.
[2] Ленин В.И. М.Горькому // ПСС. Т. 48. С. 226.
[3] Ленин В.И. Социализм и религия // ПСС. Т.12. С. 145.
[4] Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // ПСС.Т.17. С. 418.
[5] Восьмой съезд РКП (б). С. 402.
[6] Цит. по: Лосский Н. История русской философии. С. 148.
[7] См. Цыпин В. История Русской Православной Церкви в 1917-1991 гг. М., 1991. История Русской Православной Церкви в 20 веке. М., 1997. История Русской Православной Церкви. Том. 1. 1917-1970 годы. СПб., 1997.
[8] Декреты Советской
власти. Т.I. М. 1957. С. 374.
[9] Митрофанов Г. История Русской Православной Церкви в 1900-1927 годах. СПб., 2002. С. 202.
[10] Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в 20 веке. М., 1995. С. 76.
[11] Губкин О. Русская православная церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 гг. СПб., 2006. // http://www.sir35.ru/Orthodoxy/Ch_606/htm
[12] Послание
Священного Собора Православной Российской Церкви (11.11.1917) // Русская
православная церковь в советское время (1917 – 1991). Материалы и документы по
истории отношений между государством и церковью. Книга
[13] [Послание Патриарха Тихона. Анафематствование большевиков] (19.1.1918) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[14] Воззвание Священного Собора к православному народу [по поводу декрета СНК о свободе совести] (27.1.1918) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[15] Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания (12.9.1918) // // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[16] Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров [по поводу годовщины Октябрьского переворота] (7.11.1918) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[17] Послание Святейшего Патриарха Тихона к духовенству Русской Церкви с призывом о невмешательстве в политическую борьбу (8.10.1919) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[18] Поляков Ю.А. 1921-ый: победа над голодом. М., 1975. С.19.
[19] Черная книга коммунизма. С. 134.
[20] Воззвание Святейшего Патриарха Тихона "К народам мира и к православному человеку" по поводу голода в России (лето 1921) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[21] Кривова Н.А. Власть и церковь в 1922-1925гг. // Международный исторический журнал. 1999. № 1.
[22] Там же.
[23] Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1922. № 19. С. 217.
[24] Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и об изъятии церковных ценностей (28.2.1922) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm
[25] Звезда. 1922. 14 апреля. См. также: Красная газета. 1922. 5 апреля.
[26] Правда. 1922. 11 февраля.
[27] Коммунист. 1922. 18 марта.
[28] Звезда. 1922. 24 марта.
[29] Коммунист. 1922. 9 марта. 24 марта. Звезда. 1922. 22 марта. 26 марта.
[30] Звезда. 1922. 26 марта.
[31] РЦХИДНИ. Ф.17. оп.60.д.
[32] Кривова Н.А. Указ. соч.
[33] Там же.
[34] Ленин В.И. Письмо
В.М.Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б). 19 марта
[35] Директивы Политбюро ЦК
РКП (б) об изъятии церковных ценностей. 20 марта
[36] РЦХИДНИ, ф.17. оп.60. д.158. л.13.
[37] Правда. 1922. 22 марта.
[38] Дело митрополита
Вениамина. Петроград.
[39] Известия ВЦИК. 1922. 7, 8 марта. Процесс митрополита Вениамина // Наука и религия. 1991. № 5. С.10.
[40] Письмо митрополита Вениамина в Петроградский Губисполком об условиях передачи церковных ценностей (12.3.1922) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_05.htm
[41] Правда. 1922. 24 марта.
[42] Правда. 1922. 26 марта.
[43] Звезда. 1922. 6 апреля.
[44] Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 196-197.
[45] РЦХИДНИ. Ф. 79, оп.1, д.223, л.10.
[46] Воззвание к петроградской православной пастве // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_05.htm
[47] Звезда. 1922. 14 апреля.
[48] Степанова И. Указ. соч.
[49] Дело митрополита Вениамина. С. 65. Процесс митрополита Вениамина. С. 11.
[50] Цит. по: Степанова И. Указ.соч.
[51] Последнее слово митрополита Вениамина перед трибуналом (4.7. 1922) // Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991). // http://www.krotov.info/acts/20/1920/shtric_05.htm
[52] Губкин О. Указ. соч.
[53] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 716.