-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андрей
Гурьев. Как закалялся агитпроп: Система государственной идеологической обработки населения в первые годы
НЭПа. Санкт-Петербург.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глава 10
Ты не сыта, но
ты не раба, ты рада
Но ведь чувствуют
себя, сознают свою индивидуальность –
только засоренный
глаз, нарывающий палец, больной зуб:
здоровый глаз,
палец, зуб – их будто и нет.
Разве не ясно, что
личное сознание – это только болезнь.
Евгений Замятин, «Мы»
1
Важное значение в большевистской системе идеологической обработки населения играла деятельность различного рода культурно-просветительных учреждений: клубов, библиотек, изб-читален, пунктов по ликвидации безграмотности и т.п. «Мы по всей линии просветительской работы не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой»,[1] - указывал Ленин. Разумеется, называть клуб или библиотеку, распространяющие тоталитарную, отрицающую общечеловеческие ценности идеологию, культурно-просветительным учреждением вряд ли правильно. И тем не менее не будем менять привычную сложившуюся терминологию.
Значительную
роль в культурно-массовой работе играли различного рода клубы и народные дома,
существовавшие при партийных комитетах, на предприятиях, по месту жительства и
т.д. Все они, согласно «Положению о единой сети и типах клубов РСФСР»,
принятому Главполитпросветом 28 сентября
В связи с переводом в
Организатор работы клуба А.Шонин вспоминал, что различного рода лекции посещались рабочими неохотно, а вот постановка спектаклей их интересовала. Но где взять денег для артистов? Их давала работа буфета, но если в нем не было пива, многие рабочие, естественно, не желали смотреть спектакль. «И вот, - писал в мемуарах А.Шонин, - по-первости, пока не привыкли к клубу рабочие, нам приходилось вышибать клин клином – борясь с пьянством, продавать в буфете пиво. Эта мера, хотя и некрасивая, все же многих удерживала, и они вместо того, чтобы просидеть в пивной, приходили с женами в клуб».[5]
Кроме продажи спиртных напитков в клубах стали устраивать танцы,
лотереи, фривольные представления, показы бульварных зарубежных фильмов и
другие, по большевистским понятиям, буржуазные мероприятия. Эти кафешантанные
тенденции вызвали крайнее беспокойство партийного руководства. Крупская позднее
так оценивала ситуацию с клубными учреждениями в первый год НЭПа: «В клубах
махровым цветком распустилась халтура. ... Некоторая часть из них превратилась
в рестораны, трактиры, биллиардные, другая часть – в концертные и театральные
залы с танцами».[6] В январе
В целом в исследуемый период в работе клубных учреждений
использовались такие формы агитации и пропаганды, как лекция, диспут, вечера
вопросов и ответов, политические театрализованные представления, политические
суды, устные газеты, вечера воспоминаний и др. Весьма интересной и характерной
для начала 20-ых годов формой пропаганды были политсуды. В 1921 – 1923 гг. в
петроградских клубах прошли подобные мероприятия на темы: «Суд над деятелями 9
января
В Мурманске в
Режиссура политических театрализованных судов предусматривала обычно участие в представлении действующих лиц, присущих настоящему уголовному суду и свойственную ему форму. Сценарий, как правило, писался заранее и выучивался профессиональными или самодеятельными актерами. Публика активно и эмоционально реагировала на сценическое действие своими репликами. Политсуды носили явно популистский характер и поэтому привлекали достаточно большое количество зрителей. Понятно, что людей из социальных низов заинтересовывала необычность подобного рода зрелищ и возможность почувствовать идейно-комфортную психологическую ситуацию, ибо сценарий и писался как раз в расчете на это. По всей видимости, пропагандистский эффект политсудов на низкообразованные слои населения был весьма высок, так как политические установки имели здесь образную и привлекательную форму. Впрочем, периодичность таких мероприятий была невелика, они проводились от случая к случаю, несколько раз в год. Как известно, впоследствии все эти наработки были использованы Сталиным для проведения показательных и уже совершенно нешутейных судов над своими бывшими политическими соратниками и другими неугодными коммунистическому режиму людьми.
Близкой к политсуду формой пропаганды была постановка политического театрализованного спектакля. Этим, например, активно занималась Петроградская театрально-драмматическая мастерская Красной армии. Ею были поставлены такие представления как «Свержение самодержавия», «Кровавое воскресенье», «Красный год», пантомимы «Гимн освобожденному труду», «Взятие Зимнего дворца» и др.[12] Секретарь Б.Рассела Д.Блек, специалист в области народного образования, посмотрев пантомиму «Гимн освобожденному труду», которая игралась на ступенях Петроградской биржи, писала: «Спектакль в целом производил почти опьяняющее действие... Зрелище продолжалось 5 часов и приводило к эмоциональному истощению». Воздавая должное размаху, величию и эффективности подобных мероприятий, Блек тем не менее заключала: «Такое коммунистическое просвещение представляется мне злом, потому что все делается эмоционально и фанатично, с опорой скорее на ненависть и милитаристский угар, чем на разумные начала. Оно сковывает свободный ум и разрушает инициативу».[13]
Из других наиболее влиятельных форм клубной пропагандистской работы
надо отметить лекции и деятельность кружков. Лекции и доклады собирали, как
правило, несколько более образованную часть населения. Наиболее многолюдными в
это время были выступления на тему о сменовеховстве, роли религии и церкви в
жизни общества, о международном положении и др. Марксистский дискуссионный клуб
при Псковском губкоме РКП (б) проводил в среднем по одной лекции в неделю.[14]Летом
Вот, например, один из рекомендованных для устных газет памфлетов в стихах «Как рабочие и крестьяне с НЭПом управляются». В нем рассказывалось, как поднялся, разжирел на волне НЭПа купчина-нэпман, но объединившиеся в «потребилку» (потребительскую кооперацию) трудящиеся сначала оставили его без покупателей, а потом и вовсе разорили, и он вынужден был устроиться на работу мелким бухгалтером.
Стихи заканчивались так:
А купец? В страхкассе были?
В уголочке за столом
Притулился червь-червем,
Копит книги в переплетах,
Да, счелкаючи на счетах
Хоть и помнит свой урон,
Знай, помалкивает он.
От отдела бы труда
Не нагрянула б беда.
Зададут леща и только
И вертись того, изволь-ка,
Хоть с мальчишками вставай,
Папиросы продавай.[16]
Следует заметить, что в клубной работе большевики не исключали метода принуждения. Например, члены дискуссионного клуба при Петроградском губкоме должны были обязательно являться на проводимые в нем мероприятия.
При клубах часто действовали кружки. В январе
Политический плакат большевиков в начале 1920-ых годов был обычно
резким, бескомпромиссным и упрощенным для восприятия. Вот описание широко
демонстрировавшегося в середине
Другой плакат, например, изображал великана-империалиста в образе лорда Керзона, держащего веревку с петлей и табличкой «Made in England для России». Рядом был нарисован русский карлик-эмигрант, стоящий на стопке журналов «Последние новости», «Дни», Социалистический вестник» и др. Он подает империалисту мыло и целуя ему руку говорит: «Вашш... сияссь... С мыльцем-то оно сподобнее... Удостойте принять!» Карикатура называлась «Патриотический порыв».[19]
Сплошь и рядом большевистские плакаты буквально вдалбливали в голову человека в самых разных вариациях одну главную мысль: как плохо было раньше при капиталистическом строе и как хорошо должно быть теперь и в будущем при социалистическом. Вот, например, плакат, изображавший два поезда. Над одним написано: «Для чего служил транспорт при царском режиме», над другим: «Для чего он служит при советской власти». У вагонов первого состава были надписи: «Для погребения заживо лучших сынов народа», «Для затемнения классового сознания», «Для буржуазной наживы», «Для роскоши генералов, помещиков и капиталистов», «Для поощрения разврата». У вагонов второго состава надписи были иные: «Для съездов рабочих и крестьян», «Для защиты рабоче-крестьянской власти от мировых хищников-капиталистов», «Для просвещения народа», «Для снабжения трудящихся продовольствием», «Для снабжения рабочих и крестьян орудиями производства», «Для раскрепощения женщин-работниц». Внизу плаката шел лозунг: «Товарищи железнодорожники! При капиталистическом строе вы работали до упада сил для блага и роскоши помещика, купца и генерала. Теперь же вы своим трудом куете счастье миллионам трудового народа. Каждый лишний взмах молота приближает день мировой революции».[20]
В заводских клубах пытались вводить новые формы празднования каких-либо важных для отдельных людей событий в их жизни. Например, устраивались «красные крестины» («октябрины»), «комсомольские свадьбы» и др. На «октябринах» в присутствии сотрудников и руководителей предприятия новорожденному давалось имя, родители принимали поздравления и подарки. Речи при этом бывали, как правило, сильно политизированными. Идеологизации подвергались и имена. Именно с начала 1920-ых годов достаточно широкое распространение получили Кимы, Владлены, Рэмы и т.д.[21]
Клубная политико-пропагандистская работа охватывала не только
городские слои населения, но и в определенной степени и сельские. Деревенские
клубы было принято называть народными домами. В октябре
В сельских народных домах проводились агитационные собрания, лекции, силами приезжих и частично местных самодеятельных артистов, чаще всего в дни праздников, устраивались агитационно-пропагандистские постановки и другие мероприятия. Главполитпросветом выпускались специальные сборники по клубной работе в деревне, включая сценарии театрализованных постановок. Учитывая, что это была весьма показательная и действенная форма идеологической обработки населения, приведем ряд примеров таких инсценировок.
В постановке с симптоматичным названием «Прежде и теперь» на сцене сооружались декорации площади в селе с кабаком и церковью. Первая картина изображала ситуацию «прежде», то есть до революции. Компания подвыпивших крестьянских парней и девок поют песню на мотив «Яблочка»:
Эх, водочка, разлюбезная,
Наболевшей душе преполезная,
Не глубок-от стакан, дремлют жилочки,
Потяни-ка, Степан, из бутылочки,
Затопи-ка тоску полной чаркою,
Запоешь, заведешь песни жаркие,
Веселись, не хочу, будь здоровенький,
За гульбу заплачу рупь целковенький.
На площади разыгрывается действие, где старуха идет в церковь, Ванька-оборванец спит на земле и его пинает помещик и бьет урядник, крестьянин несет последние деньги в кабак, а его жена голосит и бежит следом. В целом демонстрировалось, что жизнь в деревне до революции – это церковь, кабак, нищета крестьян, самоуправство полиции, спесь помещика. Действие доходит до пьяной драки – звучат бабий визг, крики обезумевших людей, возгласы «Убили!», стоны, вопли. Наконец свет гаснет, опускается занавес.
Вторая картина, показывающая «теперь», начинается с выхода рабочего, который декламирует:
Не кошмарны ли призраки были,
И знакомый не страшен ли сон?
Но что было, то тлеет в могиле,
Гнет томящий пожаром сожжен.
Уж не будет к былому возврата,
Замурована к прошлому дверь.
Эй, забытые радостью хаты,
Покажите-ка ваше теперь!
Занавес поднимается. Вместо кабака изображена школа, вместо церкви – клуб. Участники былой попойки встают. Выходят рабочий, работница, красноармеец. Они выносят из клуба газеты, раздают их всем действующим лицам и зрителям. Красноармеец агитирует читать о новой жизни, о Советской власти. Из школы под звуки марша выходят дети, которые несут книги, тетради. Они поют песню о своем учении и счастливом детстве. Рабочий и работница читают стихи о новой жизни. В конце инценировки все поют революционную песню.[25]
Также заслуживает внимания сценарий постановки под названием «Красная троица». Общие указания к пьесе таковы: «Задача данного сценария показать, как в нашем народном празднике Троице сменились три наслоения: 1) языческие весенние обряды, 2) еврейский праздник пятидесятницы, 3) христианский праздник Сошествия Святого Духа. Этому религиозному содержанию Троицина дня сценарий противопоставляет новое «красное» значение – тройственный союз рабочего, крестьянина и красноармейца». Действие разыгрывается на открытом воздухе на сооруженном помосте. Действующие лица: 12 девушек и 2 парня в национальных нарядах, раввин, поп, 12 апостолов капитализма (соглашатель, царь, кулак, буржуй и др. типы дореволюционной России), а также рабочий, крестьянин и красноармеец.
Действие начинается с того, что раввин и поп пытаются подчинить себе языческий хоровод девушек и парней и дерутся друг с другом. Раввин вытаскивает огромные карикатурные скрижали завета с еврейскими буквами и читает попу заповеди. Тот в это время стоит, повернувшись спиной к зрителям и «ворочает задом».
Во время чтения заповедей из зала раздаются комментарии, например:
- Аз есмь Господь Бог твой и не будет у тебя иных богов кроме меня.
- (Голос из публики) Рубль целковый – вот господь бог ваш. Кроме него нет для вас ничего святого.
- Не прелюбы сотвори.
- Сие во святых обителях и архиерейских опочивальнях с особой строгостью блюдется.
- Не укради.
- Лицемеры! Вся жизнь ваша есть сплошное обворовывание и ближнего и дальнего.
Поп уносит раввина и обращается к публике с молитвой. Но тут разухабисто выходят 12 апостолов капитализма под мотив Камаринской каждый из них поет частушку про себя. Например, Кулак:
На тугом сижу, о братие, мешке,
У меня людишек стадо в кулаке,
Поприжму тебя – не охнешь, не вздохнешь,
И, апостольствуя, по миру пойдешь.
В итоге апостолов выгоняют рабочий, крестьянин и красноармеец, которые читают про возвышенные стихи про трудящихся.[26]
Клубная работа была организована и с нерусским населением в районах
его компактного проживания. Формы ее были такие же как и обычно, но на языках
местных национальностей. Также при клубах и домах политпросвещения создавались
молодежные секции. Существовали и специальные молодежные клубы. Так, в марте
Большое значение большевики придавали работе с детьми. 19 мая
Не оставили в покое от большевистских агиток и иностранцев,
находившихся в России. Так, чтобы оказывать влияние на матросов зарубежных
судов, агитотдел губкома организовал в
Следует отметить, что культурно-просветительная работа других
политических движений большевиками целенаправленно и агрессивно подавлялась.
Так, в марте
2
Очень значительным по важности каналом для коммунистической пропаганды являлись библиотеки. Крупская призывала «превратить библиотеку, даже самую маленькую в идеологический центр, помогающий делу строительства социализма».[31] Резолюция ХII съезда РКП (б) указывала: «В области партийно-библиотечного дела работа должна быть направлена по линии превращения партбилиотек в живую систему партийно-просветительских учреждений, непосредственно связанных с партийными и партийно-профсоюзными клубами и обслуживающих школы политграмоты, марксистские кружки и потребности коммунистического самообразования».[32]
В первые годы Советской власти большевики в массовом порядке реквизировали
частные книжные собрания, передавая их в общественные учреждения, причем Ленин
лично давал по этому поводу указания и уделял внимание этой работе.[33] В
июне
В январе
С переходом к НЭПу их число стало стремительно сокращаться. Снятые с
государственного федерального финансирования библиотеки закрывались, потому что
в местных бюджетах денег для их содержания обычно не находилось. Если в январе
В
Насколько большевики панически
боялись распространения в Советской России инакомыслия, показывает их отношение
к книгам и периодическим изданиям, не соответствующим коммунистической
идеологии. 5 октября
Также был практически закрыт ввоз книг, газет и журналов из-за
границы. Согласно Постановлению Оргбюро ЦК РКП (б) от 10 февраля
Таким образом, основной формой пропагандистского влияния на массы
через библиотеки был соответствующий целенаправленный выбор литературы, когда
читатель лишался возможности получить информацию об иных идеологических
взглядах. Даже для высокопоставленных большевистских работников уже в начале
1920-ых годов становился все более затруднительным доступ к мировой
некоммунистической литературе. В
Проводилась соответствующая идеологическая работа и с библиотекарями с
целью сделать их активными и убежденными проводниками большевистской политики.
С
Особо следует сказать о сельских библиотеках или, как их тогда называли, избах-читальнях, ибо в исследуемый период они являлись главными постоянными агитационно-пропагандистскими учреждениями на селе. Крупская указывала по этому поводу: «Первичной ячейкой политпросветработы в деревне является изба-читальня. Основная ее задача – обслуживать население газетой. Организовать регулярное получение газеты и ее чтение вслух для неграмотных, организовать получение передвижной библиотеки, устроить обсуждение прочитанного, беседу на специальную тему, например, разъяснение декрета, разбудить интерес, подучить грамоте. Вот основные функции этого опорного пункта. …Сделать избу-читальню вообще активным центром духовной жизни селения».[50]
28 сентября
В первой половине
«Приучение» крестьянина к большевистской пропаганде было усилено и с
середины
Помимо выдачи книг избы-читальни организовывали лекции. Так, в ноябре
Другой формой работы сельских библиотек были коллективные читки
общественно-политической литературы. Помимо газет и популярных брошюр
большевистских лидеров для публичных чтений делались попытки изготавливать и
специальные книги. Так, Ленин еще в декабре
Для привлечения к коллективным читкам грамотных граждан использовалась
так называемая чтецкая повинность, установленная в декабре
В декабре
Очень характерна для большевиков была попытка сделать сельскую
библиотеку своеобразным «оком государевым» в деревне. В телеграмме Наркомата
просвещения и Наркомата рабоче-крестьянской инспекции, адресованной в конце
Трудно сказать, в какой мере такая «стукаческая» линия библиотек получила свое развитие. Скорее всего вообще ни в какой, потому что избы-читальни находились полностью под контролем местных органов власти, которые естественно не были заинтересованы в подобной утечке информации о положении дел на подведомственной им территории.
В целом относительно библиотечного дела в 1921 – 1923 гг. можно
сказать, что, несмотря на падение в
3
Говоря о политической пропаганде в работе культурно-просветительных учреждений, особо следует остановиться на деятельности пунктов по ликвидации безграмотности, поскольку это направление было в исследуемый период одним из самых мощных и эффективных в плане насаждения большевистских стереотипов в общественном сознании.
Курс на всеобщую грамотность был
объявлен ленинским Декретом СНК от 26 декабря
То есть обучение грамоте становилось
обязанностью, или долгом, который требовало государство. Отказ от него
объявлялся преступлением. «С нашей российской неграмотностью, будь она
проклята, с безграмотностью нашего господствующего класса мы будем бороться
беспощадно»,[65] - поддерживал Ленина,
например, Троцкий, внося в эту компанию, по мере своего участия, как можно
больше принудительности и военной дисциплины. 19 июля
В России после Гражданской войны в возрасте от 14 до 38 лет насчитывалось 17 млн. неграмотных, причем львиную долю из них - 14 млн. (82%) – составляли женщины. Зачем большевикам понадобилось организовывать столь широкомасштабную государственную компанию по обучению грамоте, причем в основном среди женщин? Казалось бы, ответ донельзя прост: ученье - свет, неученье – тьма. Но ведь большевики – не альтруисты, не благотворители и не человеколюбцы. Дело в том, что со своими планами радикального переустройства мира и коммунистического перевоспитания человека они нуждались в тотальных рычагах идейно-политического воздействия на людей, а как говорил Ленин, «неграмотный человек стоит вне политики и поэтому должен выучить алфавит». То есть задача состояла не столько в том, чтобы научить неграмотных читать и писать, сколько в том, чтобы научить их через грамотность правильно думать. «Грамота – путь к коммунизму! Руки, привыкшие хорошо держать книгу, смогут лучше держать и винтовку на защиту революции»,[67] - прямо говорилось в одной из агиток Главполитпросвета.
По официальным данным, приведенным
Менжинской на II
Всероссийском съезде политпросветов (октябрь
Осенью 1923 году было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ЦИК СССР М.И.Калининым. С самого начала этому движению был придан ярко выраженный идеологизированный характер. «Нет никакой просветительной работы, которая не была бы насквозь проникнута политикой, даже ликвидация безграмотности», [72] - прилежно повторяла Крупская вслед за своим мужем его заблуждения. В совместном постановлении ВЦСПС и Главполитпросвета «Об усилении работы по ликвидации неграмотности» (1923) перед ликбезами ставилась задача глубже наполнить политическим содержанием занятия в школах, привлекать учащихся к активной политической жизни.
II Всероссийская конференция методистов-практиков по ликвидации неграмотности постановила: «Работа на ликпункте имеет целью не только обучить технике чтения и письма, пробудить интерес к знанию вообще, но и пробудить классовое самосознание обучающихся и вызвать в них стремление к активному участию в строительстве Советской России. .... Конференция поэтому признает необходимым отказаться от проведения обучения грамоте на бессмысленном и далеком от интересов обучающихся материале, введя в букварный текст элементы политической грамоты». В том числе и при занятиях по арифметике «числовой материал следует брать из окружающей жизни, газет, книг, связывать его с темами, возникающими при изучении грамоты и политграмоты».[73]
В результате учебные пособия, по которым учились в ликбезах, были
насыщены сплошными агитационно-пропагандистскими лозунгами и констатациями. С
Прежде всего тексты букваря были направлены на то, чтобы полностью дискредитировать в сознании обучаемого все, что связано с дореволюционным миром. Самой первой внушалась мысль о том, что человек в старом обществе был рабом, а в новом – свободен. Букварь на все лады интерпретировал столь известную впоследствии максиму «Мы не рабы». Вот как это выглядело.
«Мы не рабы. Рабы не мы.
Не мы рабы. Мы не бараны. Мы не бары.
Мы не сыты, но мы не рабы.
Ты не сыта, но ты не раба.
Ты не раба, ты рада».
Всячески противопоставлялись старый и новый мир.
«Старые времена – работа на бар.
Новые времена – работа на мир.
Старые времена – народ стадо баранов.
Новые времена – мы сами в советы идем и сами дела там ведем.
Все на работу. Мы все равны.
Мы все идем на работы. Дороги нет назад.
Мы несем миру свободу.
Ты рада советам, бары не рады.
Мы разбили цепи неволи.
Кто был ничем, тот станет всем».
Надо было как-то убеждать, что новый мир не в пример лучше старого, несмотря на всю свою нищету и букварь это делал.
«Заводы даны, но работы там нет, руды, дров нет.
Нивы даны, нет ни лопаты, ни бороны.
Но мы все равны. Мы не рабы.
Мы новый мир построим без тиранов и рабов.
Мы не одеты, мы не обуты,
Народ не одет, народ не обут.
Мы работаем не на бар, а на народ.
Будет народ одет и обут.
У народа свои советы.
Ты рос бос, работал на бар, бары не босы.
Ты вырос, ты бос, бары босы
Но ты рад советам, а бары не рады.
Советы барам не дар, а удар».
При этом букварь постоянно подчеркивал, что Советская власть – это истинно народная власть.
«Советы защищают интересы трудящихся и только трудящихся.
Защита революции – долг всех трудящихся».
Очень сильны были и стремления выставить русского пролетария как борца за свободу всех эксплуатируемых.
«Рабочие всех стран бедны.
Пролетарии всех стран – соединяйтесь!
Это будет последний и решительный бой.
Коммунизм – наш факел победный.
Мы несем миру свободу.
Свободу миру мы несем.
Миру несем мы свободу».
После того как учащийся усваивал чтение по слогам, ему предлагались уже небольшие тексты: «Коммунисты защищают интересы рабочих всего мира. Коммунисты призывают рабочих всех стран разрушить мир капиталистов и помещиков, разрушить рабство трудящихся и насилие над ними и построить новый мир труда и свободы. Победа нашей Красной Армии есть победа не только русских рабочих и крестьян, но также пролетариев всего мира».[74]
Аналогичными были выпущенные в начале 1920-ых годов «Букварь красноармейца», букварь для крестьян «Наша сила – наша нива» и др. Широкое распространение получила также «Агитазбука» В.В.Маяковского. Она была насквозь идеологизирована, включая стишки типа: «Будешь смелым – беда белым», «Шумел Колчак как пароход, шалишь верховный, задний ход» и др.
На занятиях в школах ликбеза проводились беседы о НЭПе, о борьбе с голодом в Поволжье, о процессе над эсерами и т.п. Частыми были коллективные читки газет.
В Северо-Западном регионе движение за ликвидацию безграмотности широко
развернулось, начиная с
В целом же по стране во время первой
переписи советского населения, проведенной в
При этом, как отмечали авторы «Утопии у власти», пять миллионов научившихся читать и писать не были главным достижением шумной кампании по борьбе с безграмотностью. «Важно было то, что внедрялось убеждение: во всех областях жизни лучшее средство — сила, внедрялось убеждение, что без принуждения государства граждане — даже для себя — ничего не сделают. И следовательно — за все нужно быть благодарным государству».[77]
Таким образом, говоря о значении работы большевиков по ликвидации безграмотности, надо отметить следующее. С одной стороны, казалось бы, что массовое обучение населения грамоте было великим положительным начинанием. Но с другой, идеологизированный, партийно-классовый подход большевиков в этом деле способствовал не столько духовному раскрепощению людей, сколько, наоборот, закабалению их сознания в прокрустовом ложе большевистских догм и убеждений типа «ты не сыта, но ты не раба, ты рада». Сталинизм взял затем души этих несчастных людей без всякого их сопротивления, словно уже готовых идти под нож, в лагеря, в колхозы, куда угодно.
4
Очень характерной формой
идеологического воздействия на население был и, так называемый ленинский план
монументальной пропаганды. Он возник действительно непосредственно в голове
Ленина, который еще в начале
При этом Ленин дал Луначарскому задание составить список борцов за социализм и других светочей философской мысли, науки и искусства, которые с точки зрения большевиков, двигали общественный прогресс. По этому списку надлежало заказать скульптуры и установить их в том числе на тех постаментах, с которых убрать памятники старого мира.
Также Ленин подчеркнул: «Особенное внимание надо обратить на открытие таких памятников. Тут и мы сами, и другие товарищи, может быть и крупные специалисты, могут быть привлечены для произнесения речей. Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником, а потом по случаю юбилейных дат можно повторять напоминание о данном великом человеке, всегда, конечно, связывая его с нашей революцией и ее задачами».[78]
Эти идеи были оформлены в Декрете
Совнаркома "О снятии памятников, воздвигнутых в
честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической
Революции" от 14 апреля
Подавляющее большинство монументов,
изготовленных, как правило, из нестойких материалов типа наскоро
покрашенного гипса и некачественного цемента, достаточно быстро пришли в
полную негодность. Впоследствии сохранилась лишь часть агитационно-мемориальных
досок, среди монументов же наиболее значительным исключением являются сегодня
фигуры А.И.Герцена и Н.П.Огарева перед старым зданием Московского
государственного университета, установленные в
Непосредственно план сооружения
скульптур по принятому в
[1] Ленин В.И. Речь на
Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного
образования 3 ноября
[2] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 707.
[3] Агитационно-пропагандистская работа Главполитпросвета. Материалы к ХII Съезду партии. М., 1923. С. 6.
[4] Цит. по: Очерки истории идеологической... С.179.
[5] ЦГАИД, ф. 4000, оп.5, д.
[6] Агитационно-пропагандистская работа Главполитпросвета. С. 30.
[7] Там же. Мамай Н. Указ.соч. С.102.
[8] Петроградская правда. 1922. 6 апреля, 9 мая.
[9] Полярная правда. 1921. 23 апреля.
[10] Звезда. 1921. 7 июля.
[11] Сборник материалов...Вып.4. С.111.
[12] Виноградов-Мамонт Н.Г. Красноармейское чудо. Л., 1972. С.36.
[13] Рассел.Б. Указ.соч.С.37.
[14] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.97, л.31.
[15] Псковский набат. 1921. 15 июля.
[16] Гавриков. Как рабочие и крестьяне с НЭПом управляются (Песни пролетария-кооператора). М., 1924.
[17] Коммунистическое просвещение. 1923. № 2. С.104.
[18] О большевистском плакате см. альбом «Сердцем слушая революцию». М., 1992.
[19] Ефимов Б. Карикатуры. Предисловие Л.Троцкого. М., 1924.
[20] Наука и жизнь. 1966. № 8.
[21] Подробнее см. Без ретуши. Т.1. Л., 1992. С. 87-89.
[22] Агитационно-пропагандистская работа Главполитпросвета. С. 28-29.
[23] Звезда. 1921. 6 июля.
[24] Звезда. 1921. 7 июля.
[25] Прежде и теперь. Деревенские постановки. М., 1923.
[26] Там же.
[27] Юный пролетарий. 1922. № 1-2. С.62.
[28] Очерки истории Ленинградской организации ВЛКСМ. Л., 1972. С. 108.
[29] Там же. С. 125.
[30] Справочник Петроградского агитатора. 1921. № 10. С.34.
[31] Крупская Н.К.
Педагогические сочинения в 10 томах. Т.
[32] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 715.
[33] Ленин В.И. В библиотечный отдел Комиссариата народного просвещения // ПСС. Т. 50. С. 231.
[34] Ленин В.И. О постановке библиотечного дела // ПСС. Т. 36. С. 422.
[35] Ленин В.И. О положении библиотечного дела // ПСС. Т. 37. С. 470.
[36] Ленин В.И. В народный комиссариат просвещения // ПСС. Т.37. С. 474 – 477.
[37] ЦГАИД, ф.9, оп.1, д.2381, л.32.
[38] Коммунист. 1922. 29 июля.
[39] Агитационно-пропагандистская работа Главполитпросвета. С. 6.
[40] Там же. С. 25.
[41] Там же. С. 27.
[42] Там же.
[43] См. Ремизова Т.А. Указ.соч. С. 208.
[44] Правда. 1922. 25 января.
[45] Яковлев А. Указ. соч. С. 6.
[46] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[47] Там же. Л.3.
[48] Валентинов Н. Указ.соч. С.296.
[49] Сборник материалов...Вып. 3. С. 12.
[50] Крупская. Н.К. Политико-просветительная работа. С.
10.
[51] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.54, л.8.
[52] Одиннадцатый съезд РКП (б). С. 602.
[53] Двенадцатый съезд РКП (б). С. 707, 713.
[54] ЦГАИД, ф. 16, оп. 9, д.
[55] Там же.
[56] Крупская. Основные типы политпросветучреждений //
Коммунистическое просвещение. 1922. № 4-5.
[57] ЦГАИД, ф. 9, оп. 1, д.
[58] РЦХИДНИ, ф.17, оп. 60, д.
[59] Ленин В.И. Инструкция о составлении книги для чтения рабочих и крестьян // ПСС. Т.37. С. 402.
[60] ЦГАИД, ф. 16, оп. 9, д.
[61] Попова Н.П. Борьба Псковской партийной организации за укрепление связи с массами. С. 9.
[62] Справочник Петроградского агитатора. 1921. № 3. С.82.
[63] Там же. С. 83.
[64] Народное образование в
СССР. Сб. документов. 1917 –
[65] Долой неграмотность!!! Все на борьбу с темнотой!
Сборник инсценировок, пьес и статей по ликвидации неграмотности с руководящими
указаниями. 1924. С. 3.
[66] См. Ремизова Т.И. Указ.соч. 63.
[67] Долой неграмотность!!! С. 4.
[68] Андреева М.С. Указ.соч. С. 43.
[69] Коммунистическое просвещение. 1922. № 6. С.6.
[70] РЦХИДНИ, ф12, оп. 1, д.
[71] Долой неграмотность!!! С. 4.
[72] Правда. 1921. 21 декабря.
[73] Ликвидация безграмотности. Сб. ст. 1923. С. 14.
[74] Долой неграмотность. Букварь для взрослых. 1920.
[75] Попова Н.П. Указ. соч. С.9.
[76] Геллер М. Указ. соч. С. 67.
[77] Геллер М. Некрич А. Указ. соч. С. 185
[78] В.И.Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977. С. 320.